Глава 14. Воспитание осуждённых в учебной деятельности
Согласно ст. 141 УИК РФ в целях исправления осуждённых к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осуждённых законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учёбе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня[112].
Воспитательное значение обучения осуждённых заключается в том, что оно направлено на достижение главной цели – их исправление. Как показывает практика, в среде учащихся осуждённых более здоровый морально-психологический климат, они совершают меньше нарушений режима, меньшее число из них повторно совершают преступления. Всё это говорит о том, что обучение осуждённых действительно является одним из основных средств их исправления.
Теоретические вопросы обучения и образования человека изучает отрасль педагогической науки – дидактика. Слово «дидактика» происходит от греческого «didaktikos», что означает «поучающий».
Дидактика призвана дать ответ на три наиболее общих вопроса: «Для чего учить?», «Чему учить?» и «Как учить?». Дидактика – это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне. Знание дидактики нужно каждому педагогу, поскольку в нашу эпоху нельзя успешно решить ни одной крупной практической задачи без опоры на науку, на теоретические знания[113].
Ведущими категориями дидактики как отрасли педагогики являются: процесс обучения, принципы обучения, содержание образования, методы и формы обучения. Основные положения дидактики полностью применимы и к обучению лиц, лишённых свободы. Общее и профессиональное обучение осуждённых организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании»[114], уголовно-исполнительным законодательством.
Процесс обучения имеет свою специфику и сложную структуру. Это вооружение учащихся основами научных знаний, умениями и навыками их применения, воздействие на их сознание и поведение. Обучение включает в себя деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика (учение). В процессе деятельности человек познаёт окружающий мир. При изучении основ наук, как на уроке, так и во внеурочное время учащиеся узнают о закономерностях развития природы и общества. При этом они овладевают новыми для них знаниями. Таким образом, учение для них является познавательным процессом. Деятельность учителя в процессе обучения также носит познавательный характер. Передавая знания, учитель постоянно учится сам, повышая свой теоретический и методический уровень.
Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки и опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. Процесс приобретения знаний в обучении обладает рядом особенностей. Суть их заключается в том, что в процессе обучения учащиеся под руководством учителя познают основы научных знаний, учатся применять их на практике. Цель познания в процессе обучения – овладение основами наук, в которых обобщены явления внешнего мира.
Таким образом, процесс обучения – это специфический вид познавательной деятельности человека, в ходе которой решаются задачи образования, воспитания и общего развития личности.
Принципами обучения в дидактике называют основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса, соблюдение которых обеспечивает его функционирование. Дидактические принципы выражают закономерности процесса обучения, определяются целями воспитания и опираются на передовой опыт педагогической деятельности.
Принцип воспитания и всестороннего развития личности в процессе обучения вытекает из того, что обучение направлено не только на формирование знаний и умений, но и на формирование определённых нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
Принцип научности обучения. Он опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебной дисциплины. Он предписывает, чтобы содержание обучения не противоречило объективным научным фактам, теориям, законам и развивало у учащихся-осуждённых умения и навыки научного поиска.
Принцип связи обучения с практикой. Этот принцип основывается на том, что эффективность формирования личности зависит от включения её в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней; чем совершеннее система трудовой производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профессиональное образование, тем успешнее идёт их адаптация к условиям производства. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с жизнью и практикой является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности обучения вытекает из требования, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определённом порядке. Он требует логического построения содержания и процесса обучения. Каждое занятие должно быть логическим продолжением предыдущего и по содержанию изучаемого материала и по характеру, способам выполняемой учащимися учебно-познавательной деятельности.
Принцип доступности. Этот принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учащихся-осуждённых, чтобы они не испытывали перегрузок, отрицательно сказывающихся на их здоровье и психике. Этот принцип также требует учёта особенностей учащихся. В то же время принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощённым.
Принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому принципу обучение эффективно только тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность и являются субъектами учебной деятельности, а также осознают личностную значимость учения и владеют приёмами учебной работы. Суть принципа заключается в том, чтобы обеспечить оптимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательного творческого труда учащихся в обучении.
Принцип наглядности обучения. Этот принцип требует привлечения различных наглядных средств в процессе обучения. Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков. Наглядность обучения обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, моделей, макетов и др.
Принцип прочности результатов обучения. Этот принцип основан на требовании прочного закрепления знаний в памяти учащихся, так, чтобы они стали частью сознания, основой привычек и поведения. Поэтому необходимо сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Это означает, что в процессе обучения учитель должен использовать разнообразные формы организации обучения: урок, практикумы, и различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах.
Принцип положительного эмоционального фона обучения. Существует закономерная связь между отношением учащихся к учению и его успешностью. В связи с этим обучение призвано систематично и последовательно культивировать у учащихся увлечённость наукой, техникой, искусством и т. д. Это важно для успешного учения, усиления его общеобразовательного, воспитательного и развивающего влияния.
Представленная система принципов не является окончательно установленной. Следует отметить, что все принципы обучения взаимосвязаны, ни один из них не универсален и его изолированное применение не даёт необходимых результатов.
Обучение является одним из важнейших путей получения образования. Есть начальное, среднее, высшее образование, а также образование общее, профессиональное (например, музыкальное, военное).
Знания существуют в виде фактов, принципов, законов. Для учащихся они специально отбираются и объединяются в учебные дисциплины. Существуют частные методики, отражающие особенности определённых наук, задачи, содержание и методы обучения учащихся конкретной учебной дисциплине. Каждая методика учитывает данные дидактики, опирается на них.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, усилить воспитательный аспект обучения позволяет применение разных методов и приёмов. Методы обучения – это система последовательных целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую к достижению целей обучения (И. Я. Лернер). Методы реализуются в различных формах: в конкретных действиях, приёмах, организационных формах и т. д. При этом методы и приёмы жёстко не привязаны друг к другу. По отношению к методу приёмы носят частный характер, и один и тот же приём может использоваться в разных методах[115]. Метод отличается от педагогического приёма. Приёмы позволяют углубить усвоение отдельных вопросов, тем. Многообразие приёмов составляют методики преподавания.
Проблема классификации методов обучения является одной из острых проблем современной дидактики. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В зависимости от основания групп классификация методов обучения будет различной. Наиболее распространённой в теории и на практике является классификация методов по видам деятельности учителя и учащихся, по источникам получения знаний, умений и навыков учащихся.
В соответствии с этой классификацией основные методы обучения можно объединить в следующие группы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция (источником знания является устное или печатное слово);
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы, эксперимент (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия)[116].
Словесные методы обучения занимают ведущее место в системе методов обучения. Они помогают в краткий срок передать большую по объёму информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения.
Рассказ – устное повествовательное изложение учебного материала. Существует несколько видов рассказа: описательный, научно-популярный, художественный. Этот метод используется на всех этапах обучения.
Объяснение – истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение выступает как в чистом виде, так и в качестве составной части рассказа, беседы, лекции. При обучении учащихся-осуждённых использование этого метода более необходимо.
Лекция – систематическое, последовательное изложение учителем темы, проблемы, раздела учебного курса или науки. Лекция посвящается крупным и принципиально важным вопросам учебной программы. Она не должна быть перегружена фактическим материалом в ущерб выводам. Использование лекции как метода обучения позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, привлекать их в самостоятельный поиск дополнительной информации для решения проблемных задач, проведения самостоятельных экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель посредством постановки продуманной системы вопросов подводит учащихся к усвоению знаний, закреплению, проверке и применению учебного материала. Используются различные виды бесед: по сообщению новых знаний, воспроизведению прежних знаний учащихся, обсуждению новых фактов, сообщённых учителем, работе над понятиями, обобщению и систематизации материала, применению знаний.
В ходе беседы вопросы могут быть заданы одному ученику (индивидуальная беседа) или всем обучающимся (фронтальная беседа).
Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств[117].
Наглядные методы можно условно разделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Такое разделение наглядности является условным.
Метод иллюстрацийсвязан с показом учащимся плакатов, таблиц, карт, картин и др.
Метод демонстраций предполагает демонстрацию опытов, приборов, кинофильмов и др.
Практические методы основаны на практической деятельности учащихся.
Упражнение – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса[118].
Лабораторная работа – изучение учащимися по заданию учителя каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Практическая работа – это один из видов самостоятельной работы учащихся, при выполнении которой учащимся необходимо проявить свои теоретические знания и приобретённые практические навыки. Практическая работа проводится после изучения больших разделов и тем.
Это краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Несмотря на то, что она неоднократно и обоснованно подвергалась критике, в настоящее время эта классификация пользуется наибольшей популярностью.
Методы обучения используются в сочетании друг с другом. Выбор метода определяется образовательной и воспитательной целью, содержанием и своеобразием учебного материала, возрастом учащихся, уровнем подготовки учителя.
В процессе обучения осуждённых большое значение имеют воспитательные возможности отдельных методов. Слово учителя – самый доступный и распространённый инструмент обучения. Яркое, живое слово учителя вызывает в сознании осуждённых раскаяние о совершённом преступлении, стремление стать лучше. Оно активизирует воображение, память, чувства учащихся. Эмоциональность рассказа, беседы, лекции позволяет учащимся увидеть, отношение учителя к преподаваемому им предмету и оказывает на них большое воспитательное воздействие[119].
Важным источником получения знаний являются учебники, книги, справочная литература. Задача учителя – научить учащихся-осуждённых правильно с ними работать. Умение работать с книгой должно развиваться и совершенствоваться во время уроков и во внеурочных мероприятиях.
Согласно правилам внутреннего распорядка, осуждённые ограничены в свободном времени. Поэтому они почти не имеют возможности работать самостоятельно вне уроков. Этот фактор педагог учитывает, изучая с учащимися основной материал на уроке. С целью закрепления полученных теоретических знаний, умений и навыков применяется метод упражнений, проводятся практические и лабораторные работы. Большое воспитательное значение имеет чёткая организация проведения практических и лабораторных работ.
В последние годы уделяется большое внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, внедрению в практику работы общеобразовательных школ активных и интерактивных методов обучения осуждённых, широко используется проблемное обучение, применяется исследовательский метод. Это обеспечивает высокий научный уровень знаний и вместе с тем доступный для понимания и усвоения учащимися.
Можно надеяться на положительный результат учебного процесса только тогда, когда учитель гармонично сочетает различные методы и приёмы обучения, когда он излагает знания, которые ученик должен понять и усвоить, пробуждает желание учащихся самостоятельно постичь их.
Обучение на любом этапе организуется в различных формах. Чёткого определения в педагогической науке понятий «форма организации обучения» или «организационные формы обучения», как и понятия «формы учебной работы», как педагогических категорий пока нет.
В науке понятие «форма» рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «форма» трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определённым содержанием[120]. Термин «форма» в философском понятии означает внешнее выражение деятельности. Формы обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определённом режиме.
С развитием общества, изменением задач и содержания образования меняются и формы организации обучения. Самой старой формой организации обучения является индивидуальная форма. Её суть заключается в том, что учащиеся выполняют задания индивидуально. С XVI в. индивидуальная форма организации обучения уступает место индивидуально-групповой форме. В XVII в. Яном Амосом Коменским теоретически обоснуется и популяризируется классно-урочная система обучения. Классной она называется потому, что учитель проводит учебные занятия с группой учащихся определённого возраста, имеющей постоянный состав и называемой классом. Урочной – потому, что учебный процесс проводится в строго определённые отрезки времени – уроки. После каждого урока устраиваются перемены. Несмотря на то, что эта форма организации обучения претерпела значительную модернизацию, она выдержала проверку временем. Она обладает целым рядом педагогических достоинств: обеспечивает организационную чёткость и упорядоченность педагогического процесса; простое управление им; эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся и др.
Основной формой организации учебной работы в условиях исправительных учреждений является урок, то есть такое занятие, которое проводится с обучаемыми в течение строго определённого времени в классе, центрах трудовой адаптации осуждённых и производственных (трудовых) мастерских[121].
В заключение следует отметить, что учебно-воспитательная деятельность педагогических коллективов образовательных учреждений в местах лишения свободы в целом направлена на формирование у осуждённых потребности к повышению интеллектуального уровня, к самообразованию, что непосредственно влияет на процесс их исправления.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривает дальнейшее развитие благоприятных условий для получения общего и профессионального (среднего и высшего) образования осуждёнными посредством заочного и дистанционного обучения, разработку и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осуждённых, а также образовательных и коррекционных программ работы с различными категориями осуждённых[122]. В связи с этим знание не только преподавателями, но и всеми сотрудниками ИУ методики подготовки и проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий является необходимым условием воспитательной работы.