Значение и функции диагностики и мониторинга педагогического процесса. Виды мониторинга в образовании
3) Диагностика в педагогике – это анализ, самоанализ, изучение личностных и профессиональных качеств учителя, групп учителей педагогического коллектива.
4) Педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
5) Диагностика выполняет в педагогическом процессе следующие функции:
· Констатирующую (информационную): получение информации об участниках педагогического процесса, выявление уровня развития ребенка, его индивидуальности, выявление уровня развития личностных качеств педагога, профессионализм его педагогической деятельности, выявление состояния педагогического взаимодействия, составление характеристики воспитанника, педагогического процесса.
· Прогностическую: способствование выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса, прогнозирование организации педагогического взаимодействия.
· Ценностно-ориентированную (оценочную): представление о результативности педагогического взаимодействия, определение эффективности использования в педагогическом процессе различных средств.
· Самоизучения, саморазвития: познание себя, своих возможностей, создание условий саморазвития через различные методы диагностики.
· Развивающую (воспитательную): создание условий для развития личности, индивидуальности, воспитание различных свойств и качеств личности.
· Конструктивную: повышение эффективности педагогического процесса, педагогического взаимодействия, педагогической деятельности.
6) Технология педагогической диагностики:
· Постановка целей диагностики.
· Определение критериев, показателей развития личности.
· Отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы).
· Осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы).
· Анализ результатов диагностики.
· Выделение уровней развития детей.
· Учёт, фиксирование результатов диагностики.
7) Понятие мониторинга пришло в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам.
8) Педагогический мониторинг– это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы; обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развитие.
9) Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебно-воспитательного процесса. Мониторинг основывается на диагностике.
При организации мониторинга необходимо учитывать ряд требований:
· информация должна быть полной, достоверной, точной, своевременной, доступной, непрерывной;
· информация должна быть структурированной и специфичной для каждого уровня мониторинга.
10) Мониторинг полезно проводить на отдельных этапах работы для получения оперативной информации и своевременной коррекции действий.
Мониторинг может быть:
· нулевым;
· промежуточным;
· итоговым.
11) В целом для проведения мониторинга важны следующие компоненты:
· Показатели/или индикаторы (плановые/или целевые и фактические).
· Организация регулярного сбора фактических показателей.
· Сопоставление плановых и фактических показателей и определение сдвигов или отклонений.
В большинстве случаев мониторинг качества образования разделяется на два вида:
- мониторинг качества образовательной деятельности;
- мониторинг качества учебных достижений обучающихся.
Постоянный мониторинг качества образовательного процесса и его результатов становится особенно актуальным в условиях модернизации всей образовательной системы, развития федеральной системы тестирования и введения единого государственного экзамена. Создание информационных баз данных о состоянии всех элементов системы позволяет проводить различные виды анализа (корреляционный, дисперсионный, факторный, сравнительный, динамический, дидактический и др.) и делать выводы об эффективности функционирования всей образовательной системы, составляющих ее подсистем, выбирать направления и способы управления ими.
Образовательный мониторинг рассматривается как метод повышения эффективности управления, исследования реальных параметров и характеристик объектов и субъектов обучения, воспитания и развития, как способ накопления результатов, позволяющий сопоставлять их, анализировать и строить прогноз развития отдельного субъекта образовательного процесса и педагогической системы. Под мониторингом понимается комплекс исследовательских процедур, позволяющих независимыми методами по большому спектру показателей выявлять количественно характер качественных изменений изучаемого объекта за определенный период времени. Выделяются его направления: социологический, педагогический, психологический, валеологический, воспитательный и управленческий.
Педагогический мониторингвключает в себя дидактический и воспитательный. Основные задачи педагогического мониторинга – оценка знаний, умений и навыков (в более широком смысле – учебных достижений) и соотнесение их уровня с заданным эталоном (стандартом) или статистическими нормами. Разносторонняя информация, обеспечиваемая педагогическим мониторингом, способствует повышению уровня взаимодействия между различными субъектами образовательного процесса, создает условия самооценки и самоидентификации, самовоспитания и саморазвития для этих субъектов. В таком случае можно говорить также о комплексном мониторинге, обеспечивающем выявление основных характеристик системы и ее подсистем. В этой связи возникает необходимость педагогическую диагностику рассматривать не только как средство и практику выявления состояния образовательной системы и качества образовательной деятельности, причин ее успехов и неудач, но и как направление исследований, нацеленных на разработку современных средств и методов оценки качества образования.