Самовоспитание и самообразование личности. Педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием учащихся
Личность –это определенный тип человека, итог его развития и саморазвития; это социальная сущность человека; субъект собственной жизнедеятельности. Самовоспитание – сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, базовой культуры личности в целом. Самосознание – это сознание себя как активного начала, субъекта деятельности; сознание своих психических свойств, своего отношения к окружающему миру . Сознание, как известно, включает акт познания. Познание – процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний. Если предметом познания выступает сам человек, то речь идет о самопознании. Самосознание и самопознание основаны на механизме рефлексии. Рефлексия – обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические состояния и качества.
К средствам самопознания можно отнести литературу, искусство. Основное же средство самопознания – деятельность субъекта познания. Самообучение – процесс обучения, организуемый самой личностью; целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение ею знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Как единый процесс самовоспитание и самообучение составляют процесс самообразования. Самообразование – получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности.
Функции самообразования: *экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний); *ориентировочная (определение себя в культуре и своего места в обществе); *компенсаторная (преодоление недостатков в полученном (школьном, вузовском и др.) образовании; *саморазвития *методологическая (формирование образа мира, своего места в нем); * постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности ; *коммуникативная (установление связей между науками, профессиями, специальностями, возрастами); *развитие творческого потенциала личности; *психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности;); .
Источниками самообразования являются все компоненты культуры общества: разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, исследовательская и др.), наука, искусство, литература, СМИ, Интернет,; обучение на разных курсах, хобби и другие.
Самовоспитание, самообучение и самообразование в целом предполагают специально проводимую с учащимися работу педагогов по их организации
Факторами, побуждающими личность к самовоспитанию выступают (по И.Ф. Харламову): *требования, которые общество предъявляет к человеку, социальные идеалы, моральные образцы, которые его привлекают; *притязания личности на признание своего достойного места в коллективе сверстников; *положительные примеры, вызывающие стремление подражать им.
Мотивами самовоспитания могут быть: *стремление достичь поставленной цели;* желание не отстать от других; *чей-либо пример, желание стать похожим на авторитетного человека, литературного героя;
Этапы самовоспит-я:
1 этап - осознание необходимости работать над собой. Применяются следующие методы самопознания (самовоспитания): самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ, самоконтроль, самооценка. Роль педагога: помочь воспитаннику осуществлять самонаблюдение и самооценку. 2этап- выработка программы (плана) работы над собой на основе поставленных целей. 3этап-реализация программы самовоспитания. Педагог помогает воспитаннику осуществлять деятельность, в которой и происходит становление необходимых свойств личности. 4 этап - оценка результатов самовоспитания. Это, по сути, этап самопознания («чего я достиг?»), заканчивающийся постановкой новых задач самовоспитания.
Наиболее эффективными методами и приемами самовоспитания являются: самоубеждение, самопринуждение, самовнушение ,самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач саморазвития), осмысление собственной деятельности и поведения, самоконтроль, самоотчет. Большое значение имеет самостимулирование: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Признаками сформированности культуры самообразования являются: устойчивая потребность в самостоятельном углублении знаний; умение разрабатывать программу самообразования; сформированность способов умственных действий; рефлексивные умения и т. д.
Вопрос № 36.
Деятельность классного руководителя в современной школе: содержание, принципы, ведущие направления
В современной общеобразовательной школе классный руководитель решает социальные, диагностические, собственно воспитательные задачи и задачи процессуального характера. При этом он выполняет функции: воспитания, социальной защиты учащихся; организации и формирования классного коллектива; управления педагогическим процессом во вверенном ему классе.
Деятельность классных руководителей в общеобразовательных школах разных типов в Республике Беларусь регламентируется Положением о классном руководителе и кураторе учебной группы профессионально-технического и среднеспециального учебного заведения (1999). Классный руководитель назначается приказом директора образовательного учреждения из числа штатных учителей. Классный руководитель отвечает за организацию и координацию учебно-воспитательного процесса в закрепленном за ним классе. Свою воспитательную и организаторскую работу классный руководитель осуществляет в соответствии с правовыми и нормативными актами.
Задачами и должностными обязанностями классного руководителя в соответствии с вышеназванным Положением являются: Формирование личности, духовное, умственное и физическое развитие каждого ученика, его становление как гражданина. Формирование у учащихся класса общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры отношений к себе и окружающим людям. Воспитание национального самосознания, патриотизма. Развитие традиций образовательного учреждения, знакомство и усвоение правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей учащихся в классной группе. Содействие самопознанию и самовоспитанию, творческому саморазвитию, профессиональной ориентации учащихся класса на основе всестороннего изучения их индивидуальных особенностей, способностей, потребностей, интересов, ценностных ориентаций, организации свободного времени. Взаимодействие с семьей, социальным педагогом и педагогом-психологом в целях достижения единства требований и согласования действий образовательного учреждения и семьи в отношении учащихся; создание в классе доброжелательных, дружеских отношений, воспит-е уважения к окруж. людям. Формирование здорового образа жизни. Планирование организации воспитательного процесса, общественно полезной деятельности, труда, отдыха и оздоровления учащихся класса во внеурочное и каникулярное время. Ведение установленной в образовательном учреждении документации класса (журнала, личных дел учащихся, дневника классного руководителя и др.). Совершенствование своего профессионального и методического уровня, повышение квалификации на курсах, семинарах и т.д. Ведущие принципы работы классного руководителя: гуманизм, профессиональная компетентность, справедливость, уважительное отношение к личности, ответственность и другие.
Система работы классного руководителя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности. *Целеполагающая деятельность классного руководителя заключается в определении (выработке) целей и задач воспитания личности и ученической группы (коллектива). *Прогностическая деятельность связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы. *Диагностическая деятельностьсостоит в изученииотдельного ученика и классной группы с целью выявления уровня воспитанности учащихся и сформированности коллектива. *Конструктивная деятельность предусматривает отбор видов и содержания воспитывающей деятельности, методов, форм, технологий воспитания. *Организаторская деятельность представлена организацией совместной деятельности классного руководителя и учащихся, а также других субъектов учебно-воспитательного процесса в классе, направленной на достижение поставленных целей. *Коррекционная деятельность классного руководителя направлена на изменение эмоционально-волевой сферы, личностных качеств учащихся. *Рефлексивная деятельностьклассного руководителя представляет собой анализ собственных действий, отношений, состояний, осознание своих успехов и причин неудач.
Этапы технологии воспитательной работы: 1) Целеполагание включает обоснование и выдвижение целей, определение путей их достижения, проектирование ожидаемого результата. 2) Планированиюпредшествует: изучение существующих нормативных документов в области воспитания, психолого-педагогической литературы, методических рекомендаций; педагогическая диагностика, составление характеристики классной группы, формулировка целей и задач воспитательной работы, отбор видов и форм воспитывающей деятельности. 3) Педагогический анализ как важнейшая управленческая функция позволяет педагогу сознательно и эффективно управлять развитием учащихся, различными видами их деятельности. В ходе анализа классный руководитель определяет результативность своей деятельности и классной группы; эффективность используемых педагогических средств; достижения и недостатки в организации воспитательной работы, их причины. Большое значение в воспитании и обучении классной группы имеет сотрудничество классного руководителя с психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками: выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение коррекционной работы для оказания помощи. Содержание работы педагога с родителями включает: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы; участие родителей в управлении школой (родительские собрания, лекции, практикумы, индивидуальные (тематические) консультации, поручения, родительский комитет и др.).
Вопрос №37.