Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков

В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Подход, основанный на альтернативности – организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.

Поведенческий подход, где основное внимание уделяется формированию жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей. Этот подход базируется на укреплении защитных факторов личности: развитии положительной самооценки; терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций; тренировке сопротивления негативным процессам.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика – это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.

Следующий подход – социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. У подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:

быть хозяином своего слова и дела;

тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;

концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;

ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.); создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками; организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями; создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.); организацию детского досуга.

Необходимо отметить, что профилактику можно рассматривать как особый вид социально-педагогической деятельности который находится на стыке педагогики, психологии, социологии, медицины и информационных технологий. Основными видами профилактики являются:

первичная, рассматриваемая как комплекс социальных, образовательно-воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних;

вторичная – комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и перехода к уголовно-наказуемым;

третичная – комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса несовершеннолетнего, имевшего проблемы с отклонениями в поведении и возвращении его в семью, образовательное учреждение и к общественно-полезной деятельности.

По типу профилактики специалисты различают общесоциальную (неспецифическую) – не затрагивающую непосредственно проблему отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а влияющая на нее косвенно, т.е. через административные механизмы, педагогические средства и информационные технологии, а также специфическую профилактику, направленную оказывать влияние на конкретные проявления девиантного поведения.

Наряду с этим, можно выделить три основных уровня профилактики. На личностном уровне воздействие на целевую группу направлено на формирование таких качеств личности, которые создают основу социально-приемлемого поведения несовершеннолетнего. Семейный уровень предполагает организацию влияния на семью несовершеннолетнего и его ближайшее окружение для предотвращения зарождения и развития девиантного поведения. Социальный уровень профилактики способствует изменению общественных норм в отношении девиантного поведения, что создает благоприятные условия для организации профилактической работы на личностном и семейном уровнях.

7. проблемы подготовки кадров социальных педагогов в современных условиях.

Социальный педагог — организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направ­лена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаи­модействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи.

В зависимости от профиля, специализации местом работы со­циального педагога могут быть:

дома и микрорайоны;

Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков - student2.ru Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков - student2.ru Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков - student2.ru Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков - student2.ru Социальный педагог призван способствовать развитию (само­развитию) личности, созданию благоприятных условий, психо­логического комфорта, обеспечивать консолидацию всех сил и воз­можностей общества применительно к конкретному ребенку (взрос­лому), развивая его активность как субъекта воспитательного про­цесса.

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства обра­зования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.

1.2.Квалификация выпускника — социальный педагог.

Нормативный срок освоения основной образовательной про­граммы подготовки социального педагога по специальности 050711 Социальная педагогика при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Выпуск­ник, получивший квалификацию «социальный педагог», должен быть:

подготовлен к формированию общей культуры личности и спо­собствовать социализации обучающегося, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;

использовать разнообразные приемы, методы и средства обу­чения и воспитания;

осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащих­ся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об обра­зовании», Конвенцией о правах ребенка;

систематически повышать свою профессиональную квалифи­кацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и социальных служб, осуществлять связь с родите­лями (лицами их заменяющими);

выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопас­ности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший квалификацию «социальный педагог», должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Рос­сийской Федерации; решения Правительства Российской Федера­ции и органов управления образованием по вопросам образова Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков - student2.ru Основные направления, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков - student2.ru ния; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения социально-педа­гогических, научно-методических и организационно-управлен­ческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; требования к оснащению и оборудованию учеб­ных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспекти­вы развития образования и педагогической науки, основы права; научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, тех­ники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по специальности 031300 Социальная педагогика подготовлен для работы в образовательных учреждениях различ­ного типа.

Виды профессиональной деятельности специалиста: научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно - просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая.

Специализации социальной работы. Практика показывает, что сфера социальной работы в России расширяется год от года. И хотя социальная работа — единая про­фессия, ей свойствен широкий спектр специализаций. В формиру­ющейся системе социальных служб наибольшее распространение получили следующие специализации.

Социальный семейный педагог или работник семейного профиля..Специализируется на оказании разносторонней помощи се­мье. Клиентами социального семейного педагога (работника) яв­ляются 30—50 и более семей, проживающих в одном или не­скольких близлежащих домах. Ныне это самый распространен­ный, наиболее востребованный вариант специалиста широкого профиля, который представляет собой базовый компонент в ин­фраструктуре кадрового обеспечения системы социальных служб. Семейный педагог — специалист высшей квалификации, чело­век большого жизненного опыта, авторитетный и уважаемый в том микрорайоне, где он работает, владеющий навыками непо­средственной профессиональной деятельности, связанной с де­ликатным вхождением в семью и организацией разносторонней помощи в этически допустимых формах на основе включения самой семьи в этот процесс.

Общинный (сельский) социальный педагог или социальный работник. Специализируется на оказании разносторонней помощи сельс­ким жителям. Клиентами общинного социального педагога (ра­ботника) являются все жители данного села, деревни, поселка. Это специалист высшей квалификации, широкого профиля, боль­шого жизненного опыта, профессионального мастерства, автори­тетный и уважаемый на селе. Желательно, чтобы это был местный житель, хорошо знающий традиции, специфику, образ жизни, психологию сельского населения.

Специалист по социальной работе с детьми и молодежью (молодежный социальный работник). Специализируется на оказании разносторонней помощи детям и молодежи городского или сельского социума, проживающим на Территории обслуживаемого им микрорайона, границы которого определяются органами муниципальной власти. В организации социальной работы с детьми он уделяет особое внимание развитию детских и молодежных социальных инициатив, способствует вклю­чению детей и молодежи в решение социальных проблем города, села, общины и на этой основе созданию корпуса помощников (ассистентов) социального педагога (работника).

Специалист по организации культурного досуга.. Специализируется на организации социокультурной деятель­ности как детей, так и взрослых. В организации культурно-досуговой деятельности населения он отдает приоритет семейным фор­мам досуга, уделяет специальное внимание организации совмест­ного времяпрепровождения детей и их родителей, пожилых людей, инвалидов, различных социально ущемленных групп населения.

Валеолог, специалист по охране здоровья, медицинский социальный работник. Социальные работники, представляющие это направление, за­ботятся о своевременном сохранении людьми своего здоровья, о повышении их жизненной активности, включении в физкультур­но-оздоровительную деятельность. Их клиентами являются дети и взрослые. В организации медико-оздоровительной деятельности на­селения приоритет отдается семейным формам; особое внимание уделяется оздоровлению детей, пожилых людей, инвалидов.

Социальный эколог. Специализируется на организации экологической и природо­охранной деятельности населения. Работает с детьми и взрослы­ми, с предприятиями и учреждениями обслуживаемой им терри­тории. В организации экологической деятельности он отдает при­оритет организации общественного движения в защиту окружаю­щей среды, экологическому образованию детей и взрослых.

Социальный работник, специализирующийся на проблемах занятости. Организует разнообразные виды трудовой деятельности, спо­собствует созданию новых рабочих мест, оказывает помощь безра­ботным, содействует трудоустройству и профессиональной адап­тации подростков и молодежи. Способствует развитию семейныхформ трудовых объединений: особое внимание уделяет организа­ции внешкольной трудовой деятельности детей, организации тру­да пожилых людей и инвалидов.

Социальный этнолог. Специализируется на организации этнокультурной работы по возрождению прогрессивных народных, национальных традиций, обрядов, народного творчества: промыслов, ремесел. В этнокуль­турной деятельности отдает приоритет восстановлению традици­онных форм общения, проведения досуга, развитию ремесленных промыслов, присущих данному этносу.

Социальный педагог-дефектолог. Специализируется на оказании профессиональной коррекционной помощи детям, имеющим отклонения в умственном и фи­зическом развитии, их семьям. Его клиентами становятся дети, которые проживают на обслуживаемой им территории, обучаются в образовательных, специализированных школах или на дому. Сфера деятельности социального педагога-дефектолога определяется орга­нами муниципальной власти исходя из потребностей конкретного социума. В организации коррекционной работы основное внима­ние он уделяет ликвидации социальных причин заболевания де­тей, их адаптации к условиям среды проживания.

Социальный работник, специализирующийся по вопросам работы с инвалидами (в том числе с детьми, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии, их родителями). Этот специалист особое внимание уделяет организации меж­личностного общения здоровых и больных детей, различным ви­дам адаптации детей-инвалидов к окружающей среде.

Социальный работник-геронтолог. Специализируется на оказании всесторонней помощи пожи­лым людям. Его клиентами являются лица пенсионного возраста, проживающие на обслуживаемой им территории. В организации ра­боты он уделяет особое внимание социальной реабилитации пожи­лых людей, включению их в различные виды активной общест­венно ценной деятельности, организации досуга.

Школьный социальный педагог. Это работник общеобразовательной или профессиональной школы, внешкольного, дошкольного учреждения, социального приюта, детского дома, школы-интерната, школы реабилитации, других образовательных учреждений. В организации своей работы он отдает приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реа­лизации способностей каждого, защите интересов личности, орга­низации досуга, включению в социально полезную деятельность. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое вни­мание уделяет проблемам защиты ребенка от родительской жесто­кости, эгоизма, вседозволенности.

Социальный педагог (работник), специализирующийся на оказании разносторонней помощи подросткам, склонным к правонарушениям. Клиентами этого специалиста являются дети с нарушениями норм поведения, проживающие на обслуживаемой им территории. Особое внимание он уделяет профилактической работе и предупреждению противоправных действий подростков и их реабилитации путем создания условий для организации их социаль­но полезной, оздоровительной деятельности и нормального быта.

Специалист социальной службы или административный (муниципальный) социальный педагог. В сфере деятельности этого специалиста решение вопросов, связанных с организацией специальной практики, руководством про­цессом социального формирования и развития личности в услови­ях открытой микросоциальной среды, проведением экспертизы пер­спектив развития системы социальных служб. Специалисты этого профиля — работники муниципальных органов власти, комитетов социальной защиты, социальной помощи семье, собесов, цент­ров социальной педагогики и социальной работы, межведомствен­ных культурно-досуговых центров.

8. социализация как социально - педагогическое явление.

Как отмечает А.В. Мудрик, в науку о человеке термин «социали­зация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» — земли, средств производства и т.п. Приме­нительно к человеку он нашел отражение в работе американского со­циолога Ф.Г. Гиддингса «Теория социализации» (1887). В ней термин «социализация» применяется в значении близком к современному: «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Социализация (от лат. socialis — общественный) — процесс станов­ления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она озна­чает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свиде­тельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление —это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребе­нок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстни­ков. В этом случае социализация как результат характеризует соци­альный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смыс­ле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общест­венные явления и факты реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, соци­альных групп и личности. В более узком смысле — это нравствен­ные и эстетические императивы (требования), выработанные чело­веческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Социальный опыт представляет собой совокупность соци­альных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные прояв­ления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимо­действия с другими людьми, профессиональной деятельности, вы­полнения различных социальных ролей.

Наследственные и врожденные особенности составляют определен­ный потенциал, определяющий предрасположенность человека в раз­витии. В процессе социального развития и воспитания человека он может быть реализован, приумножен, ослаблен или вообще не осу­ществлен. Выделяют позитивные и негативные предрасположения в формировании человека, становлении его как личности. Такие пред­расположения можно подразделять в зависимости от их социальной важности и перспективности.

Позитивные предрасположения — это наиболее целесообразный базис социальных задатков для стимулирования направленного раз­вития человека в процессе социализации, в котором он впоследствии может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность. Это главным образом важно в работе с детьми, имеющими особые нужды.

Негативные предрасположения — это те характерные особенности, которые либо ограничивают его в возможностях социального разви­тия, либо имеют четко выраженный отрицательный социальный ха­рактер, что может негативно сказаться на его социальном развитии.

В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетичес­кое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека.

Сторонники биогенного (биогенетического) направления считают, ito развитие человека предопределено наследственностью. Именно от lee зависит, кем может стать в будущем этот человек. С позиции 1ауки такой подход не имеет достаточных оснований. Наследствен­ность определяет только возможное, но не достаточное для социаль­ного развития личности. Нужны еще соответствующие условия для их реализации и порой значительное личное участие человека.

Отрицательные наследственные предрасположения в семьях риска, когда один или оба из родителей являются алкоголиками, наркоманами, имеют отклонения в психике и т.д., являются усло­виями, которые могут быть трансформированы в сдерживающие факторы в процессе роста ребенка. Направленная работа с такими детьми, предупреждение появления условий, которые могли бы сти­мулировать развитие у них негативных предрасположений, позволя­ют предусматривать и в значительной степени сдерживать возмож­ность их социально-негативного развития и воспитания. В этом, по сути, и состоит профилактическая социально-педагогическая работа с конкретным ребенком, причем не только с ним, но и с его непо­средственным окружением, прежде всего с родителями (лицами, их заменяющими).

Сторонники социогенного (социогенетического) направления в пе­дагогике считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю. Однако реальная жизнь такова, что далеко не все можно сформировать и развить у ребенка, что хотел бы воспитатель. Если ребенок не имеет предрасположения к тому, что у него развивают, перспективы будут ограничены. Имеют место факты, когда воспитатель, не реализовав собственный позитив­ный потенциал в развитии и воспитании ребенка, формирует у него качества, которые впоследствии негативно скажутся на саморазвитии и самореализации. Характерно, что если не считаться с возможностя­ми ребенка, то можно «сломать» его, разрушить личность. Послед­ствия такой воспитательной деятельности иногда могут привести к серьезным социальным и личностным проблемам, потребуется значи­тельная помощь психиатра или психолога.

Реальная жизнь диктует необходимость обеспечения единства не только биогенного и социогенного подходов, но и других в воспита­тельной работе с ребенком. В процессе социального развития и вос­питания ребенка необходимо знать его индивиду ситные особенности и возможности. Одновременно следует уметь создавать средовые усло­вия, позволяющие обеспечивать наиболее полную и целесообразную реализацию того индивидуального, которое присуще конкретному ре­бенку.

Факторы среды — это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа; школьный коллек­тив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в ко­торые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр.

И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, вли­яющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда — это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистема — складывающиеся вза­имоотношения между различными жизненными областями, опреде­ляющими и существенно влияющими на действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые вхо­дят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема — это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема — это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологичес­кие позиции, господствующие в обществе (она выступает норматив­ным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнеде­ятельности).

Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализа­цию человека. К ним относятся: макрофакторы — космос, планета, мир; мезофакторы — этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы — ин­ституты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Десоциализация (от фр. des... — приставка, означающая уничтоже­ние, удаление чего-либо и социализация) — утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, от­пуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дис­комфортные для этого человека условия самопроявления и пр.) соци­ального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации обусловле­ны различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам..

Личностные факторы характеризуются потенциалами и состояни­ем человека, сдерживающими проявление его активности в естествен­ной для него среде, самоограничениями либо сменой характера при­вычной для него деятельности, способствующей приобретению иного социального опыта. Состояние организма создает настроение, жела­ние и способность проявлять себя в определенной деятельности. Не­гативное (нездоровое) состояние сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность. Средовые факторы характеризуют нетипичные для данного человека ус­ловия, влияющие на его способность проявлять естественную актив­ность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной лич­ности. Воспитательные факторы характеризуют результат или осо­бенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую воз­можностям ребенка и сдерживающую его проявление в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц.

Десоциализация может играть положительную или отрицатель­ную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная роль заключается в том, что она помогает человеку избавиться от не­гативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним. Отрицательная (негативная) роль десоциализации заключается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной де­ятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях.

Ресоциализация (от лат. re... — приставка, обозначающая повтор­ное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие и социализация) — восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жиз­недеятельности. На ресоциализацию и ее результаты также сущест­венно оказывают влияние различные факторы, в том числе личност­ные, средовые и воспитательные.

Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией суще­ствует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Этот фактор оказывает неоценимую помощь в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный че­ловечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельнос­ти, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные со­циальные роли.

Роль — это жизнедеятельность человека в системе норм, определя­ющих его поведение, общение и отношения в данной социальной по­зиции. Социальная роль — поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией и пр. Социальная роль может быть усвоена им на уровне знакомства (знает суть деятельности), основ (умеет выполнять), совершенства (владеет умением на уровне специалиста, опытного человека).

Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус­ваиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую. Полоролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависи­мости от возраста и изменяющихся вместе с ним социального поло­жения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, муж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль — испол­нение человеком социальной роли в соответствии с социальным по­ложением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйст­ва, воспитании детей. Профессионально-трудовая роль осуществляет­ся на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности. Субкультурно-групповая роль — это социальная роль, которую он усвоил и которая своеобразно проявля­ется с учетом культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился. Каждый регион имеет социокультурные особенности поведения, об­щения, речи, что способствует формированию своеобразия социума. Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окруже­ния, возраста, профессиональной деятельности и др.

Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельнос­ти. В процессе социализации он проходит определенные стадии (этапы) и ступени.

Существуют различные подходы к выделению этапов социализа­ции, например, по характеру протекания: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый.

В 1920-е гг. выделяли этапы, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка. В 1970-е гг. Д.Б. Эльконин (1904—1984) предложил возрастную периодизацию разви­тия психики, основанную на смене ведущих деятельностей: дошкольники — игра; младшие школьники — обучение; подрост- к и — интимное личное общение; юноши — учебно-профессиональная деятельность. В 1980-е гг. А.В. Петровский выдвинул концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно-опосредованных отношений индивида с наиболее ре­ферентными для него группами.

Существует подход выделения стадий социализации человека в за­висимости от отношения его к трудовой деятельности: возрастные Ловингер): 1) досоциальная (младенчество); 2) импульсивная (ран­ее детство); 3) самозащитная («дельта», раннее детство); 4) конфор-истская (позднее детство/отрочество); 5) сознательная (отрочест-о/юность); 6) автономная (юность/зрелость); 7) интеграционная (взрослость); (Кеган): 0) инкорпоративная (младенчество); 1) им­пульсивная (от 2 до 7 лет); 2) имперская (7-12 лет); 3) интерперсо­нальная (13—19 лет); 4) институциональная (ранняя взрослость); 5) интериндивидуальная (взрослость); по характеру отношения к трудовой деятельности: дотрудовая (ранняя социализация) — до школы, стадия обучения; трудовая — стадия высшей школы, стадия трудового коллектива; послетрудовая — стадия выхода на пенсию, стадия самореализаии на пенсии.

Основные ступени социализации человека: идентификация, инди­видуализация, персонализация.

Каждый человек в отдельности — индивид — это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория «индивид» (от лат. individuum — неделимое) по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида Homo sapiens. Он — носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин «индивид» иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация (от лат. identificare — отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо, чем-либо. 3. Фрейд (1856-1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:

а) первичная идентификация в младенчестве — примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;

б) вторичная идентификация — проявление защитного механизма. По Фрейду, маленький ребенок старается отождествлять себя с наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые осо­бенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя с лю­бимым человеком или с людьми, которых он ненавидит или которым завидует;

в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с невротическим симптомом. Субъект из-за желания оказаться в положении объекта психологически вживается в его состояние, болезнен­но переживая его.

Наши рекомендации