История науки и образования
1. Основными типами школ античной цивилизации являлись…
a) кафедральные;
b) гимназии;
c) мусические;
d) школы риторов;
e) приходские;
2. Теоретиком ораторского искусства в Древнем Риме был …
a) Катон Старший;
b) Сенека;
c) Квинтилиан;
d) Цицерон.
3. В трудах Я.А. Коменского обоснованы идеи...
a) природосообразности;
b) культуросообразности воспитательного процесса;
c) любви учителя к детям;
d) свободного воспитания;
4. К представителям педагогической мысли Древнего Рима относятся…
a) Платон;
b) Цицерон;
c) Катон старший;
d) Квинтилиан;
e) Эпикур.
5. К историко-педагогическим источником относятся…
a) педагогические традиции;
b) концепции в области воспитания и образования;
c) памятники прошлого, свидетельствующие об истории развития педагогической теории и практики;
d) факты всемирного историко-педагогического процесса.
6. Основными факторами, влияющими на развитие ребенка, по теории Ж.-Ж.Руссо, являются...
a) культура;
b) природа;
c) вещи;
d) люди;
e) родители.
7. Характерными чертами афинской системы воспитания являлись …
a) преобладание военно-физической подготовки;
b) совместное обучение мальчиков и девочек;
c) домашнее воспитание девочек;
d) наличие частных и общественных учебных заведений;
e) всестороннее развитие личности.
8. Основными типами воспитательных учреждений для маленьких детей в дореволюционной Росси были...
a) детские сады;
b) филантропины;
c) дома ребенка;
d) пансионы;
e) приюты.
9. Понятие «педагогическая анропология» в научный оборот ввел . . .
a) Я.А.Коменский;
b) И.Я.Лернер;
c) С.Т.Шацкий;
d) К.Д.Ушинский.
10. Главными факторами, определившими характер западноевропейского образования в эпоху средневековья, являлись …
a) влияние античных традиций;
b) влияние восточной цивилизации;
c) церковная идеология и культура;
d) развитие научного знания;
e) утверждение феодальных отношений.
11. Современным научным подходом к истории педагогики и образования является … подход.
a) формационный;
b) классовый;
c) гуманистический;
d) цивилизационный.
12. А.С. Макаренко ложным относил такой авторитет, как авторитет…
a) сотрудничества;
b) взаимопомощи;
c) доверия;
d) подкупа.
13. Автором модели школы-комплекса является …
a) В.С. Библер;
b) Н.К. Крупская;
c) Е.А. Ямбург;
d) А.С. Макаренко.
14. Афоризм «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть» (А.С. Макаренко) иллюстрирует такую ключевую характеристику управления, как …
a) целенаправленность;
b) перспективность;
c) непрерывность;
d) оптимальность.
15. С педагогикой, историей, философией как областями научного знания взаимодействует …
a) история педагогики и образования;
b) школоведение;
c) теория воспитания;
d) дидактика.
16. Всемирный историко-педагогический процесс является частью …
a) практического освоения мира;
b) историко-культурного процесса;
c) социализации личности;
d) общественно-политического развития.
17. К наиболее значимым педагогическим идеям, высказанным и обоснованным философами античного мира, относятся такие, как …
a) коллективное воспитание;
b) природосообразность воспитания;
c) нравственное самосовершенствование на основе самопознания;
d) всесословное образование;
e) всестороннее развитие личности.
18. В Исламском Востоке средневекового периода были распространены школы такого типа как …
a) ликей;
b) мактаб;
c) киносарг;
d) эддуба.
19. Всестороннее развитие личности, домашнее воспитание девочек, наличие частных и общественных учебных заведений – это характерные черты …. системы воспитания
a) спартанской;
b) средневековой;
c) афинской;
d) первобытной.
20. В средневековой Западной Европе был распространен такой тип школ, как …
a) кафедральная школа;
b) муниципальные школы;
c) гимназии;
d) прогимназии.
21. Идеи природосообразного воспитания, нравственного самосовершенствования и всестороннего развития личности впервые были высказаны и обоснованы философами …
a) XXI века;
b) раннего средневековья;
c) античного мира;
d) эпохи Нового времени.
22. Идея сочетания обучения с производительным трудом принадлежит ….
a) Р. Оуэну;
b) Я.А. Коменскому;
c) И.Ф. Гербарту;
d) Диствергу.
23. Историко-педагогические исследования базируются на изучении …
a) педагогических ситуаций;
b) психологических процессов;
c) социальных явлений;
d) педагогических источников.
24. Представителями экспериментальной педагогики были …
a) П. Наторп;
b) Э. Торндайк;
c) К. Цеткин;
d) В. Лай;
e) У. Килпатрик.
25. Первые школы в странах Древнего Востока возникли …
a) в семьях полководцев;
b) в семьях ремесленников;
c) при царских дворцах и храмах;
d) в семье писцов;
e) в среде богатых торговцев.
26. Средством для овладения письменной грамотой на Руси являлась (-лся) ...
a) береста;
b) глиняная табличка;
c) папирус;
d) пергамент.
27. Слова «Настоящая жизнь есть только приготовление к вечности» принадлежит …
a) Дж. Локку;
b) Ф.А.В. Диствервега;
c) И. Г. Песталоцци;
d) Я. А. Коменскому.
28. Религиозно-философский подход к воспитательным системам распространенный в эпоху Средневековья в государствах Исламского Востока называется …
a) схоластикой;
b) прагматизмом;
c) шариатом;
d) гуманизмом.
29. Школы грамоты были распространены в …
a) Древней Греции;
b) Киевской Руси;
c) Месопотамии;
d) Древнем Египте.
30. Функция истории педагогики, позволяющая интерпретировать закономерность историко-педагогических фактов, событий, явлений, является … функцией.
a) коммуникативной;
b) прогностической;
c) оценочной;
d) организаторской.
31. Укажите тот фольклорный элемент, который, как правило, имеет ориентацию на достижение целей умственного и этического воспитания в комплексе.
a) сказки;
b) загадки;
c) пословицы.
32. Какая система воспитания считала любовь к детям важнейшим принципом воспитания
a) Древняя Греция;
b) Древний Рим;
c) Христианское средневековье.
33. Как назывались педагогические системы начального образования в Средние века
a) тривиум;
b) квадривиум.
34. Какой курс средневекового обучения состоял из грамматики, риторики, диалектики.
a) тривиум;
b) квадривиум.
35. Укажите школы и образовательные учреждения, соответствующие главным воспитательным типам средневекового периода: 1). Монастырское воспитание, 2).Рыцарское воспитание, 3). Воспитание детей третьего сословия, IV. Высшее образование / а) Университеты, б) Городские школы, в) Монастырские школы, г) Школы при дворах королей.
a) 1а, 2б,3в, 4 г;
b) 1в, 2г, 3б, 4 а;
c) 1г, 2а, 3б, 4 в.
36. Как назывался непосредственный руководитель университета, выбиравшийся на год
a) ректор;
b) канцлер;
c) декан.
37. В какой строке все слова характеризуют афинское воспитание?
a) школа грамматиста, школа кифариста. школа риторская;
b) школа грамматиста, школа кифариста, лаконичность;
c) школа грамматиста, школа кифариста, палестра;
d) агеллы, эфебия, колледж.
38. В какой строке все произведения принадлежат К.Д. Ушинскому?
a) «О народности в общественном воспитании», «Родное слово», «Детский мир»;
b) «Родное слово», «Детский мир», «Исповедь»;
c) «О народности в общественном воспитании», «Лебединая песнь», «Детский мир»;
d) «Родное слово», «Детский мир», «Великая дидактика».
39. Какой педагог-новатор ввел в школьную практику «опорные сигналы» (схемы)?
a) И.П. Иванов;
b) С.Н. Лысенкова;
c) М.И. Щетинин;
d) В.Ф. Шаталов.
40. Какой принцип из ниже перечисленных не был положен А.С. Макаренко в основу теории коллектива?
a) перспективных линий;
b) параллельного действия;
c) ответственной зависимости;
d) личностной направленности .
41. Кто является организатором Первой опытной станции «Бодрая жизнь» в Советском Союзе?
a) П.Ф. Каптерев;
b) С.Т. Шацкий;
c) В А. Сухомлинский;
d) П.П. Блонский.
42. Какое положение теории Макаренко получило развитие в «коммунарской методике» КТД И.П. Иванова?
a) параллельного действия;
b) перспективных линий;
c) регулярной смены руководства (актива);
d) воспитание трудом.
43. В какой строке все слова характеризуют спартанское воспитание?
a) агеллы, школа грамматиста, палестра;
b) агеллы, школа кифариста, эфеби;
c) агеллы, выносливость, эфебия;
d) агеллы, палестра, школа кифариста.
44. В какой строке все произведения принадлежат Я.А. Коменскому?
a) «Великая дидактика», «Материнская школа», «Лебединая песнь»;
b) «Великая дидактика», «Материнская школа», «Опыты»»;
c) «Материнская школа», «Эмиль, или О воспитании», «Город Солнца»»;
d) «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках».
45. Автор «Педагогической поэмы»?
a) П.П. Блонский;
b) Н.К. Крупская;
c) А.В. Луначарский;
d) А.С. Макаренко.
46. Критика схоластического образования отражена в книге…
a) «Город Солнца» Т. Кампанеллы;
b) «Утопия» Т. Мора;
c) «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле;
d) «Опыты» М. Монтеня.
47. Создателем классно-урочной системы является
a) В. де Фельтре;
b) И.Г. Песталоцци;
c) И.Ф. Гербарт;
d) Я.А. Коменский.
48. Представителем концепции воспитывающего обучения является…
a) М. Монтессори;
b) Я.А. Коменский;
c) И.Г. Песталоцци;
d) Л.Н. Толстой.
49. Идея воспитания гражданина принадлежит…
a) Л.В. Занкову;
b) В.А. Сухомлинскому;
c) В. Е. Краевскому;
d) П.П. Пидкасистому.
50. Теорию воспитания в коллективе разработал …
a) Ю.К. Бабанский;
b) К.Д. Ушинский;
c) А.С. Макаренко;
d) В.А. Сухомлинский.
51. Метод педагогического консилиума обосновал...
a) М.Н. Скаткин;
b) Ю.К. Бабанскнй;
c) Л.В. Занков;
d) И.Я. Лернер.
Ключ:1d; 2d; 3a,c; 4b,c,d; 5c; 6b,c,d; 7c,e; 8a; 9d; 10c; 11d; 12d; 13c; 14a; 15a; 16b; 17b,c; 18b; 19b; 20a; 21c; 22a; 23d; 24b,e; 25c,d; 26a; 27d; 28c; 29b; 30c; 31b; 32c; 33a; 34a; 35b; 36c; 37с; 38a; 39d; 40d; 41b; 42c; 43c; 44d; 45d; 46c; 47d; 48c; 49b; 50c; 51b;