Примеры опытов, реализуемых в домашних условиях
В МОУ «СОШ № 82» г. Саратова преподавание предмета «Окружающий мир» осуществляется по программам «Начальная школа ХХI века», Система развивающего обучения им. Л.В. Занкова, «Гармония».
Преподавание ведется по программам «Начальная школа ХХI века» (автор учебника «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова) и «Гармония» (авторы учебника – О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин). К учебникам прилагаются рабочие тетради.
В этих программах заложено сочетание как теоретической, так и практической частей. Эти части взаимосвязаны между собой, что развивает познавательный интерес учащихся к окружающему миру. Умелое сочетание теории с практикой и практики с теорией даёт нужный воспитательный и образовательный эффект.
В учебниках для 1-го и 4-го класса мало опытов и практических заданий. Но в учебниках и рабочих тетрадях для 2 и 3 классов предлагается достаточное количество опытов. Перечислим ряд опытов, которые предлагаются учащимся для проведения в домашних условиях. Опыты, в основном, взяты из учебников и рабочих тетрадей О.Т. Поглазовой «Окружающий мир».
Тема: «Форма Земли»
Опыт – тень от геометрических фигур.
Напротив настольной лампы поместить плоские фигуры круга, квадрата. Если эти фигуры поворачивать, то тени будут постоянно изменяться. А если взять геометрические объёмные тела (куб, мяч) и вращать их перед лампой, то тень от мяча при вращении не изменяется, а тень от куба изменяется.
Этот опыт доказывает, что Земля имеет форму шара.
Тема: «Благоприятные условия для прорастания семян»
Опыт: Поместить семена фасоли в четыре стакана при комнатной температуре +20. В первом стакане семена погружены полностью в воду, во втором – частично, в третьем – семена сухие без влаги, в четвёртом – покрытие водой частичное, но стакан помещён за окно, где температура +5. Через некоторое время – семена проросли только во втором стакане.
Вывод: благоприятные условия для прорастания семян: тепло, вода, воздух.
Тема: «Развитие растения из семени»
Опыт:посадить семя фасоли и периодически поливать. Наблюдения: из семени появится корешок. Он закрепляется в почве и поглощает воду. Затем появится стебель и листочки.
Тема: «Свойства воздуха»
Опыт 1:узнай, что при нагревании воздух расширяется.
1) Наденьте шарик на бутылку.
2) Поставьте бутылку в ёмкость с горячей водой.
Вывод: при нагревании воздух расширяется, шарик надувается.
Опыт 2:узнай, что при охлаждении воздух сжимается.
1) Надуй шарики до одинакового размера. Чтобы точно сравнить размер, измерь самую широкую часть ниткой. Фломастером напиши на шариках номера.
2) Первый шарик положи в холодильник. Второй оставь в комнате.
3) Через час снова сравни размеры шариков.
Вывод: при охлаждении воздух сжимается, шарик стал меньше.
Тема: «Движение воздуха».
Опыт:пронаблюдай, куда движется тёплый и холодный воздух.
1) Изготовь змейку и вертушку.
2) Помести их над батареей.
3) Помести их под открытой форточкой.
Вывод: тёплый воздух движется вверх, а холодный – вниз.
Тема: «Свойства чистой воды»
Опыт 1.Посмотри через чистую воду на надпись. Повтори наблюдения, добавив в воду молоко, краску. Нарисуй, что наблюдаешь, сделай вывод о прозрачности и цвете чистой воды.
Вывод: чистая вода прозрачна, бесцветна.
Опыт 2.Попробуй воду на вкус и понюхай её. Сделай вывод.
Вывод: чистая вода не имеет вкуса и запаха.
Опыт 3.Переливай воду в разные сосуды. Текуча ли вода? Наблюдай какую форму она принимает.
Вывод: вода текуча, принимает форму сосуда.
Опыт 4.Заполни пластиковую бутылку водой и закрой крышкой. Попробуй сдавить бутылку.
Вывод: вода обладает упругостью и почти не сжимается.
Опыт 5.Растворяй в стакане с водой соль, сахар. Наблюдай, что происходит.
Вывод: вода является растворителем.
Опыт 6.1) Вталкивайте палочку в воду и наблюдайте, как она выталкивается изводы.
2) Вдвигайте пустую банку в воду дном вниз. Что произойдёт? Сделайте вывод.
Вывод: вода обладает выталкивающей силой.
Тема: «Три состояния воды. Круговорот воды в природе.»
Вода в природе бывает в разных состояниях – жидком, твёрдом, газообразном.
Опыт: взять стеклянный сосуд с мокрым песком и закрыть сосуд холодной крышкой, а затем медленно подогревать.
При высокой температуре вода из песка испаряется, превращаясь в газообразную, и оседает на холодную крышку. На крышке пар превращается в капельки воды, и они падают на песок.
Вывод: произошёл круговорот воды. Такой круговорот воды происходит и в природе.
Опыт:возьмите два одинаковых гладких стакана. Налейте в один стакан кипятку до ¾ его высоты и тотчас накройте стакан куском пористого (не ламинированного) картона. Поставьте на картон вверх дном сухой стакан и наблюдайте. (Стенки сухого стакана запотеют).
Тема: «Состав почвы».
Опыт 1.Положи в стакан с водой небольшой комок почвы. Наблюдай, появились ли пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2.Размешай почву в стакане. Дай воде отстояться. Наблюдай, каким стал цвет воды, что осело на дне стакана.
Вывод: в почве есть песок и глина.
Опыт 3.Положи на сковороду немного почвы и нагрей её. Наблюдай, появятся ли капельки воды на холодном стекле, помещённом над почвой.
Вывод: в почве есть вода.
Опыт 4.Продолжи прокаливать почву. Наблюдай, появится ли дым с запахом, как при горении остатков растений и животных.
Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов.
Опыт 5.Насыпь остатки прокалённой почвы в стакан с водой. Профильтруй воду, налей немного на стекло и испари. Наблюдай, что останется на стекле после испарения воды. (На стекле останется белый налёт).
Вывод: в почве есть соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста.