Тема 11. Методы теоретического и практического обучения
Проблема достижения единства функций обучения.
Проблема единства и взаимосвязи функций обучения состоит в том, что для формирования у ученика базовой культуры личности, для его гармоничного развития учебный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы его функции были неразрывны, реализовывались во всех компонентах обучения: в комплексе задач урока, в содержании учебного материала, в системе методов, приёмов, форм и средств обучения и т.д. Так, одним из общедидактических требований к уроку является наличие триединой цели, включающей образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Двухсторонний, личностный и индивидуальный характер обучения.
Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Личностный характер обучения состоит в том, что 1) в процессе обучения происходит формирование личности; 2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.
Самостоятельность и творческая активность учеников в процессе обучения.
Художественно-творческая и самостоятельная деятельность учащихся имеют тесную взаимосвязь. Сознательная, активная и самостоятельная работа учащихся является прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям. В педагогическом энциклопедическом словаре самостоятельность определяется как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Определение творческой деятельности, под которой понимается наличие интеллектуальной способности ученика и его умений самостоятельно вычленять существенные и второстепенные признаки предметов, явлений и процессов действительности и путём абстрагирования и обобщения раскрывать сущность новых понятий.
Проблема достижения единства преподавания и учения.
В структуре единого процесса обучения в самом общем плане можно выделить два взаимосвязанных элемента: учение; преподавание. В основе сотворчества учителя и ученика в образовательном процессе лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение). Оно составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе. Сотворчество, с одной стороны, предстает как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии). С другой стороны, сотворчество выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности.
Обучение как сотворчество учителя и ученика.
Сотворчество, с одной стороны, предстает как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии). С другой стороны, сотворчество выступает как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности.
Базовая, вариативная и дополнительная составляющая содержания образования.
В структуре учебного плана выделяют:
1) инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
2) вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.
В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.
Сущность и содержание основных методов обучения.
Метод обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической литературе существуют различные подходы к определению сущности метода обучения: как способ деятельности учителя и учащегося; как совокупность действий и приемов работы учителя и учащихся; как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию. радиционная классификация методов обучения (по источнику передачи информации и характеру её восприятия). Сначала выделялись практические, наглядные, словесные методы (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант), затем эта система дополнилась и другими – современными, связанными, например, с техническими средствами обучения (ТСО).
Категории «метод», «прием», «средство обучения».
Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения. Методы обучения осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности, предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т. д.
Система методов обучения.
По типу деятельности: словесные; демонстрационные; исследовательские. По степени развития самостоятельности студентов: объяснительно-иллюстративный; проблемный метод; исследовательский.
Характеристика методов обучения по одной из классификаций.
Классификация методов обучения. По типу деятельности: словесные; демонстрационные; исследовательские. По степени развития самостоятельности студентов: объяснительно-иллюстративный; проблемный метод; исследовательский. Выбор методов обучения – это педагогическое искусство преподавателя. Нет инструкций, но есть опыт, методики и интуиция. Методы обучения должны быть связаны с учебным планом и задачами обучения. Выбор зависит от дидактической учебной цели, темы и т.д. Выбор связан с возрастом, курсом, уровнем подготовки. Зависит от специфики предмета. Главное – материально-технические возможности, доступность культурных, научных и исторических учреждений. При выборе методов надо чередовать виды деятельности (не методы, а виды деятельности).
Классификация методов обучения.
По типу деятельности: словесные; демонстрационные; исследовательские. По степени развития самостоятельности студентов: объяснительно-иллюстративный; проблемный метод; исследовательский
Методы теоретического обучения.
Лекция, рассказ, объяснение, беседа дискуссия.
Методы практического обучения.
Упражнения лабораторные работы практические работы выполнение учебно-трудовых заданий. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащегося. Этими методами формируют практические умения и навыки.
Критерии выбора методов обучения: соответствие целям и задачам обучения, содержанию учебного материала, возрастным особенностям и индивидуальным различиям школьников.
В современной дидактической системе выбор метода обучения зависит, как мы помним, от целей, содержания и задач обучения, а также от возрастных особенностей учащихся. Это, однако, не означает, что отдельные группы методов следует жестко увязывать, например, с определенными фазами психофизического развития учащихся.Из сказанного следует, что критерии выбора методов обучения носят характер не столько исключающий, сколько направленный, определяющий основные тенденции, хотя функция их этим не исчерпывается. Именно потому одностороннее использование наглядных, словесных или практических методов не приводит к хорошим результатам в учебе.
Группы методов обучения: традиционная классификация по источникам знаний, по назначению, по типу познавательной деятельности, по логике познания.
1.Классификация методов по назначению, или по основной дидактической цели, для достижения которой они служат. В качестве общих признаков здесь выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке, и цели, которые достигаются на каждом из них: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений, навыков.
2.Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности). Тип познавательной деятельности (ТПД) – это уровень самостоятельности, которого достигают ученики, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяются методы: объяснительно - иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский.
3.Познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне мышления учеников, когда знания добываются в результате их собственного познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий – исследовательский метод обучения.
Словесные методы: рассказ, беседа, лекция, учебная дискуссия, диспут.
Словесные методы обучения - это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения. Рассказ — это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале. Лекция — наиболее сложный вид изложения учебного материала, в основе которого лежат одна -две ведущие идеи или проблемы. Беседа - вопросно-ответный метод обучения, сочетается слово учителя и учащихся, предполагает у последних наличие определенных знаний. Беседа - вопросно-ответный метод обучения, сочетается слово учителя и учащихся, предполагает у последних наличие определенных знаний. Публичный спор на научную или общественно важную тему.
Наглядные и практические методы: работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, показ, упражнения, лабораторные работы, практические работы.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении.
Работа с учебником и книгой - один из важнейших методов обучения.
Главное достоинство данного метода - возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений. упражнение — многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества. Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т. п.).
Тема 12. Организационные формы профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов
Классификация организационных форм обучения.
Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения); месту учебы (школьные (уроки, работа в мастерских, в лаборатории), внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии) формы); продолжительности учебных занятий (классический час (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности).
Виды организационных форм теоретического обучения.
Организационная форма - это специально организованная деятельность педагога и учащегося, протекающая в определенном порядке и по установленному режиму.
Цели и задачи лабораторных работ.
Лабораторные работы имеют особенно ярко выраженную специфику в зависимости от конкретной учебной специальности. Целью проведения лабораторных работ является формирование умений и навыков обращения с приборами и другим техническим оборудованием. Кроме того, они должны обеспечить закрепление и конкретизацию полученных теоретических знаний учащихся, полнее осуществить связь теории и практики в обучении. Успешность овладения навыком зависит от условий его формирования.
Структура лабораторных работ.
Лабораторная работа – небольшой научный отчет, обобщающий проведенную студентом работу, которую представляют для защиты для защиты преподавателю. К лабораторным работам предъявляется ряд требований, основным из которых является полное, исчерпывающее описание всей проделанной работы, позволяющее судить о полученных результатах, степени выполнения заданий и профессиональной подготовке студентов. В отчет по лабораторной работе должны быть включены следующие пункты: титульный лист; цель работы; краткие теоретические сведения; описание экспериментальной установки и методики эксперимента; экспериментальные результаты; анализ результатов работы; выводы.
Формы организации практической подготовки.
Ведущими формами организации процесса обучения являются урок и лекция. Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование. В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения - семинар, лабораторная работа, самостоятельная учебная работа студентов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зарубежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения используются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.
Цели и задачи урока производственного обучения.
Цели обучения должны формулироваться конкретно и находить свое выражение в описании того прогнозируемого состояния обученности (ожидаемый результат), которое закладывается в их содержании. Цели обучения должны быть: диагностичны - иметь однозначное описание, способы их выявления, оценки; инструментальны - заданы в терминах деятельности учащихся; реалистичны – иметь в наличие средства для достижения цели; адекватны – соответствовать ожидаемому результату, с учетом уровня усвоения учащимися материала.
В практике производственного обучения сложились следующие методические требования к обучению на уроках производственного обучения: а) удовлетворять принципам обучения (посильность, доступность, систематичность, последовательность и т. д.) и учебной программе; б) отражать общую цель программной темы, т.к. формирования знаний, умений и навыков происходит поэтапно
Самостоятельная работа обучаемых: цели и задачи, организации самостоятельной работы.Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.
Формы контроля и аттестации в образовательных учреждениях.
Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются образовательным учреждением самостоятельно, периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает количество и наименование дисциплин для следующих форм промежуточной аттестации: - экзамена по отдельной дисциплине, экзамена по разделу (разделам) дисциплины; - комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам; - зачета по отдельной дисциплине; - курсовой работы (проекта), если она не предусмотрена. Государственными требованиями; - контрольной работы по отдельной дисциплине.
Учебно - технологическая среда образовательного учреждения профессионального образования.Понятие «учебно-технологическая среда» учреждения профессионального образования как основа для реализации педагогического процесса. Классификация моделей учебно-технологической среды. Учебно-технологическая среда теоретического обучения. Учебно-технологическая среда практического обучения рабочих (специалистов) для области компьютерных технологий автоматизации и управления и энергохозяйства предприятий. Учебно-технологическая среда лабораторных работ.