Влияние средств массовой коммуникации на этико - нравственное формирование личности

С первых лет своей жизни ребенок CCI века попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующие в информационном поле, созданном при помощи новых технологий.. В связи с этим возникает проблема влияния информационной среды (в частности телевидения и Интернета как ее важнейшего компонента) на этико – нравственное формирование личности. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, так как это влияние неоднозначно.

Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы.

После развала СССР и падения так называемого "железного занавеса" - на российские экраны буквально обрушился поток насилия. Последовавшая вскоре после этого процесса коммерциализация российского кинематографа и телевещания эту ситуацию значительно усугубила. С учетом того, что насилие подсознательно притягивает и завораживает человека - оно является одним из наиболее выигрышных и оправданных, с точки зрения финансовой мотивации данного вида деятельности, элементом кино - и теле-продукции. В результате, за два с лишним десятилетия молодежная преступность в России возросла в полтора, а подростковая - почти в 2 раза. Проведенные исследования показали, что более 30% российской молодежи совершают преступления под влиянием кинофильмов и телепередач. Подростки видят каждый год на телеэкране до 10 тысяч сцен насилия.45% молодых людей, кто в возрасте 14 лет смотрел телевизор больше 3-х часов в сутки, склонны к насилию, а 20% - вообще опасны для общества и морально готовы совершить преступное деяние (Сидоров А. Насилие — вон с экрана! // Труд. 2003. № 78. С. 6.).

С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Главный потребитель видеокультуры — молодой человек начала 21 века — представляет собой сложноструктурированного субъекта, стратифицированного по возрасту, гендеру, профессии, уровню образования и т.д.

По сути, социокультурное образование, цель которого — приобщение человека к мировой культуре, в том числе к таким ее компонентам, как телевидение и радио, печать и кино, можно считать сложившимся. Однако сегодня во многом изменились и сами средства массовой информации, и их роль в обществе. Изменилось и само содержание понятия «медиаобразование».

«Медиаобразование (англ. Media education от лат. media — средства) — направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, ТВ, радио, кино, видео и др. ). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» (Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1. С. 555).

Как же взаимодействует школа CCI века с современным телевиденьем?

У советской школы еще имелись некоторые основания для подобной «мании величия». Печатные СМИ Советского Союза были чудовищно скучны, и учащиеся читали их с еще меньшей охотой, чем школьные учебники и «классическую литературу» из школьного курса. То, что мелькало интересного в подцензурных телепрограммах, было насквозь литературоцентрично и тоже скорее работало на привычный имидж.

Сегодня взаимодействие СМИ и школы особенно актуальны для России в переходный период, период становления демократического общества. К числу самых серьезных из таких проблем можно отнести практически полное игнорирование в любом школьном курсе всего того, что связано со СМИ. Игнорируется тот очевидный факт, что наиболее значительные изменения сегодня происходят именно в информационной области и что, благодаря широкому распространению средств массовой информации, ребенок постоянно оказывается под «ударом» множества информационных потоков. И воздействие этих потоков ни родителями, ни учителями, как правило, не контролируется, практически не прогнозируется и не учитывается.

Во-вторых, время, проводимое ребенком перед TV или видео, по продолжительности уже приближается или превосходит время пребывания в школе. Но при этом школьник простым нажатием кнопки может выбирать тот или иной информационный поток. Например, только спорт, детективы, развлекательные шоу и др. Школьники могут сознательно избегать серьезных образовательных передач, никогда не смотреть передач, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, событиями, происходящими в мире. По бытующему сейчас образному выражению, человек может «свить себе информационный кокон», отгородиться от реального мира, жить в иллюзорном информационном пространстве.

Но есть и положительная сторона медали СМИ, которую педагоги просто не учитывают. Во-первых, многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Школьники 90-х — постоянные зрители таких программ TV как «Подводная одиссея команды Кусто», «Очевидное — невероятное», «От винта», «Клуб путешественников», «Великие тайны и мифы XX века» и др. Значительная часть информации в этих передачах в большей или меньшей мере связана с основами тех наук, которые изучаются в школе. Однако образовательные учреждения мало реагируют на дидактический потенциал СМИ.

Формирование культуры речевого общения в детском коллективе. Формы и средства, позволяющие сформировать культуру речевого общения в условиях современной образовательной организации.

Культура речи - часть общей культуры человека. Культура речи учителя - предмет гуманитарного общения культурного плана, который включает в себя ряд взаимосвязанных понятий: культура, культурный человек, культура речи, культура профессионального (педагогического) общения.

Культура речи:

§ это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач (Е.Н.Ширяев);

§ это те навыки и умения, которые обеспечивают правильность речевой деятельности, то есть соответствие ее общепринятым нормам, а также способность строить свои высказывания сообразно с их целями, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения (М.Р.Львов).

Понятие «культура речи» многозначно и состоит из двух ступеней освоения литературного языка:

· правильность речи - владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления….), оценивая речь с позиции «правильности» мы чаще всего прибегаем к характеристикам «верно - неверно», «норма – нарушение нормы».

· речевое мастерство – не только четкое использование норм литературного языка, но и умение выбирать из имеющихся вариантов наиболее точные в смысловом отношении, ситуативно и стилистически уместные словесные конструкции (Педагогическое речеведенье). Этот уровень предполагает способность отбирать речевые средства с учетом обстановки и речи, умение учитывать восприятие адресата и избегать тавтологии, многозначности, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций и т.п.

Культура речевого поведения учителя - это проявление его общей культуры. Подлинная высота культуры речи – умение мотивированно использовать средства языка для целей общения и передачи информации в конкретных условиях. Овладение знаниями в области паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр), и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) непосредственно сказывается на плодотворности словесных контактов. Грамотное, воодушевляющее, доброе слово способно творить чудеса.

В устной речи педагог должен использовать весь арсенал выразительных средств:

· выбирать соответственно личностно - ориентированной модели обучения тон – спокойный, доброжелательный, заинтересованный,

· использовать, зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, сложности изучаемого материала темп речи,

· подбирать, в зависимости от ситуации общения, силу голоса,

· использовать уместную в данный момент интонацию, соблюдать паузы, логическое ударение,

· следить за соответствующей задаче урока мимикой, жестами.

Речевая (коммуникативная) культура также предполагает:

ü - умение выслушивать ученика, не перебивая воспитанника,

ü - проявлять внимательно - доброжелательное отношение к высказываниям воспитанника,

ü - тактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке,

ü - оперативно - деликатную реакцию на ошибки учащихся в устной речи,

ü - правильность (соответствие нормам русского литературного языка) речи учителя, точное словоупотребление, в том числе и терминов.

Показателями низкой культуры диалога с обучаемыми можно считать следующие:

1. Ограничение свободы выражения мнений, в особенности несовпадающих с точкой зрения преподавателя («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»).

2. Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Семенова, своими заумными вопросами!»).

3. Акцентирование того, что разъединяет с обучаемыми («Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»).

4. Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на стол», «Как можно не знать таких простых вещей?»).

5. Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной неудовлетворительной оценке!»).

6. Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).

7. Упреки («Сколько раз напоминала, а ты...», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать...!»).

8. Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну посмотрите на этого „профессора“! Лучше бы постригся»).

9. Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»).

10. Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что, в голове – две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый, Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»).

11. Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях?»).

12. Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно не знать элементарных вещей»).

13. Использование лести, показной доброты, улыбки, ласкательного вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выгоды, достижения эгоистических целей.

14. Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»).

Как видим, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры – лингвистической, нравственной, психологической, педагогической (Кузнецов И.Н.).

Наши рекомендации