Опыт эмоционально-ценностных отношений как компонент содержания обучения
Познавательная потребность в обучении.
Познавательная проблемность лежит в основе познания мира ребенком. Ученый тоже познает мир, но разница проявляется на уровне истины, что познается: ребенок познает открытую истину - то, что уже знают другие, а ученый - закрытую - то, чего не знает никто. Механизм познания будет одинаков в обоих случаях. Это:
1) постановка проблемы, умение увидеть противоречия, сформулировать вопрос, направить умственную деятельность на его решения;
2) формулировка гипотезы как предполагаемого пути и результата решения проблемы (их может быть несколько)
3) доказательство или опровержение гипотезы (как то, так и другое - интеллектуально продуктивные процессы);
4) проверка правильности логического построения (гипотезы) на практике;
5) выводы как обобщенные результаты проведенного исследования.
Использование познавательной проблемности в обучении направлено на развитие теоретического, логического, абстрактного мышления. Оно имеет целью усвоения механизма и отработки технологии исследовательской деятельности.
Оценочная проблемность в обучении.
Оценочная проблемностьиспользуется для развития критического, аналитического мышления. Ее название говорит о том, что ребенок должен оценить, есть, высказать свое аргументированное мнение относительно выбранного явления или предмета.
Этапы оценочной проблемности следующие:
1) выявление двух сторон одного противоречия, в рамках которого осуществляется оценка: «правильно - неправильно», если оценивается ответ, «позитивное - негативное», если оценивается герой, поступок и др.., «Подобное - разное», если проводится сравнительная оценка двух или нескольких явлений и т.п.;
2) формирование собственного мнения по данному вопросу. Не просто «Правильно или неправильно», а «я думаю, что ...», «я считаю ...». Оставляя за учеником право на собственное мнение, мы оставляем за ним право на ошибку.
3) аргументация этой мысли, т.е. отбор наиболее убедительных фактов в ее пользу
4) умение отстоять свое мнение, то есть выстроить правильную логическую и тактическую линию его защиты, или отказаться от нее при наличии другой, более доказательной мысли.
Организационно-производственная(практическая) проблемность в обучении.
Практическая проблемность получила свое название благодаря собственной сущности, которая заключается в том, что новых знаний ребенок не получает, а переносит ранее усвоенные знания в новой ситуации, применяет их на практике. При этом развивается практическое мышление, что позволяет использовать весь арсенал имеющихся знаний в любой практической ситуации и оптимально сочетать теорию с практикой.
В зависимости от вида проблемной ситуации логика построения и решения проблемы каждый раз будет другой. Поэтому рассматривать этапы практической проблемности в рамках данного вопроса нет смысла. Однако это не означает, что этот процесс может идти алогично, а скорее говорит о необходимости введения более раздробленной классификации, учитывающей все возможные варианты практической проблемности и пути ее решения.
Для повышения эффективности проблемного обучения необходимо:
1) пользоваться всеми типами проблемности в их совокупности, выделяя ведущую для каждого возрастного периода. Под ней понимается проблемность, с которой дети справляются самостоятельно, без помощи учителя.
Для начальной школы в качестве ведущей выступает практическая проблемность, для средних классов - оценочная, для старших - познавательная. Только научившись переносить знания в новую ситуацию (начальные классы), школьник может адекватно оценить происходящее (средние классы), а в результате этого увидеть противоречия, сформулировать гипотезу и т.д. (старшие классы).
2) Учитывая, что проблемность в обучении используется для развития мышления, она должна применяться на каждом уроке, а не раз в неделю, а то и месяц. В последнем случае это будет проблемность в обучении как методический прием, а не проблемное обучение как дидактическая целостность.
3) Проблемность, используемая в обучении, должна постоянно усложняться, создавая поле интеллектуального напряжения для каждого ученика. Это требует индивидуального и дифференцированного подходов к ее реализации.
4) Важным условием выхода за пределы известного является усвоение определенного минимума, который стал бы стартовой площадкой для дальнейшего развития, своеобразной критической массой, способной инициировать креативность. Желательно, чтобы таким минимумом стала учебная программа.
5) Практика показывает, что эффективность проблемного обучения намного повышается, если на каждом уроке отводить 5-7 минут для решения комплексной проблемной задачи. Это позволяет видеть известные и находить неизвестные связи, пользоваться догадкой подобное. Такой подход дает возможность формировать синтетическое мышление на творческом уровне.
Опыт эмоционально-ценностных отношений как компонент содержания обучения.
Опыт эмоционально-ценностных отношений как компонент социального опыта и содержания обучения представляет собой следствие человеческих потребностей, побуждающих последних к деятельности. Он регулирует избирательное отношение к объектам деятельности и к ней самой, определяет их соответствие потребностям, делает оценку вероятности удовлетворения последних, создает импульс к активности, что сказывается на темпе, качества, уровня выполняемой работы.
В педагогическом процессе опыт эмоционально-ценностных отношений выступает как совокупность мотивов, потребностей, интересов, ценностных ориентаций, которые реализуются в образовательной сфере. Они выходят за пределы только познавательного отношения человека к миру, включая в себя отношения нравственные, эстетические, трудовые и т.д..
Опыт эмоционально-ценностных отношений(согласие - несогласие, принятие - непринятие, любовь - нелюбовь, желание - нежелание и др.). Формируется в процессе адекватных переживаний (радость, огорчение, страх, стыд, удовольствие и т.д.), вызванных как содержание обучения, его технологии , так и взаимоотношениями между участниками педагогического процесса. Если реакция учеников на действия учителя на уроке неадекватна, то запланированный им результат вряд ли будет достигнута.
Исследуя зависимость компонентов социального опыта друг от друга, можно заметить, что каждый предыдущий компонент входит в состав следующего. Так, на основе знаний формируются умения, знания и умения входят в опыт творческой деятельности, а все три в своей совокупности отражаются в опыте эмоционально-ценностных отношений.
На уровне практического педагогического сознания значимость опыта эмоционально-ценностных отношений можно определить следующим примером. Как бы хорошо учитель не спланировал урок, чтобы дети и поняли, и запомнили материал (усвоили знания), и многократно повторили (сформировали умение), и применили в нестандартных ситуациях (опыт творческой деятельности), если ученик не захочет все это принять (опыт эмоционально-ценностных отношений), то никакого обучения не будет.
Усвоение всех элементов социального опыта позволяет человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в систему, но также быть в состоянии изменить. Поэтому школьное образование готовит к жизни такого, какое оно есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, чтобы человек смог сделать собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования.
40. Учебные планы и программы, учебники
Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.
Виды учебных планов: 1) базисный; 2) типовой; 3) учебный план школы.
Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта.
Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.
Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов. Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
Существуют два типа учебных планов школы:
– собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы;
– рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый ежегодно советом школы.
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа – это нормативный документ определяющий:
1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;
2) логику и последовательность изучения тем;
3) общее количество времени на изучение определенных тем.
Она включает:
– перечень тем изучаемого материала;
– рекомендации по количеству времени на каждую тему;
– распределение их по годам обучения;
– время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:
– типовые программы;
– рабочие школьные программы;
– личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:
1) типовые программы; 2) рабочие программы; 3) авторские программы.
Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; это основной и ведущий вид учебной литературы. Учебник отвечает основным целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп. Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованиями стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции.
Учебник должен удовлетворять основным педагогическим требованиям:
1) сообщать научно достоверные данные по рассматриваемому предмету, науке в пределах обозначенной программы;
2) обеспечивать подготовку и навык к самостоятельному приобретению знаний в будущем;
3) развивать мышление учащихся и формировать приемы умственной деятельности.
Теория учебника развивается на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения.
В ходе реформ в 1990-е гг. издание учебной литературы стало одним из факторов сохранения единого образовательного пространства.