Программа «Радуга», «Истоки», «Развитие», «Детство», «Наследие», «ТРИЗ»

Вопросы и задания для закрепления.

1 В основу программы «Радуга», под руководством Т.Н.Дороновой, положена идея о том , что каждый год жизни ребёнка является ___ для ___ определённых ___ новообразований (психических, психологических, формирования, решающим, своевременным)

2 Педагогическая работа в программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли ____ в психическом развитии ребёнка и становлении его личности

А- учение Б- деятельность В- обучение Г- воспитание

3 Способность у детей к целеполаганию начинается в возрасте между-

А- 2-3 годами Б- 3-4 годами В- 5-6 годами

4 Способность самостоятельно развёртывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием ____ и ____ деятельности

А- самостоятельной Б- творческой В- учебной Г- научной

5 Существенным моментом в педагогической работе является создание у детей ___, побуждающей их овладевать тем, чем необходимо овладеть (потребности, мотивации, желания, способности)

6 Выделяют три типа мотивации, с их помощью побуждать детей охотно усваивать новое, передаваемое взрослыми А- игровая мотивация Б- мотивация общения

В- мотивация личной заинтересованности Г- мотивация учения

7 Авторы считают ___ важнейших видов деятельности детей и занятий , в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка

8 Красный цвет отдаётся авторами самому важному предмету воспитания

А- игра Б- физическая культура В- занятия по развитию речи Г- конструирование

9 Ведущая деятельность ребёнка- игра, связывается с ____ цветом радуги

10 Каждый вид занятий поэтично сравнивается с каким-то одним цветом радуги, раскрывается его своеобразие и целесообразность полноценного использования в работе с детьми. Соотнесите цвет и вид:

1- физическая культура; 2- игра; 3- изодеятельность и ручной труд;

4-конструирование 5- музыкальное и пластическое искусство; 6- математика;

7- развитее речи и ознакомление с окружающим миром;

А- красный; Б- оранжевый; В- жёлтый; Г- зелёный; Д- голубой; Е- синий; Ж- фиолетовый;

Ответ: 1-; 2-; 3-; 4-; 5-; 6-; 7-;

11 Главный помощник в реализации ведущих потребностей ребёнка воспитатель- умный, тактичный, авторитарный, доброжелательный, амбициозный, творческий, грубый, справедливый. Уберите лишнее, докажите несоответствие. 37

12 Программа «Истоки»основана на психологических и педагогических исследованиях под руководством (Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина)

13 Авторы программы выделяют ведущие базисные характеристики личности ребёнка, складываются не одновременно, находятся в постоянном изменении и развитии. На каждом возрастном этапе имеют своё содержание. Охарактеризуйте:

- Компетентность включает аспекты: а) интеллектуальный; б) языковый; в) социальный;

г) физического развития;

- Креативность; - Инициативность; - Самостоятельность и ответственность; - Произволность

- Свобода поведения и безопасность; - Самосознание и самооценка;

14 В программе «Истоки» центральной фигурой образовательного процесса является

А- воспитатель Б- воспитание В- здоровье Г- ребёнок

15 Задачи развития ребёнка в деятельности представлены по 4 основным направлениям, кроме А- социальное развитие Б- познавательное В- эстетическое Г- духовное Д- физическое

16 Программа направлена на амплификацию, т.е.___ психического развития ребёнка, максимальную реализацию его возможностей (сохранение, обогащение, формирования)

17 Авторский коллектив программы «Развитие»- сотрудники института дошкольного образования и семейного воспитания под руководством

А- Л.А.Венгера Б- О.М.Дьяченко В- Л.С.Выготского Г- все ответы верны

18 В основу программы взяты ____ теоретических положения (два, три, четыре )

19 Теоретические положения программы «Развитие»

А- теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития;

Б- концепция Л.А.Венгера о развитии способностей;

В- идея Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития »;

Г- закон Д.Б.Эльконина о чередовании, периодичности разных типов деятельности;

20 Основные цели программы «Развитие»- развитие

А- умственных и художественных способностей;

Б- специфических видов деятельности;

В- сенсорных способностей;

Г- интеллектуально-познавательных;

21 По мнению авторов программы, основной путь развития – это обобщение ____

(эмпирическое, теоретическое)

22 Обучение по программе «Развитие» носит ____ характер

(развивающий, воспитывающий, обобщающий)

23 «Детство»- программа развития и воспитания детей в детском саду в разных видах ___

( игры, деятельности, занятий, общения)

24 Программа и педагогическая технология направлены на обеспечение единого процесса __ и ___ личности (интеграции, социализации, индивидуализации, самопознания, общения)

25 Содержание программы «Детство» условно объединено вокруг 4 основных блоков:

А- «Познание» Б- «Гуманное отношение» В-«Созидание» Г- «Здоровый образ жизни»

Д- «Социальное развитие» Е- «физическое развитие»

26 Деятельность воспитателя должна быть направлена на обеспечение максимальной активности детей в соответствии с _____ возможностями развивающейся личности

27 Автор идеи программы «ТРИЗ»- теория решения изобретательских задач, Г.С.Альтшуллер. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип ______ обучения

А- природосообразности Б- культуросообразности В- центрации Г- индивидуализации

28 Главная цель педагога, работающего по программе «ТРИЗ»,- формирование у детей ___ мышления, воспитание ____ личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

29 Программа «Юный эколог» - автор С.Н.Николаева, включает в себя концептуальный научно обоснованный психолого- педагогический взгляд на проблему __ __ дошкольников

30 Реализация программы по экологическому воспитанию успешно решается при условии:

А- создания в дошкольном учреждении зелёной зоны;

Б- заинтересованность педагогического коллектива в усвоении основ экологической культуры детьми; В- воспитание экологической культуры у родителей; 38

Г- приобщение родителей к целостной работе с детьми; Е- все ответы верны;

31 Программа «Наследие», авторы М.Новицкая, Е.В.Соловьёва определяют цель- введение в традиционную ___ культуру

32 Объединяющее начало для разных культур содержится в трёх главных сферах:

Человек и природа; Человек и семья, род; Человек и история. Принципы построения программы могут быть использованы при изучении ____ любого народа России и мира

33 Программа «Наследие» состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное ___ и определённые ___: Круг событий; Семейный круг; Встанем в круг; Круг чтения.(задачи, значение, возможности, цели)

34 Содержание программы – это глубочайший материал обретения народной ___

Критерии оценки:

– оценка «отлично» выставляется студенту, правильно ответившему на 91% вопросов;

– оценка «хорошо» выставляется студенту, правильно ответившему на 76-90% вопросов;

– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, правильно ответившему на 61-75% вопросов;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, правильно ответившему на 0-60% вопросов

Практические задания

Тема 2.Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении в условиях социального партнерства

Тема 5.Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования

Задание 1:Сформулируйте темы (не менее 7) по самообразованию для воспитателя детей дошкольного возраста, обоснуйте их актуальность.

Критерии оценки: рациональность выбора тем по самообразованию, аргументированность обоснования актуальности.

Задание 2:Опишите структуру проектной деятельности.

Критерии оценки: соответствие структуры проектной деятельности предъявляемым требованиям.

Задание 3:Опишите этапы подготовки и проведения опытно-экспериментальной работы в сфере образования.

Критерии оценки: соответствие требованиям к планированию этапов исследовательской деятельности.

Задание 4:Опишите примерную структуру программы эксперимента в сфере образования.

Критерии оценки: соответствие образцу структуры программы эксперимента.

Задание 5:Перечислите основные методы теоретического исследования, используемые в области дошкольного образования.

Критерии оценки: полнота и точность характеристик методов.

Задание 6:Перечислите основные методы эмпирического (опытно-практического) исследования, используемые в области дошкольного образования.

Критерии оценки: полнота и точность характеристик методов.

Задание 7:Представьте критерии передового педагогического опыта.

Критерии оценки: полнота и точность представления критериев.

Задание 8:Представьте структуру процесса изложения результатов исследования.

Критерии оценки: соответствие образцу структуры процесса изложения результатов исследования. 39

Тема 1Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающей системы

Тема 3Методические и технологические основы педагогической деятельности воспитателя в ДОУ

Тема 4Структурные компоненты процессы воспитания и обучения в ДОУ.

1. Составьте схему «Система образования в России»

2. Проанализируйте свой образовательный путь, изобразите его в виде цепочки образовательных учреждений, в которых вы воспитывались, обучались и обучаетесь в настоящее время, в каких предполагаете продолжить образование.

3. Составьте программу профессионального самовоспитания по плану:

- какие личностные качества называются профессиональными?

-определите свой профессиональный идеал;

- проанализируйте, насколько вы соответствуете своему идеалу и как стремитесь к нему приблизиться;

-определите, каким образом, с помощью каких средств, способов деятельности вы развиваете и будете продолжать развивать у себя профессионально значимые качества.

4. Дайте характеристику специализации, которую вы приобретаете в процессе профессионального образования. Объясните, насколько она необходима для современного дошкольного учреждения, отвечает ли вашим интересам, способностям.

5. Перечислите функциональные обязанности педагога детского сада.

Какие личностные качества старшего воспитателя обеспечивают успех его деятельности, а какие вызывают трудности? Приведите примеры.

Каковы ваши предложения по совершенствованию деятельности старшего воспитателя детского сада

6. Изучите в «Концепции дошкольного воспитания» раздел «Воспитатель детского сада», выскажите свою точку зрения о перспективе подготовки педагогов-воспитателей для работы в группах.

7. Докажите, что воспитание- важнейшая функция человеческого общества, без которой оно не может существовать.

8. Подберите пословицы разных народов о воспитании детей, проанализируйте их, выявите сходство и различия в подходах к воспитанию.

9. Изучите «Концепцию дошкольного воспитания», выпишите цели и принципы гуманизации педагогической работы с детьми, дайте сравнительную характеристику учебно- дисциплинарной и личностно- ориентированной моделей построения образовательного процесса.

10.Вникните в содержание понятия «образование» и докажите правомерность называния современного детского сада образовательным учреждением.

11.Изучите Закон РФ «Об образовании», выпишите принципы, на которых основывается современная система образования в России, проследите специфику их реализации в общественном дошкольном воспитании.

12.Познакомьтесь с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении: выпишите его структуру и основное содержание каждого раздела. 40

13. Объясните, что представляют собой альтернативные образовательные учреждения в нашей стране и за рубежом, приведите примеры.

14. Выскажите ваше мнение о роли и месте содержательного досуга, увлечений в системе непрерывного образования, развития личности. Удовлетворение каких ваших общекультурных потребностей скажется на вашей профессиональной подготовки.

15. Изучите и проанализируйте принципы построения развивающей среды в дошкольном учреждении по книге В.А.Петровского и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении (М., 2003).

16. Понаблюдайте во время посещения детского сада за воспитателем группы и запишите примеры, когда воспитатель целенаправленно и стихийно выступал в двух функциях взрослого человека: взрослый- носитель ценностей и взрослый- организатор процесса передачи социального опыта.

Тема 5.Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования

17. Прочтите внимательно статью Л.С.Выготского «Проблема возраста» ( Выготский Л.С. Пед.соч.- Т. 4.- С. 244). Подумайте, почему педагогу, а не только психологу, важно знать о подходах к возрастной периодизации.

18. Составьте характеристику ребёнка раннего или дошкольного возраста на основе комплексной программы «Развитие», авторский коллектив под руководством Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко.

19. В методических рекомендация по программе «Развитие» для воспитателей дошкольных учреждений показано как проектировать различные развивающие ситуации. Проиллюстрировать примером использование проблемной ситуации при освоении пространственных отношений между предметами.

20. Авторы программы«Детский сад- дом радости» Н.М.Крылова, В.Т.Иванова представляют содержательный методический материал в виде плана-сценария. На примере формирования культурно-гигиенического навыка умывания показать поэтапную работу по совершенствованию деятельности ребёнка в данном режимном процессе. (Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999- С.52)

21. Программа «Истоки» разрабатывалась как базисная программа развития дошкольника. Раскройте динамику развития ребёнка раннего и дошкольного возраста по одному из направлений программы: социальное развитие; познавательное развитие; эстетическое развитие; физическое развитие.

(Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999- С.84-97)

22. Педагогическая работа в программе «Радуга» строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребёнка и становлении его личности. Авторы , образно сравнивая с настоящей радугой- семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка, раскройте и проанализируйте. (Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999- С.32- 45)

23. Объясните механизм связи воспитания любви к родному дому с воспитанием любви к родной стране, анализируя содержание программы «Наследие», авторы –М. Новицкая, Е.В. Соловьёва. В качестве примера приведите фрагменты, рекомендованные авторами в работе с детьми. 41

(Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., 1999- С.164-169)

24. Объясните, почему педагог должен всячески поддерживать в глазах ребёнка авторитет родителей, воспитывать любовь и привязанность к ним.

25. Как осуществляется сотрудничество детского сада и семьи в современных образовательных программах? Какие из форм работы с семьёй вам кажутся наиболее действенными? Почему? К каким формам вы считаете себя наиболее подготовленными?

26. Продолжите перечень правил взаимодействия с семьёй:

- обращаться только по имени и отчеству;

- проявлять искренний интерес к родителям;

- уметь слушать родителей;

- проявлять доброжелательность;

Критерии оценки:

– оценка «отлично» соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам. Тема раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы. Задание выполнено с использованием широкого круга научной литературы, рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также иной литературы, чем та, что предложена в Программе соответствующей учебной дисциплины. Работа должным образом оформлена;

– оценка «хорошо» тема раскрыта полностью; прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые обоснованные выводы; использована необходимая для раскрытия вопроса основная и дополнительная литература. Грамотное оформление;

– оценка «удовлетворительно» тема раскрыта недостаточно полно; использовались только основные (более двух) источники; имеются ссылки на статистические материалы, но не выражена авторская позиция; отсутствуют выводы. Имеются недостатки по оформлению;

– оценка «не удовлетворительно» Задание не раскрыто; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на статистические источники. Имеются недостатки по оформлению работы

Наши рекомендации