Тема 18. стили и виды педагогического общения
Задачи занятия: 1.Проанализировать стили общения, их возможности в педагогическом процессе. 2. Рассмотреть виды общения. 3. Сформировать представление о культуре общения и педагогическом такте.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
знать - стили общения и в каких случаях или при каких обстоятельствах целесообразно использовать тот или иной стиль общения;
уметь- выбирать и использовать в заданных на данном занятии условиях вид и стиль общения.
Управление общением достигается изменением стиля, содержания и техники общения. Под стилем общенияпонимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников.
Классификация стилей общения:
• Автократический стиль- стиль прямого принуждения, единоначалия, полной концентрации власти в своих руках, педагог не терпит возражений и критики. При такой системе общения чаще возникают конфликты и скрытое неподчинение, особенно по мере взросления и роста спортивных результатов воспитанников.
• Авторитарный стильтакже характеризуется концентрацией полной власти у педагога, но его труднее распознать, так как усилия направляются не на демонстрацию власти, а на ее маскировку. Педагог может быть внешне приветлив, способен поинтересоваться мнением подопечных, но всегда поступит по-своему, чаще всего без учета их интересов. Недостаток этого стиля общения -в эгоистической сути управления воспитанниками и,в том, что у них не формируется самостоятельность и активность.
• Демократический стиль.Взаимоотношения строятся на основе уважения личности воспитанника, допускаются обсуждения и поощряется инициатива, учитываются желания отдельных воспитанников. Все это способствует созданию атмосферы увлеченности совместной деятельностью, положительно влияющей на результат.
• Либеральный стиль.Поведение преподавателя - нерешительное, он часто идет на поводу у занимающихся. Обычно причинами такого стиля могут быть: профессиональная некомпетентность, боязнь или безразличие к воспитанникам, отсутствие интереса к осуществляемой деятельности.
• Объединяющий или интегративный стиль- использование педагогом сочетания разных стилей.
Каждый из перечисленных стилей общения в конкретных педагогических ситуациях может быть полезен и способен обеспечивать хорошие результаты обучения и воспитания.
Виды общения:
1. В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное- общение между двумя субъектами; личностно-групповое- общение между одним человеком и группой и межгрупповое.
2. По содержанию и целям выделяют деловое (происходит в официальной обстановке занятий) и неделовое (общение в свободное от учебной деятельности время) общение. Деловое общение может быть: необходимым, желательным и нейтральным, когда межличностные контакты не способствуют, но и не мешают решению педагогических задач; или нежелательным, затрудняющим достижение поставленной педагогом цели.
3. По продолжительности общение может быть кратковременными длительным.
4.По использованию знаковой системы: вербальное - словесное общение и невербальное- жесты, мимика, пантомимика.
5. Общение может быть внешним -передача информации партнерами по общению и внутренним- общение с самим собой.
Культура педагогического общенияосновывается на совокупном положительном опыте, полученным в теории и практике общения, что позволяет наиболее успешно решать педагогические-задачи. Высокий уровень овладения педагогом технологией общения характеризуется культурой его речи и педагогическим тактом. Основными показателями культуры речислужат ее правильность, чистота и точность, доступность, уместность и выразительность. Педагогическийтакт - это чувство меры использования педагогически целесообразных средств воздействия на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения, не вызывающий у них ощущения обиды и унижения достоинства.
Вопросы и задания:
1.Какие стили педагогического общения вы знаете и в чем их особенность?
2. Какую роль играет стиль общения в профессиональной деятельности педагога?
3. В чем целесообразность каждого из стилей общения, и при каких педагогических условиях и ситуациях каждый из них может стать неприемлемым?
4. Какие из стилей общения свойственны вашему тренеру (учителю физической культуры), с работой которого вы хорошо знакомы? Охарактеризуйте его стиль общения по следующим показателям: особенности взаимоотношений тренера с занимающимися и эффективность его коммуникативной деятельности; особенности речевого общения; особенности проявления личностных качеств.
5. Определите выбор стиля общения в зависимости: а) от этапа развития коллектива; б) от реально сложившихся педагогических условий.
6. Покажите на примере воспитания спортивного коллектива целесообразность использования тренером объединяющего (интегративного) стиля общения.
7. Проведите педагогическое наблюдение за применением тренером стилей общения в процессе учебно-тренировочного занятия (форма протокола педагогического наблюдения представлена в приложении № 14). Оцените целесообразность и эффективность их применения в зависимости от поставленных задач и реально складывающихся условий учебно-воспитательного процесса.
8. Какие признаки характеризуют культуру речи тренера? Понаблюдайте за особенностями общения ваших коллег и определите для них пути преодоления недостатков.
9. Изучите степень сформированности у себя педагогического такта, используя методику, представленную в приложении № 15. Предложите возможные пути повышения исходного уровня.
Советы по подготовке к занятию:
Повторите материал темы № 11 (признаки коллектива как демократического объединения) и темы № 17 (функции педагогического общения и личная педагогическая техника).
Следует иметь в виду, что учителю и тренеру желательно в достаточной мере владеть всеми стилями общения и разнооб-
разить их применение в зависимости от стоящих задач и реально складывающихся условий учебно-воспитательного процесса. Помните, что овладение всеми стилями общения возможно только через упражняемость в их применении, при этом следует ориентироваться на реальные обстоятельства, складывающиеся в период педагогической практики.
Продумайте примеры из личного школьного или спортивного опыта, когда возникали какие-либо сложные ситуации, и выбор какого вида или стиля общения в этом случае мог быть наиболее приемлемым.
Литература для подготовки: основная - 8, 12, 24; дополнительная - 2, 10,11, 16, 17,32, 36, 41.