Индивидуальные формы работы с педагогами

Цель индивидуальных форм методической работы — оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые только у него вызывают затруднение или которые являются предметом его интересов.

Традиционно выделяются такие формы работы, как индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

Основой методической работы является наблюдениевоспитательно-образовательной работы в группах. Оно обязательно должно быть целенаправленным. Чем конкретнее будет поставлена цель, тем четче будут ваши рекомендации, помогающие повысить качество работы. При этом следует учесть, что рекомендаций должно быть не более 2—3, которые носят существенный характер, и их учет в дальнейшей работе позволит решить существующие у педа-гога проблемы. Наблюдая процесс взаимодействия воспитателя и детей в процессе игр, занятий, других видов деятельности с определенной целью (например, анализ характера обращения воспи-тателя к детям в повседневной жизни), вы, безусловно, обратите внимание и на другие проблемы, но пусть это будет целью последующего наблюдения.

Наблюдениювоспитательно-образовательного процесса с детьми отводится самое большое место в рабочем плане старшего воспитателя. Его присутствие в группе должно быть не событием, а нормальной рабочей атмосферой дошкольного учреждения. Показатель системности этой стороны деятельности руководителя — приглашение воспитателей посетить то или иное занятие, тот или иной режимный момент. Достичь этого можно только добрым, внимательным отношением к педагогу, деловыми рекомендациями, помогающими за достаточно короткий срок повысить эффективность работы воспитателя. Каждое наблюдение должно завершаться беседой старшего воспитателя с педагогом, которая проводится по окончании рабочего дня воспитателя. Уходя из группы, достаточно поблагодарить его, попрощаться с детьми, можно назначить время воспитателю для беседы. Там, где эта работа приобретает характер системы, воспитатели сами приходят в определенное время в методический кабинет, чтобы побеседовать со старшим воспитателем. Такая беседа носит характер деловой.

Беседа — одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Целью беседы является уточнение позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня владения воспитателем самооценкой, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.

Старший воспитатель должен, хорошо подготовиться к беседе, если хочет получить какой-то результат. Нельзя надеяться на то, что как-нибудь все получится само собой, надо тщательно продумать те вопросы, которые вы хотите обсудить с воспитателем. Искусству проводить деловые беседы надо учиться.

Нужно усвоить несколько важных рекомендацийпо ведению деловых бесед. Их универсальный характер основывается на том, что в любой беседе вы должны искусно приспособиться к своему собеседнику в данный момент независимо от того, о чем идет речь.

1. Внимательно выслушайте собеседника до конца. Всегда беседа начинается с высказываний воспитателя о характере своей деятельности, почему она использовала те или иные приемы, что получилось, а что нет, почему. Иначе говоря, должен быть проведен самоанализ своей деятельности.

2. Никогда не пренебрегайте значением предубеждений вашего собеседника. Не допускайте, чтобы ваше мнение складывалось до того, как вы тщательно взвесили все факты.

3. Избегайте недоразумений и неверных толкований. При любой неясности сразу же прямо справляйтесь у собеседника, что же именно он подразумевает? Не допускайте в разговоре недостаточно ясных терминов, недомолвок. Изложение должно быть ясным,

систематизированным, сжатым и прежде всего понятным и простым. Это относится как к воспитателю, так и к методисту.

4. Уважайте своего собеседника. Техника ведения бесед — это искусство общения с людьми. Ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, усмешка и т.д.

5. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны. Вежливость не снижает определенности рекомендации или совета, но во многом препятствует появлению у собеседника внутреннего сопротивления. Конечно, при этом вежливость не должна перерастать в дешевую лесть. Всегда надо следить за тем, чтобы быть вежливым в меру. Дружеское расположение увеличивает шансы успешного завершения беседы.

6. Если нужно, будьте непреклонны, но сохраняйте хладнокровие, когда температура беседы поднимается. Не воспринимайте как трагедию, если собеседник даст волю своему гневу. Опытный и закаленный в дискуссиях человек сохранит твердость и не обидится, а сможет уверенностью тона, мягкостью речи успокоить собеседника.

7. Любым возможным способом постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших рекомендаций и предложений. Постарайтесь не допускать впечатления, что собеседник под вашим давлением сдался. Успех будет тогда, когда собеседник примет ваши предложения потому, что вы постепенно убедили его в своей правоте. Поэтому не спешите — дайте своему собеседнику достаточно времени и фактов, чтобы он постепенно сам убедился в правильности ваших идей.

8. Успех деловой беседы во многом зависит от того, насколько правильно вы уяснили особенности характера своего партнера и выбрали верный тон разговора с ним.

Старший воспитатель должен быть хорошим психологом, знать, что одного воспитателя надо поощрять к разговору одобрительными словами, кивком головы, улыбкой, другого — направлять, не давать отвлекаться на другие темы, третьего — заинтересовать, придать беседе привлекательную форму и т.д. Сколько людей — столько и особенностей надо учитывать при подготовке деловой беседы.

Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов является самообразование. Оно определяется как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно быть потребностью педагогов дошкольного учреждения. Организация самообразования — одна из главных и сложных задач старшего воспитателя дошкольного учреждения. Модернизация системы дошкольного образования, предоставление права выбора вариативных программ и методов воспитания и обучения, разработки авторских программ и методик — хороший стимул для организации этой работы.

Самообразование как постоянная деятельность педагога включает научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педагогического процесса, методики воспитания и обучения детей; разработку и практическую апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения; создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т.д. Направление и содержание самообразования определяются самим воспитателем в соответствии с его потребностями и интересами. Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.

На этом этапе старший воспитатель помогает определить проблему, тему самообразования. Проводя наблюдения разных сторон педагогического процесса, педагогический анализ, контро-лируя работу педагогов, старший воспитатель помогает выделить вопросы, наиболее актуальные для каждого. Могут помочь индивидуальные беседы с педагогами, ответы на вопросы специально продуманных анкет. Возможно проведение и такой формы работы, как выставление воспитателями себе «оценок» по тому или иному разделу работы, которые обязательно анализируются старшим воспитателем и соотносятся с его собственными наблюдениями. Важно не только убедить воспитателя углубленно заняться какой-то проблемой, но и осуществлять постоянный контроль за тем, как проходит эта работа. Старший воспитатель имеет возможность привлечь воспитателей к выступлению на заседании Совета педагогов по теме самообразования, 51

проведению индивидуальной или групповой консультации, организовать в методическом кабинете выставку изготовленных ими пособий, материалов и т.д. Результаты работы по самообразованию — источник пополнения методического кабинета различными материалами. Это могут быть конспекты занятий, планы коллективных видов деятельности, дидактические игры, рекомендации по проведению тех или иных режимных моментов, составление картотеки по определенной тематике и многое другое.

Результаты работы по самообразованию должны обязательно стать достоянием коллектива. В конце учебного года может быть проведена, например, выставка работ воспитателей и детей по темам самообразования, можно организовать «круглый стол» по обмену опытом или провести «творческую гостиную» и т.д. Необходимо выработать определенные требования к оформлению материалов, чтобы в дальнейшем ими могли пользоваться все сотрудники детского сада. Нужно предусмотреть и определенные меры стимулирования наиболее эффективной работы воспитателей в течение учебного года. Результатом самообразования может быть и оформление передового педагогического опыта воспитателей дошкольного учреждения.

Тема 2.Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении в условиях социального партнерства

Тема 5.Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования

Задание.Проанализируйте план работы специалистов. Предложить темы занятий и экскурсий.

Как осуществляется профессиональное совершенствование специалистов ДОУ?

Выделите особенности современных подходов и педагогических технологий в области дошкольного образования

Интегрированное планирование специалистов в МДОУМесяцы Тема, цель интегрированных занятий Воспитатели групп Специалисты Музыканты
Познавательные занятия Экскурсии, прогулки Интегративные занятия «Музыкальная гостиная »
Сентябрь «Вновь мы вместе» («Дружба») Цель: формирование коммуникативных способностей детей дошкольного воз-раста «Что такое дружба?» (по-словицы, пого-ворки, рассказы, стихи, сказки о дружбе) Организация хороводов на прогулках и игр на сближе-ние «Шире круг» «Музыка нас свя-зала...» (хороводы, музыкальные игры на сближение)
Октябрь «Золотая осень» Цель: обратить внимание детей на красоту осенней природы «Время года — осень. Три осени» Экскурсии и прогулки по микрорайону, в парк «Уж небо осенью дышало» Музыкальные произведения об осени. (П.И.Чайковский, Вивальди)
Ноябрь «Доброта» Цель: знакомство детей с добротой как чертой характера человека «Доброта, доб-рый человек, добрые сказоч-ные герои» (доброта как черта характера) Экскурсия в городской вы-ставочный зал (добрые лица) «Мы творим добро» Как музыка влияет на характер человека
Декабрь «Здравствуй, Новый год!» Цель: познакомить детей с историей возникновения но-вогоднего праздника «Как встречали Новый год на Руси» (о елке, Деде Морозе, старом и Новом годе, новогодних Экскурсии по городским площадям, где стоят елки «Зимняя сказка» Музыкальные произведения о зиме
                       

Наши рекомендации