Положение в классном коллективе
Социально-педагогическая карта помощи ребенку
Общие данные
1. В. Сергей Владимирович, 2002 г. р, родился в г. Лесосибирске, русский.
2. Родители: мама Жанна Владимировна, 1997 г. р., национальность – русская, проживает: г. Лесосибирск, 9 микрорайон, д. х, кв. 58. Образование неполное среднее. Временно безработная.
3. Сергей учится в 7 «б» классе МОУ СОШ № 9 г. Лесосибирска.
4. Проживает в семье вместе с мамой и бабушкой. В семье пытается самоутвердиться, что пресекается как со стороны мамы, так и бабушки.
5. Соседские связи достаточно слабые: Сергей – единственный ребенок данного возраста в подъезде, поэтому его личные контакты с соседями ярко не выражены, хотя соседи его знают, в определенной степени жалеют и даже сочувствуют, так как знают историю его семьи.
Состояние здоровья и развития
1. По данным медицинской карты здоровье Сергея удовлетворительное, ребенок подвержен простудным заболеваниям, по словам школьного врача часто болеет ангиной. Однако к врачебной помощи обращается редко, да и родители не уделяют достаточного внимания здоровью подростка.
2. На уроках у Сергея наблюдаются признаки пониженной работоспособности, он страдает перепадами настроения, у него повышенная возбудимость, может неадекватно вести себя на уроках и переменах.
3. Курит с 9 лет, эпизодически употребляет спиртные напитки (в основном, пиво).
4. В употреблении нарковеществ и токсических веществ замечен не был.
5. На диспансерном учете не состоит.
Психологическая атмосфера в семье
6. Члены семьи: бабушка В. Галина Ивановна, 1952 г.р., русская, проживает по указанному выше адресу, работающая пенсионерка. мама Жанна Владимировна, 1997 г. р., образование неполное среднее. Временно безработная.
Семья неполная, материнская. Отца у Сережи никогда не было.
По типу семья неблагополучная, бабушка и мама педагогически некомпетентны, не владеют педагогической культурой, Сергей находится без надлежащего надзора, его постоянно наказывают за плохую успеваемость, ребенок вне школы общается с девиантными подростками. В семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, связана она с тяжелым материальным положением и со школьными проблемами Сережи. Когда он имеет замечания и получает плохие оценки, на него кричат как мама, так и бабушка, причем сами они оказать ему помощь в выполнении домашних заданий не могут.
В семье Сергея нет единой линии воспитания, систематическое подавление инициативы ребенка сменяется чрезмерной опекой, заботой и вниманием, которое затем переходит в стадию уклонения от воспитания. То Сергей предоставлен сам себе, так как мама и бабушка решают свои проблемы, то его активно «воспитывают», то мама и бабушка выясняют между собой, чья линия воспитании «правильнее».
В доме Сергей никаких особенных обязанностей не выполняет. Обязанности по дому ограничиваются элементарным самообслуживанием, так как все домашние проблемы решают мама и бабушка. Режим дня соблюдается, если вдруг Сергея «начинают воспитывать», забыв благополучно затем о благих побуждениях, особенно в летний период.
Успеваемость, выполнение домашних заданий контролируется и обсуждается так бурно, что об этом знают все соседи, происходит это правда не так часто.
В период летнего отдыха ребенок предоставлен самому себе, бесконтрольно проводит свободное время, общаясь с такими же неблагополучными детьми, как и он сам, а также с детьми подруг мамы, впрочем такими же неблагополучными, как их родители.
В семье нет того, чем заинтересованы современные подростки: компьютера, автомобиля и. т. д., хотя ко всему этому подросток тянется, особенно его интересуют мотоциклы. Любит он также рыбачить на Енисее, снасти для рыбалки изготавливает сам.
Особенности учебной деятельности
По словам классного руководителя Ольги Александровны, учится Сергей удовлетворительно, то есть средняя оценка успеваемости по основным предметам - три. Отношение к учению скорее отрицательное, так как его заставляют учиться как дома, так и в школе, однако мотивы учения у него не сформированы. Интеллектуальные возможности учащегося средние. Однако и они проявляются не в полную меру. Мотивации учиться хорошо нет, школа воспринимается как повинность, познавательные интересы также не сформированы, нет осознания необходимости получить хорошее образование, ребенок старается не проявить себя в учебе, а избежать наказаний, с ней связанных.
В классе у Сергея стремления самоутвердиться за счет хорошей успеваемости не наблюдается, да и классный коллектив не воспринимает его в качестве серьезного конкурента в учебе. Значимая в общении группа сверстников у Сергея – дворовая.
Положение в классном коллективе
Позиция в классном коллективе – принятый. В классе общается, в основном, с мальчиками, которые, как и он, имеют проблемы в учебе, сидит за последней партой, активного участия в жизни классного коллектива не принимает. Отношения с лидерами класса и одноклассниками ровные, но достаточно отстраненные. Общителен, если обсуждаемая тема ему понятна и интересна, может перебивать другого, любопытен. На переменах активен, играет, бегает по школе. Отношение к критике классного коллектива негативное, с замечаниями не согласен, поведение не меняет. На критику реагирует остро, хотя в конфликт с классным руководителем старается не вступать.