Роль руководителей органов и подразделений внутренних дел в организации индивидуально-воспитательной работы
10. Действенность ИВР во многом зависит от создания в каждом органе, подразделении конкретной ее системы, в поле зрения которой находились бы все без исключения сотрудники данного коллектива.
Проведение индивидуальной воспитательной работы с подчиненными является служебной обязанностью руководителя. Руководители всех уровней обязаны обеспечить проведение систематической индивидуальной профилактической и воспитательной работы с подчиненными сотрудниками по укреплению служебной дисциплины.
11. Непосредственная организация этой деятельности возлагается на заместителя начальника органа, подразделения, учебных заведениях по кадровой работе.
Организуя индивидуально-воспитательную работу, они должны исходить из требований приказов Министерства внутренних дел Республики Казахстан, указаний Департамента кадровой работы, учитывать специфику служебной деятельности, количество сотрудников, уровень подготовки сотрудников, занимающихся воспитательной работой, и другие факторы.
12. На начальников возлагается ответственность за состояние служебной дисциплины, требовательность к подчиненным, воспитание у них чувства ответственности за выполнение служебных обязанностей. Ответственность за привлечение руководителей к воспитанию подчиненных сотрудников возлагается на заместителей начальников подразделений по кадрам, а также на отделы кадров и воспитательной работы.
13. Каждый руководитель должен четко знать, что эффективность индивидуальной воспитательной работы во многом зависит от следующих основных факторов:
1)правильная расстановка воспитателей. В первую очередь она определяется структурой органа внутренних дел и должностным положением воспитателя. Естественно, что руководители служб и подразделений обязаны заниматься ИВР с подчиненными сотрудниками. В случае, если у начальника службы имеются в подчинении нижестоящие структурные подразделения, то он в первую очередь проводит ИВР с их руководителями, а уже те - с личным составом.
14. Руководители горрайлинорганов в соответствии с рекомендациями Департамента кадровой работы должны осуществлять ИВР следующим образом:
- начальник горайлиноргана проводит ИВР со своими заместителями, руководителями подразделений, сотрудниками других категорий, подчиненных непосредственно ему, а также с лицами, зачисленными в резерв на выдвижение на эти должности;
- заместители начальников горрайлинорганов проводят индивидуальную воспитательную работу с подчиненными руководителями по линии курируемых подразделений, групп и отдельными сотрудниками, непосредственно им подчиненными и включенными в резерв на выдвижение.
15. Кроме того, руководители органов и подразделений внутренних дел могут проводить индивидуальную работу с любым из сотрудников по мере необходимости. Чаще всего это лица, склонные к нарушениям дисциплины, нравственных норм, имеющие замечания по службе.
16. Наряду с руководящим составом к проведению индивидуальной воспитательной работы могут привлекаться члены советов наставников, советов ветеранов и других общественных формирований, функционирующих в коллективе. При определении их функций целесообразно учитывать задачи, решаемые каждым из этих общественных формирований. Так, члены совета наставников могут проводить индивидуальную работу с лицами, склонными к нарушениям дисциплины, члены совета ветеранов - с наставниками, молодыми сотрудниками.
2) плановость работы. Мероприятия по организации индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел содержатся в плане работы с личным составом (приложение № 2). В нем в частности находят отражения такие направления этой деятельности, как привлечение руководящего состава к воспитанию сотрудников, организация его обучения, оказание методической и практической помощи, контроль за состоянием этой работы в подразделениях и службах, заслушивание отчетов руководителей об их участии в воспитании подчиненных, обобщение и распространение передового опыта.
3) уровень подготовки самих воспитателей. Знание основ педагогики и психологии, хорошее владение методикой проведения индивидуальной работы необходимы каждому руководителю, командиру, наставнику. Поэтому обучение лиц, которые занимаются индивидуальным воспитанием сотрудников, является обязательным элементом организации этой деятельности в любом органе внутренних дел.
17. Обучение руководителей служб и подразделений должно проводиться в первую очередь в системе служебной подготовки. Наряду с лекциями в программу занятий могут включаться практические занятия, деловые игры, семинары по обмену опытом работы. К чтению лекций, проведению занятий желательно привлекать ученых, преподавателей учебных заведений, наиболее опытных воспитателей из числа руководящего состава. Одновременно могут использоваться научно-практические конференции, семинары-совещания и другие формы этой работы.
4) постоянный контроль за ИВР со стороны начальника органа внутренних дел и его заместителя по кадрам во многом способствует повышению ответственности руководителей за состояние и действенность проводимой ими индивидуальной воспитательной работы.
18. Руководителям органов внутренних дел необходимо систематически проверять состояние индивидуальной воспитательной работы в службах и подразделениях, участие в ней начальников и командиров всех уровней, анализировать эффективность ее проведения, выносить вопросы совершенствования ее действенности на совещания руководящего состава. Важно добиваться, чтобы начальники служб и подразделений, их заместители регулярно отчитывались на оперативных совещаниях о своей работе по воспитанию подчиненных сотрудников.
5) изучение и распространение позитивного опыта работы. В этих целях могут использоваться занятия по служебной и боевой подготовке, семинары, конференции, издание методических материалов и рекомендаций.
6) умение творчески применять разнообразные формы и методы воздействия на сотрудников, от которых зависит результативность ИВР, проводимой руководителями. При их выборе необходимо учитывать особенности личности конкретного работника.
Как показывает практика, любой опытный руководитель 60-70% времени тратит на работу с людьми. Вместе с тем анализ оценок руководителей, даваемых подчиненными, позволяет сделать вывод, что высокими воспитательными качествами обладает лишь один руководитель из пяти.
В наиболее общем видетребования к личности руководителя-воспитателябудут выглядеть следующим образом:
а) наличие определенных теоретических познаний в области педагогики, психологии личности и коллектива, социальной психологии, осведомленность об эффективных формах и методах коллективной и индивидуальной работы с сотрудниками;
б) умение практически организовать воспитательный процесс в служебном коллективе;
в) высокая нравственная культура для налаживания личностных неформальных отношений с подчиненными и членами их семей, разрешения межличностных противоречий и конфликтов;
г) умение делать правильные воспитательные выводы из складывающихся отношений в коллективе органа, подразделения.
19. Ведущая роль организатора всей работы с личным составом принадлежит, как уже отмечалось, первому руководителю органа внутренних дел. Начальник решает задачи, связанные с воспитанием личного состава, в том числе и посредством индивидуально-воспитательной работы, через заместителя по кадровой и воспитательной работе, кадровый и воспитательный аппарат, руководителей служб и подразделений. В работе с личным составом он также опирается на общественные объединения сотрудников, действующие в органе внутренних дел.
20. Участие руководителя в воспитании подчиненных осуществляется по трем основным направлениям:
- организация непосредственно воспитательной работы и личное в ней участие;
- забота о подчиненных;
- создание здорового морально-психологического климата в коллективе.
21. Система деятельности начальника органа внутренних дел
по организации целенаправленного воспитательного процесса включает в себя:
1) анализ морально-психологического климата в коллективе, состояния дисциплины и законности среди сотрудников и принятие исчерпывающих мер по их укреплению, в том числе и систематическое планирование данной работы;
2) обеспечение участия всех руководителей служб и подразделений в воспитании подчиненных путем определения приоритетных задач на конкретном временном этапе;
3) постановку конкретных задач перед подчиненными руководителями; организацию их обучения методике воспитательной работы, основам педагогики и психологии; осуществление контроля за состоянием и эффективностью работы с личным составом; регулярное заслушивание
отчетов нижестоящих начальников и командиров на оперативных совещаниях;
4) организацию ИВР с личным составом при помощи целенаправленного руководства и контроля за ее проведением подчиненными руководителями, а также личного участия в ней, в первую очередь со своими заместителями, начальниками служб и подразделений;
5) использование наставничества в профессионально-нравственном формировании личности молодого сотрудника. Начальник органа внутренних дел вместе со своим заместителем по кадрам должен закрепить приказом за каждым молодым сотрудником наставника, организовать их обучение, а также осуществлять контроль за их работой, заслушивать отчеты наставников, поощрять лучших из них за эффективную деятельность по подготовке сотрудников;
6) принятие мер по созданию системы соблюдения сотрудниками дисциплины и законности. Это одна из важнейших задач руководителя любого уровня управления, за которую в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов предусмотрена их личная ответственность;
7) осуществление взвешенной и разумной дисциплинарной практики. Право поощрять и наказывать подчиненных - это действенное воспитательное средство в руках начальника. Поощрение способствует развитию активности, инициативы сотрудников, стимулирует у них уверенность в своих силах, а взыскание - повышает ответственность подчиненных за
результаты служебной деятельности, соблюдение порядка и дисциплины.
Руководитель органа внутренних дел не только сам обязан соответствовать этим требованиям, но и обеспечивать их строгое соблюдение подчиненными начальниками служб и подразделений. Ему предоставлено право отменить, смягчить взыскание, объявленное нижестоящими руководителями, или наложить более строгое взыскание в пределах своей компетенции;
8) организацию информирования личного состава по вопросам внутренней и внешней политики государства, тенденциям развития общественно-политической и социально-экономической обстановки в стране, изменениям в действующем законодательстве, о новых правовых и ведомственных нормативных актах, о состоянии оперативно-служебной деятельности;
9) планирование и проведение различных воспитательных мероприятий. Начальник органа внутренних дел заботится о создании условий для их проведения, содействует внедрению новых, эффективных форм воспитательной работы. Важнейшее воспитательное значение имеет и его участие в проведении торжественных ритуалов, конкурсов профессионального мастерства, в различных культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятиях;
10) на формирование у личного состава высоких профессиональных и нравственных качеств положительное воздействие оказывает профессиональная подготовка, за организацию которой в органах внутренних дел отвечает руководитель. В приказе по органу внутренних дел определяется порядок организации и проведения занятий по текущей служебной, физической и боевой подготовке, утверждается расписание занятий, формы и методы инструктажа руководителей групп, контроля за проведением занятий, успеваемостью сотрудников. Первый руководитель, как правило, принимает личное участие в проведении занятия с сотрудниками, зачисленными в резерв кадров на выдвижение, с молодыми сотрудниками. Особое внимание при этом обращается на повышение эффективности воспитательного воздействия всех видов занятий;
11) осуществление взаимодействия с общественными формированиями: советами наставников, ветеранов, офицерскими, полицейскими собраниями, женсоветами. При отлаженной системе взаимодействия они вносят существенный вклад в воспитание личного состава.
5. Методы, формы и положительный опыт
индивидуально-воспитательной работы
22. Для изучения особенностей личности конкретного сотрудника используются такиеметоды, как познавательная беседа, наблюдение, эксперимент, обобщение других мнений, изучение характеристик, документов.
Познавательная беседа. При ее проведении необходимо соблюдать ряд требований:
- заранее определить цель беседы, ее конкретные задачи;
- изучить имеющиеся документы, характеризующие подчиненного, мнения о нем непосредственных начальников;
- выбрать место и время, способствующие доверительной беседе;
- в ходе беседы создать обстановку непринужденности, доброжелательности, не превращать беседу в допрос;
- беседа должна носить творческий характер, сопровождаться рассказом самого руководителя;
- в ходе беседы необходимо соблюдать тактичность, учитывать мнение, реакцию собеседника, не делать при ее проведении записей;
- данные, полученные в ходе беседы, следует проанализировать, сравнить с имеющимися сведениями, что повысит объективность выводов;
- познавательная беседа должна быть не только источником сведений о подчиненном, но и носить воспитательный характер.
Наблюдение. Оно позволяет изучать сотрудника в различных ситуациях - при выполнении служебных задач, в личное время, при общении с гражданами, сослуживцами.
Наблюдение может быть длительным или кратковременным. Длительное (сплошное) наблюдение позволяет определить основные индивидуальные особенности сотрудника, черты его личности в целом. Кратковременное (выборочное) наблюдение помогает изучению отдельных качеств личности сотрудника.
Результативность наблюдения зависит от соблюдения ряда условий:
- точное определение задач наблюдения;
- выбор ситуаций, подлежащих изучению, в ходе которых сотрудник проявляет себя наиболее ярко;
- систематичность наблюдения;
- фиксация результатов наблюдения и их анализ;
- сопоставление данных, полученных в результате наблюдения, с другими сведениями о сотруднике.
Эксперимент. Он позволяет выявлять такие особенности личности сотрудника, которые не проявляются или слабо проявляются в обычной обстановке.
Различают два вида эксперимента - искусственный и естественный. При проведении искусственного эксперимента на улица, микрорайонах, в учебных классах, лабораториях специально создаются обстановка и условия, при которых проявляются определенные особенности изучаемого. В ходе естественногоэксперимента сотрудник действует в повседневной обстановке, отдельные условия которой меняются в нужном направлении с помощью заданий, вводных и т.п.
Методы обобщения мнений других лиц, характеристик применяются для более полного, всестороннего его проведения и сокращения времени на изучение личности сотрудника. При этом учитываются данные, содержащиеся в аттестациях, характеристиках с места прежней службы (работы), мнения непосредственных начальников, сослуживцев. При использовании этих методов следует учитывать, что отдельные выводы этих лиц могут быть субъективными и их необходимо сравнить с данными, полученными с помощью других методов.
Помощь руководителям, воспитателям могут оказать специальные программы изучения особенностей личности сотрудника, которые разработаны в ряде органов внутренних дел. Они предполагают изучение жизненного опыта работника, особенностей физического развития и состояния здоровья, его темперамента и эмоциональных особенностей, характера и волевых качеств, интеллектуального уровня и степени профессиональной подготовленности.
Изучение личности сотрудника служит основой для проведения индивидуальной воспитательной работы, выбора наиболее эффективных средств воздействия.