Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения
Слепые дети могут обучаться только в школе для слепых на основе осязания – по Брайлевской системе (система обучения грамоте слепых, основанная на рельефоточечном шрифте, где с помощью комбинаций шести точек дается система рельефного письма. Основатель этой системы французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852). Брайлевская система охватывает буквенные, числовые и нотные обозначения, знаки препинания).
Для слепых и слабовидящих людей умение читать и писать по Брайлю является ключом к грамотности, успешному трудоустройству и независимости.
Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, в основе которого лежит комбинация точек шеститочия. Написанный таким образом текст при определённом навыке легко распознается на ощупь. Лёгкость чтения знаков и их компактность позволяют незрячему читателю достаточно быстро читать текст. Алфавит, цифры, музыкальные ноты и любые другие печатные символы могут быть воспроизведены в системе Брайля различными комбинациями точек в ячейке (клетке). Брайлевские обозначения также используются для написания математических знаков, уравнений, компьютерных символов и для письма на иностранном языке.
Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт Брайля является лучшим способом развития навыков правописания, грамматики, пунктуации. Кроме того, сложные схемы и графики, которые трудно описать устно, легко описываются посредством системы Брайля. Изучение системы Брайля дает возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлевским дисплеем и на брайлевском принтере.
Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук. Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки.
Для слабовидящих детей есть специальные школы, где обучение ведется на зрительной основе, с использованием различных технических и оптико-увеличительных средств, учебников с более крупным шрифтом, специального освещения и т.д.
Помимо указанных категорий детей, нарушение зрения которых требует специально организованных условий обучения в школах для слепых или для слабовидящих, в массовой школе есть дети с нарушениями зрения, которых не следует переводить в специальные школы. Это дети с аномалией рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Такие дети должны носить корригирующие очки. Рабочее место ребенка с дефектом зрения должно быть правильно и достаточно освещено. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок хорошо воспринимал учебный материал, представленный на доске, в таблицах, на карте. Важно учитывать, что у детей с аномальной рефракцией имеется повышенная утомляемость зрения. Поэтому им по возможности нужно давать на уроке разные виды работы и вести самый строгий контроль за объемом домашних заданий, связанных со зрительной работой.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения, прежде всего, состоит в организации компенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожного, вибрационного и других. Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лица с глубокими зрительными нарушениями.
Коррекционная работа при полном отсутствии зрения должна быть направлена на использование специальных приемов и способов наблюдений явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.
Большое значение в восприятии и познании окружающей среды у слепых и слабовидящих имеет осязание, которое помогает определять форму, размеры предмета.
Наряду с осязанием большое значение имеет слух. С помощью звуков дети с нарушениями зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды.
Поэтому в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями зрения проводятся упражнения на слуховую дифференциацию – различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: напр., звуковые сигналы присущие определенным предметам, устройствам, механизмам.
Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компенсаторного развития у большинства слепых и слабовидящих детей позволяют овладеть высоким уровнем образования, развить мышление, восприятие, память.
На формирование личностных качеств у детей с нарушением зрения значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат в семье, школе, ближайшем окружении, который характеризуется сочувственным отношением щадящего режима. Поэтому весь комплекс воспитательных мероприятий при коррекционно-педагогической работе должен быть направлен на раскрытие широких возможностей слепых и слабовидящих детей, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно полное участие в жизни, полноценный труд, независимую жизнь.
Итак, коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения направлена на гармоничное развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психологическое и физическое развитие ребенка.