Глава 2. Эмпирическое исследование воображения и творчества в период детства
2.1 Организация и методы опытно-экспериментальной работы
Данная глава посвящена описанию экспериментальной работы по определению уровня развития творческого воображения.
Работа проводилась в несколько этапов.
На первом этапе, проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы выделили признаки и критерии творческого воображения. На втором этапе в результате констатирующего эксперимента определили уровень воображения у младших школьников. Обобщив его результаты, мы пришли к выводу, что необходимо введение в учебный процесс специальных упражнений и игр, занятий изобразительной деятельностью на начальном этапе обучения. На третьем этапе разработали серию занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности и применили данную программу на практике. На четвертом этапе провели контрольный срез и сравнили с результатами первого констатирующего эксперимента.
Для осуществления реальной ориентации на личность в современной школе должна существовать специальная служба, осуществляющая поэтапное изучение личности и выдачу рекомендации по дифференциации и индивидуализации обучения, учитывая при этом природные способности и наклонности ребенка, свойства нервной психики и нервной системы.
В сегодняшней школьной практике должна существовать ранняя диагностика по выявлению одаренных детей и специальная программа, помогающая развивать эти способности. Необходимо создать среду, позволяющую в деятельности проявлять и развивать природные наклонности и способности учащихся. Следовательно, возникает необходимость введение в школьные занятия специальных заданий, ориентированных на развитие воображения. В процессе реализации программы, на развитие воображения, мы попыталась создать в экспериментальной группе все условия для развития творческого потенциала младших школьников.
Воображение - основа активного участия ребенка в различных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической, художественной и т.д. Оно включается в состав исходных форм мышления, самосознания, отношения к другому человеку.
Достаточно развитое воображение позволяет преодолевать ребенку сложившиеся стереотипы изображения реальных объектов окружающего мира и фантастических образов.
На основе воображения у ребенка складываются первые проявления творческого отношения к действительности.
Творчество детей, хотя еще и выступает в неразвитой форме, содержит в себе важные качества, которые создают возможность выходить детям за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый продукт.
Творческий процесс ребенка - это поиск нового сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, в процессе конструирования.
Цель констатирующего эксперимента: выявить влияние изобразительной деятельности на уровень развития воображения. При выполнении использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование,тестирование.
В педагогике и психологии исследованиями в области детского рисунка занимались многие ученые. В результате были разработано множество художественно-графических тестов в которых оценивается творческое воображение по определенным критериям. Что-же это за критерии?
Д. Локк оценивал воображение по следующим показателям:
-количество образцов;
-образная адаптивная гибкость (способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения);
-оригинальность;
-сюжетная разработка.
Барышева Т. А. Осуществляет оценку творческого мышления по таким критериям как:
-оригинальность;
-способы создания образов;
-разработанность сюжета;
-завершенность;
-эмоциональная выразительность;
-степень «отлета от реальности»;
-детализированность;
-разнообразие использования средств выразительности;
-композиционное решение;
-мастерство, проявление индивидуальности и т. д.
Диагностика дивергентного мышления и воображения была разработана Д. Гилфордом и получила практическую апробацию в Иллинойском университете (США), где была использована в программе диагностики и обучения одаренных детей. Д. Гилфорд выделил следующие критерии:
-беглость;
-гибкость;
-оригинальность;
-разработанность;
-законченность, осмысленность.
П. Торренс в сфере диагностики художественно-творческих способностей выделил следующие параметры креативности:
-беглость;
-гибкость;
-оригинальность;
-разработанность.
Методики Туник Е. Е. На дивергентную продукцию образносимволической системы оценивает уровень развития воображения по таким критериям:
-оригинальность;
-беглость; разработанность;
-степень отдаленности идей от стимула;
-эмоциональная экспрессия;
-художественно-эстетические элементы;
-выход за пределы задания (зависимость - независимость).
Д. Джонсон в своем экспресс-методе выделил следующие характеристики креативности:
-эмоциональность;
-количество идей;
-разработанность (различные стратегии решения проблемы); -оригинальность;
-независимость;
-изобретательность и др.
Если подвести итог всем вышеперечисленным параметрам творческого воображения, то можно выделить четыре основных характеристики: оригинальность, разработанность, беглость, гибкость.
Проведем характеристику основных показателей творческого воображения.
Оригинальностьхарактеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных, неповторяющихся ответов, образов, идей.
Разработанность - тщательность, детализация образов - фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных признаков при разработке основной идеи.
Беглость - количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов.
Гибкость - отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.
Признаки | Уровни развития воображения | ||
высокий | средний | низкий | |
Оригинальность | Выдвижение идей, отличных от очевидных, нормативных | Нормативные, стандартные идеи. Стереотипы. | Присутствие описательности, перечисляемости, неумение преобразовать стимульный материал. |
Разработанность | Тщательность, детализация образов. Большое количество существенных и несущественных деталей. Эмоциональность образов. | Выделяет небольшое количество существенных деталей | Выделяет несущественные детали, которые не связаны между собой. |
Гибкость | Число использованных категорий 12-18 | 6-12 различных категорий ответов | 0-6 ответов к картинкам по разным категориям |
Беглость | Большое количество завершенных образов по одному стимулу | Небольшое количество образов. | Отсутствие какого- либо образа вообще. |
Таблица 2 |
Творческое воображение младших школьников. |
Для изучения уровня воображения, творческой активности нами были использованы следующие методики.
Методика 1
Изучение оригинальности решения задач на построение образа.
Цель: Определить уровни развития воображения в экспериментальной и контрольной группах.
Подготовка исследования: подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами : контурное изображение частей предметов. Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картина. Предварительно можно провести беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают похожи облака в небе и т. д.).
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не понимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок включает в него какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей.
Методика 2.
Методика изучения детской креативности. (Е.Е. Туник)
Цель: методика направлена на изучение детской креативности, как черты личности ребенка, его способности к творчеству как к процессу.
Проведение исследования. Данная методика состоит из восьми субтестов: «Словесная ассоциация», «Использование предметов», «Заключение», «Составление изображения», «Эскизы», «спрятанная форма»,Задачи со спичками
Инструкция. Ребенка просят выполнить определенного рода задание, при выполнении которых он создает что-то новое, не существовавшее прежде, оригинальное.
Методика 3.