Педагогика физической культуры и спорта как
Учебно-научная дисциплина
Одна из ведущих тенденций развития современной педагогической науки - все усиливающаяся дифференциация областей педагогического знания. Одним из проявления данной тенденции является появление новой отрасли педагогических знаний - педагогики физической культуры и спорта, теоретическое оформление которой началось в начале70-х годов ХХ века.
Предпосылками выделения педагогики физической культуры и спорта в самостоятельную отрасль науки о воспитании послужили философские и прогрессивные педагогические традиции в области физического воспитания, а также то, что знания о педагогических закономерностях спортивной деятельности логически не умещались в рамках теории физического воспитания. Зарождение и формирование педагогики физической культуры и спорта шло в неразрывной связи с процессом развития физкультурного движения и обуславливалось развитием других наук, в частности, спортивной психологии.
В начале 70-х годов на основе проведенных фундаментальных исследований педагогических проблем спорта (на уровне докторских и кандидатских диссертаций) определилась возможность сформулировать предмет педагогики физической культуры и спорта. В 1974 году было предложено рассматривать педагогику спорта как отрасль педагогической науки, занимающуюся изучением закономерностей формирования человека в процессе и под влиянием занятий физической культурой и спортом.
В учебном пособии, изданном в ГДР в 1978 г., дано определение спортивной педагогики как научной дисциплины, исследующей закономерности сознательного, целенаправленного, планомерного и организованного руководства процессом развития личности спортсмена в условиях спортивной деятельности.
Как отрасль педагогической науки она решает задачи:
1) исследование закономерностей использования средств физической культуры и спорта в процессе воспитания подрастающего поколения;
2) изучение и обобщение опыта лучших спортивных педагогов;
3) разработка наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы в сфере физической культуры и спорта.
Исходя из содержания раздела 1.1 данного пособия, можно определить предметом педагогики физической культуры педагогический процесс, осуществляемый в сфере физической культуры и спорта.
Педагогика физической культуры – учебно-научная дисциплина, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического (учебно-воспитательного) процесса, проходящего в сфере физической культуры и спорта.
Как учебная дисциплина «Педагогика физической культуры и спорта» является профилирующей общепрофессиональной дисциплиной в системе профессионального физкультурного образования. Ведущее положение данной дисциплины обусловлено тем, что деятельность спортивного педагога имеет, прежде всего, педагогическую направленность:
- изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека;
- разработка и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическая реализация средствами физической культуры и спорта;
- формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.
Цель преподавания курса – создать целостное представление о сущности, специфике, закономерностях педагогики в области физической культуры и спорта, помочь сориентироваться в многообразии педагогических концепций, включить студентов в активный процесс педагогического поиска.
Задачи изучения дисциплины.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- знать сущность целостного педагогического процесса, акцентируя внимание на особенностях воспитания в области физической культуры и спорта; ориентироваться в многообразии педагогических концепций;
- выделять условия оптимизации процесса воспитания и самовоспитания; знать методы воспитания спортсмена; особенности работы с детским спортивным коллективом, с семьей воспитанника; знать закономерности и возрастные особенности развития личности;
- уметь ориентироваться в проблемах педагогики, обусловленных спецификой физической культуры и спорта;
- уметь четко формулировать основные педагогические понятия;
- анализировать и осознанно осуществлять выбор воспитательных средств в построении единого педагогического процесса;
- владеть основными методами, средствами и формами воспитания;
- оценивать и интерпретировать различные педагогические факты и явления;
- применять на практике знания о формировании и сплочении детского коллектива.
Практические задания
1. Укажите связь педагогики физической культуры и спорта с другими научными дисциплинами.
Научная дисциплина | В чём проявляется |
Философия | |
Социология ФК | |
Психология ФК | |
Физиология | |
История ФК | |
Теория и методика ФК и С |
2.Установите правильное соотношение понятий (I –3,…)
I. Категории педагогики | 1. Аналитическая 2. Изучение закономерности в области обучения и воспитания 3. Конструктивная 4. Воспитание 5. Развитие 6. Разработка и внедрение новых методов, форм, средств 7. Проективная 8. Образования 9. Прогностическая 10. Обучение 11. Образование |
II. Задачи педагогики | |
III. Функции педагогики |
3.Установите правильное соотношение понятий (I – 3,…)
Объектная область педагогики | Педагогический (образовательный) процесс как особый вид взаимодействия людей по передаче и приёму социально-культурного опыта. | ||
Объект педагогики | Человек | ||
Предмет педагогики | Процесспередачи и приема социально-культурного опыта от поколения к поколению. |
4.Восстановить текст в рисунке.
= |
= |
5.Предметом педагогики физической культуры и спорта является . . . .
6. В чем отличие педагогического процесса от социализации?
Литература
1. Прохорова М.В., Сидоров А.А., Синюхин Б.Д., Семенов А.Г. Педагогика физической культуры М.: АЛЬЯНС, 2006. 287с.
2. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов. М.: Юнити,2007. 320с.
3. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2007.208с.
4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 480 с.