Профессиональное самообразование учителя, понятие, источники
На современном этапе развития общества, когда знания устаревают гораздо быстрее, чем раньше умение учиться самостоятельно является первоочередной составляющей любой профессии, особенно профессии педагога. Учитель, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Перекликается с ним и высказывание «учителя русских учителей» К.Д. Ушинского, утверждавшего, что учитель живет до тех пор, пока учится. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед школой, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению школьного коллектива. Т.е. современному педагогу необходимо систематически заниматься своим самообразованием. Профессиональное самообразование сегодня все чаще осознается как общечеловеческая ценность, оно способствует преодолению профессиональной замкнутости. Таким образом, самообразование является важнейшим аспектом саморазвития, которое предполагает умения взять на себя ответственность за собственную судьбу, лично и во многом самостоятельно организовать свое профессиональное становление.
Что же это такое – самообразование? В педагогике самообразование рассматривается в двух значениях - в узком и в широком.
В узком смысле самообразование — это самообучение или самонаучение. Самообучение можно определить как процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Для его реализации большое значение имеют умения учиться, которые проявляются, прежде всего, в использовании приемов умственной деятельности (анализа, синтеза, приемов запоминания и т.д.). К ним относятся и умения организовать свое время (определить, что требует первоочередного выполнения, спланировать и проконтролировать свою учебу на протяжении дня, семестра), и умения находить необходимую информацию, правильно ее обрабатывать.
В широком смысле понятие “самообразование” рассматривается как “самосозидание”, то есть создание самого себя как личности, самосовершенствование. В данном случае самообразование выступает как механизм личностного развития и профессионального роста человека. В этом смысле самообразование ценно не столько как процесс самостоятельного “набирания знаний”, сколько как путь постижения культуры, определенный и выбранный самим человеком, свободного, субъектного движения в области знаний. Основанное на собственной потребности образование способствует развитию интеллекта, духовности человека значительно эффективнее, чем в процессе его учения по необходимости, под влиянием внешних факторов. В дальнейшем, говоря о самообразовании, мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования.
Под самообразованиемпонимается познавательная деятельность человека, направленная на преобразование им своих физических сил, душевных и социальных качеств, в основе которой лежит непосредственный личный интерес человека в соответствии с его представлениями о социально одобряемом образце личности. Самообразование как целеустремленная самостоятельная деятельность человека по личностному самосовершенствованию включает в себя два относительно самостоятельных процесса - самообучение и самовоспитание.
Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Понятие “самообразование” взаимосвязано с понятием “образование”, т.к. образование без самообразовательной работы становится формальным, не соответствующим собственным запросам личности, но и самообразование вне рамок образования может стать расплывчатым, аморфным и не будет целенаправленно содействовать личностному развитию.
Цель самообразования учителя – поступательное развитие собственной личности, рост профессионального мастерства.
М. Князева выделяет несколько функций самообразования:
1) экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;
2) ориентировочная - определение себя в Культуре и своего места в обществе;
3) компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация "белых пятен" в своем образовании;
4) саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, личностных качеств;
5) методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
6) коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
7) сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;
8) омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося);
9) психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
10) геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма.
Как видим, содержание самообразования учителя многогранно. Поэтому, по мнению С.Б.Елканова, педагогу необходимо непрерывная и систематическая самоинформация в разных направлениях:
— углубление знаний по предмету, который он преподает;
— накопление специальных психолого-педагогических знаний;
— осуществление общекультурной самоподготовки (научной, эстетической, политической, экономической и т.д.).
Различают два типа самообразования: систематическое и ситуативное (когда знания, умения и навыки приобретаются по мере возникновения необходимости в них).
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов, педагогических технологий.
Профессиональное самообразование имеет в своей основе сложную систему мотивов и источников активности. Обычно его движущей силой и источником называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала.
Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании.
Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самообразования.
Будущему учителю, по мнению И.А.Хоменко, необходимо выстроить в процессе непрерывного педагогического образования свою профессионально-образовательную стратегию, учитывающую именно его личностные особенности, запросы, мотивы профессиональной деятельности. Педагогу нужно создать индивидуальную образовательную траекторию как способ достижения жизненной цели.
Под образовательной траекторией понимается возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом и нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация образовательной траектории личности во многом определяется внешними условиями (качеством обучения в учебном учреждении, семейным и материальным положением человека и т.д.), но в основном ее осуществление связано с осознанием значения самообразования в процессе профессиональной подготовки, с развитыми умениями и навыками самообразовательной деятельности.
В процессе обучения в учебном учреждении осуществляется систематическое самообразование. Уникальным источником самообразования для будущего учителя является само обучение в педагогическом вузе. Вузовская профессионально-педагогическая подготовка предоставляет будущему учителю уникальную возможность видеть и воспринимать сам процесс профессионального обучения и как условия для собственного учения, и как моменты педагогической практики. Студент педагогического вуза, в отличие от вузов других профилей, может анализировать ход учебного процесса не только с точки зрения учащегося, но и с профессиональных позиций. Иными словами, можно и нужно не только слушать лекции, их содержание, но и учиться их читать; не только сдавать самим зачеты и экзамены, но и учиться организовывать их проведение самим; не только общаться с преподавателями и однокурсниками, но и учиться управлять общением в коллективе. У студента педагогического учебного заведения, который изучает не только научные дисциплины по профилю преподавания, но и методики обучения и воспитания, психологию, педагогику как науку об обучении и воспитании личности, есть все основания, чтобы анализировать педагогический стиль работы своих преподавателей. Он может, изучая приемы и методы их обучающей деятельности, формировать свой арсенал педагогических технологий.
В качестве других важнейших источников педагогического самообразования И.А. Хоменко выделяет:
1. Книги, периодическая печать, средства массовой информации, Интернет. Навыки самообразовательной работы с литературой вы должны были получить либо в школе, либо в ходе изучения специального курса “Библиография” в начале вузовского обучения, поэтому, видимо, нет необходимости убеждать в необходимости самостоятельного дополнительного чтения специальной литературы и учебников, поиска дополнительной научной информации по различным предметам.
2. Исследовательская деятельность представляет собой непременный аспект педагогического труда. Она создает предпосылки для систематического самообразования не только в вузе, но и после его окончания, если учитель в процессе самостоятельной работы определил для себя конкретную тему педагогического исследования, которая является центром его профессионального интереса. Чаще всего эта тема продиктована реалиями школьной жизни, стремлением педагога, преодолев какие-то негативы педагогической действительности, усовершенствовать процесс обучения и воспитания детей, создать более действенные условия для их личностного развития. Исследовательская деятельность требует не только определенных навыков, но и сформированности таких личностных свойств и качеств, как любознательность, трудолюбие, волевые качества характера, исследовательский тип мышления, позволяющий видеть проблему, анализировать и синтезировать исследуемый материал, обобщать результаты исследования и т.д. Эти качества должны формироваться уже на студенческой скамье. В вузе есть много возможностей заниматься исследовательской деятельностью. В учебных планах педагогического университета обязательно выполнение определенных проектов — реферативных, курсовых и дипломных работ. По желанию и в соответствии с возможностями студент может работать над конкурсной научно-исследовательской работой.
Исследовательская деятельность дает возможность повысить уровень самообразования в процессе систематической работы с литературой, помогает определить круг единомышленников в профессиональной деятельности, общение с которыми позволяет накапливать информацию, развивать свой интеллект.
3. Еще один источник самообразования - обучение на различных курсах, дополнительное добровольное образование. Сегодня очень много курсов для людей разных возрастов, с разнообразными потребностями и жизненной мотивацией, важно определить для себя, какие из них наиболее соответствуют профессиональным требованиям и личным потребностям. Естественно, необходимо определиться и с возможностями (материальными, свободного времени, собственного психофизического состояния), чтобы этот источник самообразования не стал препятствием для достижения основной жизненной цели.
4. Активное участие в общественно-полезной деятельности, наличие разнообразных увлечений (художественной самодеятельностью, спортом, рукоделием, живописью и т.д.) тоже является источником для познания, для накопления жизненного опыта. Учащимся интересен тот учитель, который не ограничивает свое личностное развитие непосредственно предметом профессиональной деятельности. Наличие хобби позволяет педагогу расширять свой жизненный кругозор и рамки своего общения с учащимися.
5. Работа, самостоятельная практическая деятельность студента также является важнейшим источником самообразования. Работая, молодые люди черпают новую профессиональную информацию, завязывают полезные контакты с людьми, приобретают друзей. Особенно важной, на наш взгляд, является возможность овладения профессиональной информацией. Она в значительной мере отличается от теоретических знаний, приобретаемых будущим специалистом в вузе. Знания, формирующиеся в процессе работы, можно без натяжки назвать новыми. Это знания о самом себе (попадая в рабочую обстановку, вы можете обнаружить, что переоценивали свои способности, или, наоборот, имели заниженную самооценку), знания о самой работе, о характере ее трудностей, или, наоборот, о ее увлекательности и важности; знания о взаимоотношениях с участниками профессиональной деятельности, с работодателями, в частности. Даже самые хорошие академические знания и безупречное владение профессиональными навыками не всегда обусловливают рост авторитета человека в производственном коллективе.
Вместе с тем необходимо помнить, что какой бы ответственной и перспективной ни была работа, совмещаемая с учебой, нужно выполнять учебный план, так как на адептном этапе все же главным является получение профессионального образования. Непонимание этого может спровоцировать проблемы, связанные с академической неуспеваемостью (иногда студенты пропускают учебные занятия, ссылаясь на необходимость работать). Таким образом, решая одни проблемы, можно создать себе другие.
6. Важным источником самообразования являются люди, их знания и опыт. В этой связи необходимо продумывать свои взаимоотношения с преподавателями, друзьями, коллегами-студентами и т.д. Эти взаимоотношения могут значительно способствовать расширению информационного поля человека.
Подытоживая сказанное о профессиональном самообразовании будущего учителя, выделим наиболее устойчивые и общие его характеристики: оно должно быть непрерывным (осуществляться на всех этапах в системе педагогического образования), личностно ориентированным (должно отвечать потребностям, возможностям и особенностям личности занимающегося самообразованием человека), должно осуществляться из разнообразных источников.