Глава 2. Эмпирическое исследование воображения и творчества в период детства

2.1 Организация и методы опытно-экспериментальной работы

Данная глава посвящена описанию экспериментальной работы по определению уровня развития творческого воображения.

Работа проводилась в несколько этапов.

На первом этапе, проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы выделили признаки и критерии творческого воображения. На втором этапе в результате констатирующего эксперимента определили уровень воображения у младших школьников. Обобщив его результаты, мы пришли к выводу, что необходимо введение в учебный процесс специальных упражнений и игр, занятий изобразительной деятельностью на начальном этапе обучения. На третьем этапе разработали серию занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности и применили данную программу на практике. На четвертом этапе провели контрольный срез и сравнили с результатами первого констатирующего эксперимента.

Для осуществления реальной ориентации на личность в современной школе должна существовать специальная служба, осуществляющая поэтапное изучение личности и выдачу рекомендации по дифференциации и индивидуализации обучения, учитывая при этом природные способности и наклонности ребенка, свойства нервной психики и нервной системы.

В сегодняшней школьной практике должна существовать ранняя диагностика по выявлению одаренных детей и специальная программа, помогающая развивать эти способности. Необходимо создать среду, позволяющую в деятельности проявлять и развивать природные наклонности и способности учащихся. Следовательно, возникает необходимость введение в школьные занятия специальных заданий, ориентированных на развитие воображения. В процессе реализации программы, на развитие воображения, мы попыталась создать в экспериментальной группе все условия для развития творческого потенциала младших школьников.

Воображение - основа активного участия ребенка в различных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической, художественной и т.д. Оно включается в состав исходных форм мышления, самосознания, отношения к другому человеку.

Достаточно развитое воображение позволяет преодолевать ребенку сложившиеся стереотипы изображения реальных объектов окружающего мира и фантастических образов.

На основе воображения у ребенка складываются первые проявления творческого отношения к действительности.

Творчество детей, хотя еще и выступает в неразвитой форме, содержит в себе важные качества, которые создают возможность выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт.

Творческий процесс ребенка - это поиск нового сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, в процессе конструирования.

Цель констатирующего эксперимента: выявить влияние изобразительной деятельности на уровень развития воображения. При выполнении использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование,тестирование.

В педагогике и психологии исследованиями в области детского рисунка занимались многие ученые. В результате были разработано множество художественно-графических тестов в которых оценивается творческое воображение по определенным критериям. Что-же это за критерии?

Д. Локк оценивал воображение по следующим показателям:

-количество образцов;

-образная адаптивная гибкость (способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения);

-оригинальность;

-сюжетная разработка.

Барышева Т. А. Осуществляет оценку творческого мышления по таким критериям как:

-оригинальность;

-способы создания образов;

-разработанность сюжета;

-завершенность;

-эмоциональная выразительность;

-степень «отлета от реальности»;

-детализированность;

-разнообразие использования средств выразительности;

-композиционное решение;

-мастерство, проявление индивидуальности и т. д.

Диагностика дивергентного мышления и воображения была разработана Д. Гилфордом и получила практическую апробацию в Иллинойском университете (США), где была использована в программе диагностики и обучения одаренных детей. Д. Гилфорд выделил следующие критерии:

-беглость;

-гибкость;

-оригинальность;

-разработанность;

-законченность, осмысленность.

П. Торренс в сфере диагностики художественно-творческих способностей выделил следующие параметры креативности:

-беглость;

-гибкость;

-оригинальность;

-разработанность.

Методики Туник Е. Е. На дивергентную продукцию образно­символической системы оценивает уровень развития воображения по таким критериям:

-оригинальность;

-беглость; разработанность;

-степень отдаленности идей от стимула;

-эмоциональная экспрессия;

-художественно-эстетические элементы;

-выход за пределы задания (зависимость - независимость).

Д. Джонсон в своем экспресс-методе выделил следующие характеристики креативности:

-эмоциональность;

-количество идей;

-разработанность (различные стратегии решения проблемы); -оригинальность;

-независимость;

-изобретательность и др.

Если подвести итог всем вышеперечисленным параметрам творческого воображения, то можно выделить четыре основных характеристики: оригинальность, разработанность, беглость, гибкость.

Проведем характеристику основных показателей творческого воображения.

Оригинальностьхарактеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных, неповторяющихся ответов, образов, идей.

Разработанность - тщательность, детализация образов - фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных признаков при разработке основной идеи.

Беглость - количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов.

Гибкость - отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.

Признаки Уровни развития воображения
высокий средний низкий
Оригинальность Выдвижение идей, отличных от очевидных, нормативных Нормативные, стандартные идеи. Стереотипы. Присутствие описательности, перечисляемости, неумение преобразовать стимульный материал.
Разработанность Тщательность, детализация образов. Большое количество существенных и несущественных деталей. Эмоциональность образов. Выделяет небольшое количество существенных деталей Выделяет несущественные детали, которые не связаны между собой.
Гибкость Число использованных категорий 12-18 6-12 различных категорий ответов 0-6 ответов к картинкам по разным категориям
Беглость Большое количество завершенных образов по одному стимулу Небольшое количество образов. Отсутствие какого- либо образа вообще.
Таблица 2

Творческое воображение младших школьников.

Для изучения уровня воображения, творческой активности нами были использованы следующие методики.

Методика 1

Изучение оригинальности решения задач на построение образа.

Цель: Определить уровни развития воображения в экспериментальной и контрольной группах.

Подготовка исследования: подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами : контурное изображение частей предметов. Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования. Ребенка просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картина. Предварительно можно провести беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают похожи облака в небе и т. д.).

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не понимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок включает в него какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей.

Методика 2.

Методика изучения детской креативности. (Е.Е. Туник)

Цель: методика направлена на изучение детской креативности, как черты личности ребенка, его способности к творчеству как к процессу.

Проведение исследования. Данная методика состоит из восьми субтестов: «Словесная ассоциация», «Использование предметов», «Заключение», «Составление изображения», «Эскизы», «спрятанная форма»,Задачи со спичками
Инструкция. Ребенка просят выполнить определенного рода задание, при выполнении которых он создает что-то новое, не существовавшее прежде, оригинальное.

Методика 3.

Наши рекомендации