Тема 18. стили и виды педагогического общения

Задачи занятия: 1.Проанализировать стили общения, их возможности в педагогическом процессе. 2. Рассмотреть виды общения. 3. Сформировать представление о культуре общения и педагогическом такте.

В результате изучения лекционного курса и участия в за­нятии студенты должны:

знать - стили общения и в каких случаях или при каких обстоятельствах целесообразно использовать тот или иной стиль общения;

уметь- выбирать и использовать в заданных на данном занятии условиях вид и стиль общения.

Управление общением достигается изменением стиля, содержания и техники общения. Под стилем общенияпонима­ют индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников.

Классификация стилей общения:

• Автократический стиль- стиль прямого принужде­ния, единоначалия, полной концентрации власти в своих руках, педагог не терпит возражений и критики. При такой системе общения чаще возникают конфликты и скрытое неподчинение, особенно по мере взросления и роста спортивных результатов воспитанников.

• Авторитарный стильтакже характеризуется концентра­цией полной власти у педагога, но его труднее распознать, так как усилия направляются не на демонстрацию власти, а на ее маски­ровку. Педагог может быть внешне приветлив, способен поинтере­соваться мнением подопечных, но всегда поступит по-своему, ча­ще всего без учета их интересов. Недостаток этого стиля общения -в эгоистической сути управления воспитанниками и,в том, что у них не формируется самостоятельность и активность.

• Демократический стиль.Взаимоотношения строятся на основе уважения личности воспитанника, допускаются обсу­ждения и поощряется инициатива, учитываются желания от­дельных воспитанников. Все это способствует созданию атмо­сферы увлеченности совместной деятельностью, положительно влияющей на результат.

• Либеральный стиль.Поведение преподавателя - нереши­тельное, он часто идет на поводу у занимающихся. Обычно причи­нами такого стиля могут быть: профессиональная некомпетент­ность, боязнь или безразличие к воспитанникам, отсутствие интере­са к осуществляемой деятельности.




• Объединяющий или интегративный стиль- исполь­зование педагогом сочетания разных стилей.

Каждый из перечисленных стилей общения в конкретных педагогических ситуациях может быть полезен и способен обеспечивать хорошие результаты обучения и воспитания.

Виды общения:

1. В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное- общение между двумя субъектами; личностно-групповое- общение между одним человеком и группой и межгрупповое.

2. По содержанию и целям выделяют деловое (происходит в официальной обстановке занятий) и неделовое (общение в сво­бодное от учебной деятельности время) общение. Деловое обще­ние может быть: необходимым, желательным и нейтральным, когда межличностные контакты не способствуют, но и не мешают решению педагогических задач; или нежелательным, затрудняю­щим достижение поставленной педагогом цели.

3. По продолжительности общение может быть кратко­временными длительным.

4.По использованию знаковой системы: вербальное - сло­весное общение и невербальное- жесты, мимика, пантомимика.

5. Общение может быть внешним -передача информации партнерами по общению и внутренним- общение с самим собой.

Культура педагогического общенияосновывается на сово­купном положительном опыте, полученным в теории и практике обще­ния, что позволяет наиболее успешно решать педагогические-задачи. Высокий уровень овладения педагогом технологией общения характе­ризуется культурой его речи и педагогическим тактом. Основными по­казателями культуры речислужат ее правильность, чистота и точ­ность, доступность, уместность и выразительность. Педагогическийтакт - это чувство меры использования педагогически целесообразных средств воздействия на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения, не вызывающий у них ощущения обиды и унижения достоинства.

Вопросы и задания:

1.Какие стили педагогического общения вы знаете и в чем их особенность?

2. Какую роль играет стиль общения в профессиональной деятельности педагога?

3. В чем целесообразность каждого из стилей общения, и при каких педагогических условиях и ситуациях каждый из них может стать неприемлемым?

4. Какие из стилей общения свойственны вашему тренеру (учителю физической культуры), с работой которого вы хорошо знакомы? Охарактеризуйте его стиль общения по следующим показателям: особенности взаимоотношений тренера с зани­мающимися и эффективность его коммуникативной деятельно­сти; особенности речевого общения; особенности проявления личностных качеств.

5. Определите выбор стиля общения в зависимости: а) от этапа развития коллектива; б) от реально сложившихся педаго­гических условий.

6. Покажите на примере воспитания спортивного коллек­тива целесообразность использования тренером объединяющего (интегративного) стиля общения.

7. Проведите педагогическое наблюдение за применени­ем тренером стилей общения в процессе учебно-тренировочного занятия (форма протокола педагогического наблюдения пред­ставлена в приложении № 14). Оцените целесообразность и эф­фективность их применения в зависимости от поставленных за­дач и реально складывающихся условий учебно-воспитательного процесса.

8. Какие признаки характеризуют культуру речи тренера? Понаблюдайте за особенностями общения ваших коллег и опре­делите для них пути преодоления недостатков.

9. Изучите степень сформированности у себя педагогическо­го такта, используя методику, представленную в приложении № 15. Предложите возможные пути повышения исходного уровня.

Советы по подготовке к занятию:

Повторите материал темы № 11 (признаки коллектива как демократического объединения) и темы № 17 (функции педаго­гического общения и личная педагогическая техника).

Следует иметь в виду, что учителю и тренеру желательно в достаточной мере владеть всеми стилями общения и разнооб-

разить их применение в зависимости от стоящих задач и реально складывающихся условий учебно-воспитательного процесса. Помните, что овладение всеми стилями общения возможно только через упражняемость в их применении, при этом следует ориентироваться на реальные обстоятельства, складывающиеся в период педагогической практики.

Продумайте примеры из личного школьного или спор­тивного опыта, когда возникали какие-либо сложные ситуации, и выбор какого вида или стиля общения в этом случае мог быть наиболее приемлемым.

Литература для подготовки: основная - 8, 12, 24; до­полнительная - 2, 10,11, 16, 17,32, 36, 41.

Наши рекомендации