История создания программ для дошкольных учреждений. Принципы построения программы, ее структура

Дошкольная педагогика.

Предмет дошкольной педагогики как науки, ее место в системе педагогических наук. Источники дошкольной педагогики как науки.

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу

1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).

2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).

3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории.

4. Специфическое содержание.

5. Категориальный аппарат (воспитание, обучение, формирование, развитие личности)

ИСТОЧНИКИ Д.П.:

- народная педагогика (фолклор);

- прогрессивные идеи прошлого;

- передовой пед.опыт;

- современные Психолого-педагогические исследования;

- данные смежных наук;

Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста. Периодизация дошкольного детства, характеристика детей дошкольного возраста. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми.

Задачи :

1. Разработка содержания, методов, форм организации воспитательно-образова­тельного процесса в детском саду с учетом достижений в области смежных наук.

2. Изучение, обобщение, описание передового педагогического опыта.

3. Разработка методов, форм, содержания сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм взаимодействия, преемственности детского сада и школы.

Но у дошкольной педагогики особый предмет, особое содержание, что объясняется своеобразием экологического и психического развития ребенка дошкольного возраста.

На протяжении первых 7 лет жизни ребёнок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, он должен всему учиться, чтобы к концу дошкольного возраста превратиться в личность с довольно большим запасом знаний и умений, обладающую сложным внутренним миром.

Всестороннее развитие ребёнка находится в большой зависимости от двигательной активности, которая служит источником не только познания окружающего мира, но также психического и физического развития маленького человека. Несвоевременность и низкая эффективность использования разнообразных средств физической культуры в дошкольном возрасте приводят к нарушению развития детей, отрицательно влияют на их умственную сферу, снижают уровень подготовленности к школе.

По биологическим признакам и некоторым педагогическим соображениям дошкольный возраст подразделяется на определённые возрастные периоды.

С точки зрения биологического развития, возрастная периодизация детей дошкольного возраста включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста (размеры тела и органов, масса тела, сроки окостенения скелета и прорезывания зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила).

С точки зрения педагогики, возрастная периодизация облегчает построение системы физического воспитания детей дошкольного возраста: определение конкретных задач, содержания, организационных форм, методов.

В 1965 г. на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (АПН СССР, Москва) принята схема возрастной периодизации, получившая широкое распространение. Согласно этой схеме, в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I - новорожденный: 1-10 дней;

II - грудной возраст: 10 дней - 1 год;

III - раннее детство: 1-3 года;

IV - первое детство: 4-7 лет;

V - второе детство: 8-12 лет;

VI - подростковый возраст: 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;

VII - юношеский возраст: 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.

Помимо принятой в 1965 г. схемы возрастной периодизации, существует

также деление на определённые возрастные периоды с учётом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения:

I - преддошкольный возраст: от рождения до 3-х лет;

II - дошкольный возраст: 3-6(7) лет;

III - младший школьный возраст: 6(7)-10 лет;

IV - средний школьный возраст: 11-14 лет;

V - старший школьный возраст: 15-18 лет.

Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.

Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.

Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

Появляются новые виды деятельности:

Игра – первый и основной вид деятельности;

Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность;

Элементы трудовой деятельности. Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе.

К концу дошкольного возраста появляется готовность к школьному обучению. Таким образом важно повседневно занимать дошкольников игрой как самостоятельно, так и со взрослым. Так же приучать ребёнка к посильному труду. Каждый из видов деятельности имеет положительную динамику в развитии ребёнка, его знаний, умений, навыков.

История создания программ для дошкольных учреждений. Принципы построения программы, ее структура.

Программа – государственный документ, определяющий цели и содержание образовательно-воспитательной работы.

После революции д\с были включены в систему народного образования.

Возникает необходимость в осуществлении преемственности в работе д\с и школы, что вызывает необходимость разрабатывать программы д\с.

1919 – первые док-ты «Инстукция по ведению очага»

1926 - «методическое письмо» Суровцевой, взамен инструкции по ведению очага.

1932 – «проект программы в 2 частях» (1 – примерная (16 организ моментов;) 2 – видовая деятельность(обязательная):5 разделов – общественно-политическая деятельность; трудовое восп-е; муз. Вос; ФВ; Изодеятельность№ грамота );

1934 – «Программа и внутренний распорядок д\с» (сужен круг знаний ребенка, есть возрастная периодизация; 1 – ФВ; 2- Худ Восп; 3 – рисование и лепка; 4 - игра)

1938 – «Устав д\с» (вед роль игры; усилено внимание к возрасту ребенка); «Руководство д\воспитателя» (для 3 групп: младш, ср, ст)

1946 –второе изданиеРуководство д\воспитателя»

1953, 1955 – вопрос об обучении дошк-ов (А.П. Усова);

1959 – принято постановление о создании нового учреждения «ясли-сад»

1960 – НИИ дошкольного воспитания

1962 – «Программа воспитания в д\с»(4 этапа дошк.детства 1- ранний, 2- мл.дошк; 3 – ср. дошк возр; 4- ст.дошк); виды деятельности (1-игра; 2- труд; )

1985 – типовая программа для дошк.учрежд РФ (ФК – 3часа; р\р; схд; театр деятельность);

1991 – «Временное положение о д\у»

1995 – «типовое положение о ДОУ»

2008 – нынешнее положение.

бный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:

« Физическая культура»

« Здоровье»

« Безопасность»

« Социализация»

« Труд»

« Познание»

« Коммуникация»

« Чтение художественной литературы»

« Художественное творчество»

« Музыка»

В Программе раскрываются основные концептуальные положения, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.

Наши рекомендации