Функции социального педагога
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции.
Аналитико-диагностическая функция:
· ставит «социальный диагноз», изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность; выявляет индивидуально-психологические, личностные особенности, достоинства личности ребенка (подростка...), его «проблемное поле»;
· изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка;
· устанавливает причины отклоняющегося поведения детей (подростков...);
· изучает семью и семейное воспитание, причины социального неблагополучия семьи (если оно имеется);
· содействует выявлению особенно одаренных детей;
· выявляет характер отношений между людьми в социуме;
· выявляет особенности влияния среды на социализацию личности, ее позитивные возможности, негативные влияния с целью дальнейшего прогнозирования и проектирования деятельности всех субъектов социального воспитания для оказания комплексной социально-психолого-педагогической профессиональной помощи клиенту (ребенку, взрослому) в его личностном развитии, успешной самореализации в процессе социализации;
· выявив в процессе диагностики проблемы, «выводит» на их решение специалистов различного профиля.
Прогностическая функция:
· прогнозирует и проектирует процесс социального развития микросоциума, деятельности институтов социального воспитания;
· планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности;
· строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы;
· всесторонне изучив клиента, социальный педагог прогнозирует и проектирует процесс социального развития личности в конкретном микросоциуме;
· на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации.
Организационно-коммуникативная функция:
· способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанника социально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;
· содействует в вопросах трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации;
· формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых;
· строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества; способствует включению добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, совместный труд и отдых.
Охранно-защитная функция:
· использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;
· содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
· взаимодействует с органами социальной защиты и помощи, отделами внутренних дел и др.
Психотерапевтическая функция:
· заботится о душевном равновесии личности, о ее чувствах, переживаниях;
· устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым;
· оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого);
· оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; – организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха;
· оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, к социальному окружению, к самому себе.
Социально-профилактическая функция:
· организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
· влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости;
· организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска;
· организует предупреждение и преодоление негативных влияний на детей со стороны социума.
Коррекционная функция:
· осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
· усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния;
· осуществляет самооценку школьников, при необходимости – коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.
Координационно-организационная функция:
· организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга;
· включает детей в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований;
· организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением;
· координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
· взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;
· выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.
Функция социально-педагогической поддержки и помощи:
· оказывает квалифицированную социально-психолого-педагогическую поддержку и помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации; устанавливает доверительные отношения с ребенком (клиентом)...;
· предупреждает (разрешает) конфликтные ситуации во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педагогами;
· прогнозирует сопровождение ребенка (подростка...) с учетом социальной ситуации развития личности и ее социального окружения;
· закрепляет положительные состояния ребенка (жизнерадостность, уверенность, стабильность, самообладание, решительность, активность, стрессоустойчивость);
· создает «ситуацию успеха» в различных видах деятельности клиента.
Реабилитационная функция:
· организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.) испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации.
Социальный педагог выполняет воспитательную функцию:
· использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;
· организация и проведение воспитательных мероприятий (дел) с целью воспитания, образования, развития личности;
· обеспечение целенаправленного влияния на поведение, деятельность клиента всех социальных институтов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В чем заключается сущность социально-педагогической деятельности?
2. В чем отличие социально-педагогической деятельности от педагогической?
3. Дайте характеристику объекту и субъекту социально-педагогической деятельности
4. Каким образом специализации социального педагога влияют на определение функция и содержания его деятельности?