Изучение эффективности воспитательного процесса
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, не смотря на это, изучать эффективность воспитательного процесса необходимо, так как, отказавшись от его изучения, мы обрекаем детей на стихийное существование и развитие.
При изучении эффективности воспитательного процесса надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
Как часто исследуются состояние и эффективность воспитательного процесса? С одной стороны, это осуществляется постоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении или использовании методик исследования, а с другой – периодически посредством специально организуемых «срезовых» исследований. Например, проводится анкетный опрос педагогов, учащихся и родителей или создаются специальные педагогические ситуации через определенные промежутки времени.
В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами.
Наиболее важными компонентами диагностики, по мнению ряда ученых, являются изучение воспитанности школьников, сплоченности коллектива и отношений в нем, исследование организационных аспектов.
Эффективность воспитательной работы школы определяется в какой-то мере воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Необходимо подчеркнуть, что определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.
Общепринято считать интегральным показателем воспитанности школьников общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.
Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение. Воспитанность школьника – это степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели. Цель выступает некоторым общим мерилом, позволяющим судить о степени педагогического успеха. Она есть общий критерий профессиональной оценки воспитательного результата.
Если поведение ребенка в жизненных ситуациях самого разного плана отвечает принципу Добра («содействие благу другого человека»), если развит его интеллект и он способен признать объективную Истину как нечто, не зависимое от его воли и воли других людей, и соотносить свое поведение с известной ему объективность и, наконец, если ребенок воспринимает Красоту («Гармония формы содержания в ее уникальном варианте»), уважает все ее проявления созидает красоту, – то педагог вправе говорить о воспитанности ребенка как достижении им определенного уровня личностного развития, позволяющего жить в контексте современной культуры "Добро", "Истина" и "Красота" становятся критериями оценки воспитанности.
Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.
На данный момент нет единой программы, которая бы определяла требования к воспитанности школьника, заканчивающего обучение. Полагаем, что это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных школ, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. В этой связи каждое учебное заведение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен педагогический процесс в данной школе. В качестве ориентира для характеристики воспитанности выпускника можно выбрать ряд интегральных отношений к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.
Для изучения результатов и эффективности воспитательного процесса в школе наиболее объективными и реально измеряемыми показателями, на наш взгляд, являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся. Исходя из этого, предлагается ряд методик, которые могут быть использованы в исследовании воспитанности учащихся.
Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий.
Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса являются:
а) изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка;
б) диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений;
в) исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление мало-результативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания.
Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педагогов. При изучении эффективности воспитательной работы целесообразно использовать следующие методики:
Аспекты изучения | Диагностические средства |
I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося. | 1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. 2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка. 3. Школьный тест умственного развития (ШТУР). 4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 5. Педагогическое наблюдение. |
II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося. | 1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности. 2. Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. 3. Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучени воспитанности учащихся. 4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 5. Педагогическое наблюдение. |
III. Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося. | 1. Методика выявления коммуникативных склонностей. 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 3. Педагогическое наблюдение. |
IV. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося. | 1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 2. Педагогическое наблюдение. |
V. Сформированность физического потенциала личности учащегося. | 1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся. 2. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании (юноши), поднимании туловища (девушки). 3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. |
VI. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. | 1. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью». 2. Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении. |
VII. Сформированность общешкольного коллектива. | 1. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)». 2. Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления». 3. Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия. |
Методические советы организаторам изучения эффективности воспитательного процесса:
1. При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.
2. При исследовании эффективности воспитательного процесса следует использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняли бы друг друга и подтверждали объективность, достоверность результатов изучения. Методики должны по возможности представлять собой обычное учебное или воспитательное средство, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, специфику коллектива и взаимоотношений в нем.
3. В ряде случаев при проведении изучения важно исключать влияние испытуемых друг на друга. Это может быть обеспечено заполнением каждым персонального опросника, анкеты. Педагог подчеркивает важность независимости мнений при изучении проблемы. Необходимо также учитывать, что применять некоторые методики может только специалист или незнакомый для опрашиваемых человек, чтобы нейтрализовать влияние или порой даже давление знакомого для испытуемых педагога.
4. При изучении результативности воспитательной работы в школе особенно важно предусмотреть возможность как качественного, так и количественного анализа полученных данных. В этих целях нужно продумать конкретные показатели, способы их фиксирования, их математическую обработку. Методики должны быть достаточно простыми и не требовать громоздких процедур для обработки и интерпретации полученных результатов. Полезно составить специальные таблицы, доступные для восприятия детей и взрослых, где ежегодно фиксируются основные, наиболее важные данные «срезовых» исследований.
5. Объективность информации, ее сравнимость возможны в том случае, если обеспечивается систематичность изучения результатов воспитательного процесса. Для этого нужно:
а) проведение «срезовых» исследований в одно и то же время учебного года;
б) соблюдение определенной периодичности изучения (одни показатели целесообразно фиксировать ежемесячно, другие – ежегодно, третьи – через 2-3 года);
в) обеспечение преемственности в использовании диагностического инструментария исследования.
6. Систематичность изучения состояния воспитательной системы предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать меру в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, школьников и их родителей заполнением анкет или выполнением каких-то заданий. В противном случае может снижаться объективность получаемой информации. Нам кажется нецелесообразным проведение анкетного опроса с одними и теми же учащимися, родителями, педагогами более двух раз в год. Полезно составить план изучения состояния и результатов воспитательного процесса в коллективе, структура которого может быть следующей.
7. Сложность изучаемого процесса требует проведения опроса по одной и той же проблеме со всеми участниками педагогического процесса – педагогами, учащимися, родителями. Степень сходства их суждений, мнений, оценок обеспечивает большую объективность информации и выводов.
8. При отборе содержания и способов изучения состояния и результатов воспитательного процесса важно учитывать, что большинство методик позволяют зафиксировать не один, а несколько показателей. Так, при составлении «срезовых» анкет включаются вопросы на определение психологической атмосферы в коллективе, взаимодействия членов коллектива, воспитанности и активности детей. Конечно, каждая школа, коллектив имеют свою специфику, поэтому при изучении результатов воспитательной работы целесообразно использовать методики, адекватные особенностям педагогического процесса в учебном заведении.
9. Изучение результатов воспитания в школе будет более плодотворным, если осуществляется управление диагностической деятельностью. Прежде всего, в решении данного вопроса должна проявить заинтересованность администрация школы. Она подбирает группу специалистов, которые могли бы организовать систематическое и планомерное изучение состояния и результатов воспитательного процесса. Администрация определяет заказ, направляет и регулирует работу этой группы. В то же время руководство школы стремится включить в исследовательскую деятельность всех учителей школы, что способствует повышению их субъектной роли в построении и развитии воспитательного процесса учебного заведения. Классные руководители, организаторы проводимой работы осваивают различные методы изучения учащихся и коллектива, способы анализа материалов исследования воспитательного процесса в первичных коллективах.
В заключение необходимо заметить, что каждый педагогический коллектив нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании коллектива учебного заведения других результатах воспитательного процесса ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.