Формы и методы работы с молодыми педагогами

Содержание методической работы динамично, оно меняется в зависимости от задач, стоящих перед образованием, от запросов, потребностей и затруднений педагогов. Эта особенность предопределяет применение различных форм работы, что делает методическую деятельность интересной и привлекательной для педагогических работников. В своей работе с молодыми педагогами я стремлюсь использовать возможности для проявления творческих способностей каждого учителя, для их самореализации.

Таблица 1 Формы методической работы

Коллективные Групповые Индивидуальные
Научно-методический семинар. Дни открытых дверей. Открытый урок. Научно-практическая конференция. Педагогический совет. Педагогические чтения. Методическая выставка. Панорама методических идей. Деловая игра. Конкурс профессионального мастерства. Школа педагогического мастерства. Методический фестиваль и др. Диспут (дискуссия). «Круглый стол». Творческая группа. Взаимопосещения уроков. Педагогический консилиум. Проблемная группа. Школа молодого специалиста (педагога). Предметные и межпредметные семинары. Мастер-класс Тренинг. Педагогическая мастерская Творческая гостиная и др.   Наставничество. Собеседование. Консультация. Курсовая подготовка. Авторская разработка. Презентация авторской программы. Портфолио. Самоанализ. Самообразование.

Ежегодно по итогам проведения диагностики затруднений педагогов организую педагогические чтения и семинары по различным проблемам, возникающим в образовательной деятельности, например:

· Педагогический мониторинг - как важное условие повышения качества знаний.

· Портфолио педагога – как оценка профессиональной деятельности.

· Критерии оценки педагогического портфолио, методической разработки.

· Критерии оценки профессиональной деятельности (новая модель аттестации).

· Методика самоанализа педагогической деятельности.

· Требования к оформлению педагогических разработок и работ на НПК.

· Информационно-образовательная среда школы. Организация дистанционного образования.

· Портфолио как инструмент оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

· Проблемы организации внеурочной деятельности.

Для молодых педагогов такие мероприятия являются, с одной стороны, теоретической основой для получения новых знаний, с другой стороны, позволяют получить опыт публичного выступления, создают основу для сотрудничества с педагогами-стажистами.

Традиционной формой методической работы стали методические дни. Цель, которых стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

Таблица 2. Тематика методических дней

Уч. год Тема методического дня (недели)
2008-2009 «Подготовка учащихся к ЕГЭ. Проблемы и перспективы». «Профессиональное мастерство и творчество в работе учителя».
2009-2010 «IT-компетентность педагогов и обучающихся».
2010-2011   «Формы и методы работы с одаренными обучающимися». «Профессиональная компетентность педагога – как условие повышения качества знаний».
2011-2012   «Компетентность педагога – как условие реализации стандартов нового поколения». «Формирование универсальных учебных действий обучающихся».
2012-2013   «Компетентность педагога – как условие реализации стандартов нового поколения». «Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности».

В рамках методических дней организуются различные мероприятия: проблемные семинары, заседания школьных методических объединений, педагогические чтения, мастер-классы педагогов, открытые мероприятия с дальнейшим обсуждением (Приложения №2-4).

Участие в них молодых педагогов позволило решить следующие проблемы:

- ликвидация теоретических пробелов в знаниях;

- переложение теоретических знаний в область практического применения;

- преодоление психологических барьеров между стажистами и молодыми педагогами («проблемы есть и у меня, как у молодого специалиста, так и у опытных педагогов», «я могу тоже чему-то научить других педагогов»).

Еще одной возможностью диссеминации опыта педагогов стали Дни открытых дверей. В рамках которых, под моим руководством организуются выставки достижений обучающихся и педагогов, демонстрируются лучшие портфолио, научно-исследовательские и творческие работы, а также проводятся различные открытые мероприятия: уроки, внеурочные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия. Ежегодно в организации Дня открытых дверей принимают участие не менее 80% педагогов, в том числе 100% молодых (Приложения №5-7, 9).

В школе традиционно действует система наставничества - непосредственное обучение молодого учителя опытным наставником. Для организации более эффективной работы с молодыми педагогами несколько лет назад мною была разработана программа «Школа молодого учителя» (Приложение №8).

Практика показала, что «Школа молодого учителя» пользуется популярностью не только у молодых специалистов, но и педагогов со стажем работы до 10 лет, которые принимают активное участие в ее работе. Программа позволяет таким педагогам включиться в деятельность школы на любом этапе, в любое занятие при необходимости. Молодые педагоги активно участвуют в методических мероприятиях, демонстрируют свои профессиональные достижения в конкурсах, проводят открытые уроки (Приложения №7,9).

Наши рекомендации