Глава 9. Формы воспитательной работы с осуждёнными
Форма – способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Содержание – единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от неё[87].
Отношение формы и содержания характеризуется единством, отражая взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности. Однако это единство является относительным.
Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета.
Педагогический процесс в ИУ имеет своё содержание и соответствующую ему форму. Изменение в содержании любой составной части исправления осуждённых (трудовом, нравственном, правовом и т. д.) неизбежно влечёт за собой определённые изменения и формы воспитательных воздействий. Форма зависит от содержания, но и обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью.
Форму следует отличать от метода. Если под методами исправления в пенитенциарной педагогике понимаются «способы непосредственного или опосредованного педагогического влияния на сознание, чувства и поведение осуждённых»[88], то под формами педагогического взаимодействия принято понимать способы организации конкретного педагогического явления в пространстве и времени[89].
В теории исправления осуждённых существует множество классификаций форм воспитательных воздействий на осуждённых, произведённых по разным основаниям. Наиболее общей является следующая классификация форм: индивидуальные, групповые, коллективные и массовые[90]. Эта классификация основана на объекте педагогического процесса.
Основу индивидуальной воспитательной работысоставляют индивидуальные формы педагогических воздействий. Они применяются с учётом индивидуальных особенностей личности. Индивидуальные формы педагогического взаимодействия осуществляются в основном через индивидуальную воспитательную работу, которая, как свидетельствуют теория и практика исправления осуждённых, является важнейшим направлением деятельности исправительных учреждений и базируется на индивидуальном подходе. Индивидуальный подход как принцип педагогики предполагает организацию педагогического воздействия на конкретного осуждённого, основанного на всестороннем знании личности и условий жизни. Индивидуальная работа проводится в течение всего периода взаимодействия с осуждённым, поэтому её можно определить следующим образом: индивидуальная воспитательная работа с осуждённым – это комплекс целенаправленных воздействий субъекта на объект, результатом которых является изменение (исправление) личности осуждённого. Следовательно, объектом индивидуальной работы выступает конкретный осуждённый, а субъектом – не только отдельный сотрудник – воспитатель осуждённых, но и коллектив осуждённых, группы и отдельные, положительно направленные осуждённые, а также представители благотворительных, общественных, религиозных организаций (объединений) и родственники осуждённых[91].
Индивидуальная работа предусматривает изучение личности осуждённых, прежде всего характера и направленности совершённого преступления, составление программы индивидуальных воспитательных воздействий на каждого человека, организацию самовоспитания и т. п.
Формы, в которых осуществляется воспитательное воздействие в процессе индивидуальной работы – аттестование осуждённых; дисциплинарная практика; индивидуальное шефство; самовоспитание; индивидуальная беседа; переписка с родственниками; общественные и личные поручения; вовлечение осуждённых в общественно полезную деятельность; контроль за поведением осуждённых.
Как уже отмечалось ранее, в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года разрабатываются индивидуальные формы работы, обеспечивающие оказание социальной, психологической и педагогической помощи каждому осуждённому с учётом его характеристики.
В данном контексте речь идёт о справедливой и эффективной системе стимулов законопослушного поведения осуждённых, разработке мер дисциплинарного воздействия за незначительные правонарушения и новых мер поощрения, применяемых к осуждённым, а также к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах. Важное место среди них отводится системе «социальных лифтов».
Развитие идеи «социальных лифтов» нашло отражение в материалах международной научно-практической конференции «Воспитательный центр для содержания несовершеннолетних осуждённых: актуальные проблемы реализации концептуальной модели», проходившей в г. Вологде в 2010 г. Под «социальными лифтами» понимается стимулирование правопослушного поведения осуждённых путём последовательного снижения уровня правоограничений[92]. Применительно к воспитательному центру речь идёт о последовательном изменении условий отбывания наказаний от строгих до обычных и облегчённых.
Несколько иной, скорее, процедурный аспект изложен в приказе ФСИН России от 14.03.2011 № 144 «Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы за 2010 год и задачах на 2011 год», где под «социальными лифтами», понимается система «аттестования осуждённых по ряду конкретных критериев с целью получения объективной оценки их исправления и выработки мер воспитательного воздействия»[93].
В методических рекомендациях по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства «социальные лифты» рассматривают как «механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осуждённых с помощью определённых критериев»[94].
В приведённом определении можно выделить несколько заложенных в него смысловых компонентов. Прежде всего, это механизмизменения условий отбывания наказания, т. е. некая процедура, соблюдение которой является обязательной для принятия решения об изменении правовых ограничений для осуждённых. Этот механизм предполагает сбор документов, характеризующих поведение осуждённого, порядок рассмотрения личного дела, принятие решения об изменении условий и т. п. Во внимание принимаются условия отбывания наказания как среда нахождения осуждённого, которая может оцениваться им и окружающими с положительной или отрицательной стороны. С правовой точки зрения, среда отбывания наказания определяется различными видами режимов, видами исправительных учреждений, которые могут улучшать или ухудшать положение личности вследствие правовых ограничений и (или) дозволений, т. е. быть благоприятной или неблагоприятной[95].
По смыслу определения, осуждённый, точно выполняющий требования администрации (критерии) с соблюдением установленной процедуры (механизма), может быть поощрён, переведён в более комфортные условия отбывания наказания – «подняться на лифте». Невыполнение требований администрации, нарушение порядка отбывания наказания даёт основание для применения к «нерадивой» личности наказания посредством ухудшения условий отбывания наказания – «опуститься на лифте». Таким образом, фактически речь идёт о поощрении и наказании (взыскании), «кнуте» и «прянике» и порядке их применения, т. е. средствах управления поведением личности, хорошо известных в воспитательной практике исправительных учреждений с давних пор. Взять хотя бы Вологодскую систему так называемых «ступенистов», которая, как и лифты, предполагала развитие, движение осуждённого с одной ступени на другую с соответствующим набором стимулов, льгот, ограничений, лишений и т. п. Эта система была одобрена и рекомендована на уровне Коллегии МВД СССР ко всеобщему распространению в 1977 г., прежде всего, за её результативность (уровень рецидива преступлений по освобождению в области был почти в три раза ниже среднего по стране). Важно отметить ещё одну «небольшую» деталь этой системы: её автор (И. П. Зайцев является единственным представителем исправительно-трудовой системы, в педагогической энциклопедии) и главные разработчики начинали её создание не с осуждённого, которому предстояло двигаться по ступеням, а с коллектива воспитателей, представлявшего собой коллектив единомышленников[96].
При таком, приведённом выше, понимании содержание понятия «социальные лифты» не является чем-то принципиально новым. Может показаться, что оно имеет некую системность и процедурную обусловленность, однако поощрение и наказание также являются системообразующими понятиями, находящимися во взаимосвязи и взаимообусловленности, реализация которых определяется известными принципами и правилами.
Объектом воспитательного воздействия при групповых формах является группа и личность в группе. Воспитатель организует воздействие не на личность непосредственно, а на группу. В процессе проведения диспута или беседы на нравственную тему важно вызвать в группе благоприятный настрой, используя для этих целей внушение, доказательство, пример собственного поведения.
В коллективных формах воздействия объектом являются коллектив и личность в коллективе. Включение личности в систему коллективных отношений способствует проявлению её индивидуальных свойств и качеств. Организуя воспитательное воздействие на коллектив осуждённых, воспитатель-сотрудник должен знать и коллектив как группу людей, и каждую личность в нём, используя при этом организационное влияние коллектива на своих членов через систему требований, правил поведения, традиций.
Формами коллективного воздействия являются собрания бригады, отряда, класса, День отряда, лекция, диспут, викторина, выпуск стенной печати и оформление наглядной агитации и т. д.
Объектом массовых форм воздействия является масса осуждённых, как правило, в масштабе колонии. Основу таких форм составляют такие мероприятия, как митинги, общие собрания, торжества, посвящённые знаменательным датам, спартакиады и т. д.
При развитых коллективных отношениях в массовых формах воздействия отражаются перспективы развития, цели и результаты деятельности коллективов отрядов колонии. Они являются ожидаемым событием, в подготовке которого участвует большинство осуждённых. Во избежание формализма в проведении массовых мероприятий необходимо применять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Результативная организация педагогического процесса в ИУ предполагает оптимальные соотношения индивидуальных и групповых (коллективных, массовых) форм воспитательных воздействий на осуждённых. Нужно отметить, что действенность всех форм в решающей степени зависит от личности воспитателя.
В процессе исправления нельзя ограничиваться какой-либо одной формой воспитательного воздействия на осуждённых. Важнейшее требование к воспитательной работе – это применение разнообразных форм её организации и постоянное их совершенствование. Несмотря на многообразие и сложность форм воспитательных воздействий на осуждённых, все они служат общей цели – исправлению лиц, лишённых свободы.
Раздел IV. Содержание воспитательной работы
с осуждёнными в исправительных учреждениях