Специфика взаимодействия педагогов с разными видами семей

Работа (взаимодействие) с родителями является одним из основных направлений учебно-воспитательного процесса специализированного образовательного учреждения.

Цельэтой работы состоит – в активном привлечении родителей к участию в коррекционной работе, формирование у них целенаправленных и осознанных усилий, если необходимо - изменение их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации.

Для того, чтобы полноценно, результативно проводить консультативную, коррекционную работу с родителями и детьми, необходимо владеть, по возможности, полной информацией о семейном положении ребенка. С этой целью ежегодно проводится анализ социальных характеристик семей, который отражает такие параметры, как:

- состояние здоровья родителей

- уровень образования родителей

- психолого-педагогическая культура родителей

- жилищно-бытовые условия семьи

- тип семьи

- семейный уклад

- стиль воспитания

На основе полученных данных составляются сводные таблицы с процентными показателями.

Ежегодно проводится анкетирование родителей по различным темам:

с целью: определения уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества со школой, для выработки методов дифференцированной помощи родителям различными специалистами (сурдопедагоги, учителя-дефектологи, педагог-психолог, детский психиатр, врач-сурдолог, педиатр, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктора по физической культуре).

Работа с родителями в образовательном учреждении 1, 2 вида имеет свою специфику:

- применение в процессе общения специфических форм речи – устно-дактильная (т.е. пальцевая азбука), жестовая речь;

- различия в отношении к дефекту ребенка слышащих и глухих родителей;

- длительные разлуки ребенка с семьёй – проживание в интернате;

- трудности в осознании родителями того, что первичный дефект ребенка влечет за собой дефекты вторично, третичного… порядка;

- отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями слуха;

Работа с семьями в нашей школе строится целенаправленно и дифференцированно, учитывая результаты проведенных исследований семей воспитанников и учащихся. Комплексный подход в работе с родителями реализуется всеми специалистами через различные формы на каждом этапе этой работы.

Первый этап – это первичное знакомство с семьёй. В этот период важно завоевать доверие родителей, их расположение. Имеет значение оформление интерьера, комфорта и уюта во всех помещениях, с которыми знакомятся родители. Проводятся индивидуальные беседы, на которых родители узнают о содержании работы д\сада и начальной школы, об особенностях общения с ребенком в адаптационный период. Проводится встреча с администрацией – родители должны четко представлять свои права и обязанности.

Второй этап – начинается, когда ребенок поступил в группу (класс). Более близкое знакомство с каждой семьёй, знакомство родителей между собой, налаживание непосредственного контакта – дать почувствовать родителям, что в школе готовы в тесном сотрудничестве с ними преодолевать все трудности, совместными усилиями решать проблемы воспитания и развития их детей. Более глубокое изучение каждой семьи. У каждого специалиста (дефектолога, учителя, воспитателя, психолога, психиатра, социального педагога, медсестры) определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно полное представление о каждой семье. Результаты комплексного обследования заносятся в карту семьи.

На основе полученных данных анализируются неблагоприятные семейные факторы, которые отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, на его психическом и физическом развитии. Это дает возможность прогнозировать развитие ребенка в тех или иных условиях, наметить пути по разрешению кризисных семейных ситуаций.

Третий этап - сведения о семьях обрабатываются психологом. Результаты совместной деятельности, эффективность работы всех специалистов обсуждаются на минипедсоветах, на заседаниях ПМПк школы: какие формы и методы работы с родителями были наиболее действенными, какие малоэффективными. Такие обсуждения показывают, что в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами. Совместное обсуждение с родителями результатов развития ребенка, поиск причин плохой динамики в развитии помогает родителям адекватно оценить возможности своего ребенка, не завышать требования по отношению к нему. Другим – раскрыть способности и возможности ребенка, вызвать интерес к его успехам, повысить чувство ответственности за его воспитание.

К сожалению, современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, выражающийся в обострении супружеских, детско-родительских отношений, ослаблении внимания к духовным ценностям. Все эти неблагоприятные факторы гораздо сильнее отражаются на укладе жизни семьи, в которой появляется ребенок с отклонениями в развитии. В большей степени страдает психологический климат семьи, все члены которой находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни малыша он не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Семья, имеющая больного ребенка, часто попадает в изоляцию, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками и целиком замыкаются в своём горе. В тех случаях, когда взаимоотношения супругов не были гармоничными еще до рождения ребенка, внутренний конфликт между ними часто приводит к распаду брака.

Иногда мать полностью отказывается от своих интересов, любимого дела, друзей и отдает все силы и время ребенку. Он же растет нервным, легковозбудимым, требует к себе постоянного внимания матери, но и в её присутствии не успокаивается, а возбуждается еще больше. С годами у такой матери развивается сильнейший невроз, она не в состоянии нормализовать поведение ребенка, который становится настоящим тираном.

Педагог должен помочь всем родителям. В одних вселить уверенность в том, что систематическая, правильно проводимая работа обязательно, не всегда быстро, но увенчается успехом, и ребенок в дальнейшем сможет многого добиться. Другим объяснить, что они идут по неверному пути, что отношение к ребенку следует изменить и только тогда можно ожидать существенных результатов. Третьим показать, что работа с ребенком, требует много терпения и труда, и нет оснований при первых неудачах падать духом и опускать руки.

Педагог должен быть добрым и терпеливым человеком, разумно реагирующим на самые разные формы поведения родителей. Ему необходимо умение владеть ситуацией и в случае необходимости принимать быстрые, обоснованные решения. Ему следует быть твердым и последовательным, но не жестким и жестоким в своих действиях. Педагогу необходимо иметь чувство юмора, уметь вовремя мягко пошутить по поводу некоторых происшествий и таким образом снять напряжение, предотвратить назревающий конфликт. Однако насмешки ни в коем случае недопустимы. Люди очень чутко улавливают интонацию другого человека и по-своему воспринимают и переживают её и могут почувствовать себя обиженными.

Работа с родителями, их консультирование, поддержка в тяжелые минуты – сложный и важный аспект деятельности педагогов. Поддержка является одним из факторов, способных улучшить взаимоотношения между педагогом и родителями, она основана на вере в способность человека преодолевать жизненные трудности, раскрывает перед родителями перспективы будущего их ребенка.

Наши рекомендации