Этапы и закономерности развития речи ребёнка в норме. ( в основном по Глухову «формирование речевой деятельности в онтогенезе»)
За прошедшие полтора столетия особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователя – психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность. Среди трудов отечественных ученых следует прежде всего назвать исследования Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, С.Л.Рубинштейна., А.А Леонтьев. За несколько десятилетий в рамках разных научных школ было создано несколько теоретических концепций, в которых, с психолингвистических позиций, была сделана попытка выявить общие закономерности овладения ребенком языком и навыками речевой деятельности.
Одной из самых известных теоретических концепций, созданных в зарубежной психолингвистике – теория врожденных знаний. Наиболее четко и полно основные положения этой теории представлены в работах Н.Хомского. Им был выдвинут тезис «о врожденности языковых структур» , в основе которого лежит постулат о том, что способность человека к освоению языка является врожденной.
Автором другой теоретической модели является А.А.Леонтьев. В его трудах дан обстоятельный критический анализ психолингвистических моделей речевого онтогенеза, разработанных зарубежными специалистами. В качестве одного из основополагающих концептуальных положений А.А.Леонтьев приводит следующее утверждение В.Гумбольдта: «Усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением».
Исходя из этого, В.П.Глухов сделал вывод, что онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых с ребенком, с другой, - процесса развития предметной и познавательной деятельности ребенка.
В литературе вопросами поэтапности становления речи при её нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н.Гвоздева, в работах Г.Л.Розенгард-Пупко, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И.Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства.
Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н.Гвоздев подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер из грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию.
Г.Л.Розенгард-Пупко рассматривает 2 этапа формирования речи: до 2-х лет- подготовительный; от 2-х лет и далее – этап самостоятельного становления речи.
А.А.Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны; кроме того, в развитии детской речи имеет мести акселерация – сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапа онтогенеза.
Процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе в концепции А.А.Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов:
1- подготовительный (с момента рождения до года)
2- преддошкольный (от года до 3 лет)
3- дошкольный ( от3 до 7 лет)
4- школьный ( от 7 до 17)
Подготовительный этап:
Первыми звуками ребенка являются крики, которые представляют собой безусловно- рефлекторную реакцию на действия сильных внешних и внутренних раздражителей. Поэтому, если в разделе «анамнестические данные» указывается, что ребенок родился в асфиксии и сразу не закричал, то эта информация уже может быть важным диагностическим симптомом для логопеда.
Ребенок начинает освоение языка с освоения звуковой формы выражения языкового знака. Для ребенка первого года жизни «речевой тренинг» в произнесении звуков – это своего рода игра, непроизвольное действие, которое доставляет ребенку удовольствие. Ребенок упорно, на протяжение многих минут, может повторять один и тот же звук и таким образом упражняться в его артикулировании. Период гуления отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца ребенок проявляет голосовые реакции в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм и.т.д. В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля и.т.п. Через 2-3- месяца речевые проявления ребенка получают новое «качество». Появляется своеобразный эквивалент слова ,а именно – замкнутая последовательность слогов. При нормальном развитии ребенка «гуление» в 6-7- месяцев постепенно переходит в лепет. В это время дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя и. т.п. , соотнося их с определенными окружающими людьми. В 8,5-9 месяцев лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями. В возрасте 9-10 месяцев появляются первые «нормативные», предметно отнесенные слова.
По мнению М.Ф. Фомичевой, в этот период необходимо развивать пассивный словарь, т.е. те слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании.
В 10-12 месяцев ребенок все существительные употребляется в именительном падеже в единственном числе. Попытки связать два слова во фразу появляются позднее. В зависимости от индивидуальных различий в темпах психофизического и познавательного развития, все дети по-разному продвигаются и в своем языковом развитии.
Преддошкольный этап:
После года заметно возрастает речевая активность ребенка. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих. После 1,5 лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения. Анализируя количественные показатели роста лексического запаса детей в этот период, можно привести следующие данные исследований: в полтора года объем словарного запаса детей 30-50 слов, к концу второго года – 80-100 слов, к трем годам – примерно 300-400 слов.
В преддошкольный период речевого развития у детей проявляются разнообразные фонетические нарушения: многие звуки родного языка они пропускают, переставляют, заменяют более простыми по артикуляции. Эти недостатки речи объясняются возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, а также недостаточным уровнем фонематического восприятия. Оценивать речевое развитие ребенка только по степени правильности звукопроизношения ошибочно, поскольку показателем становления детской речи является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в речевом общении с окружающими, в разных структурах предложений. Уже к 2,5-3 годам дети пользуются тре-четырех-словными предложениями, используя различные грамматические формы. В преддошкольный период речь ребенка как средство общения со взрослыми и другими детьми непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный характер.
Объем словаря, его количественные и качественные показатели зависят от ряда объективных условий, речевой и социальной среды, ряда жизненных показателей, индивидуальных психических и физических особенностей детей и т д. Поэтому данные разных ученых не совпадают. Однако, если ребенок в возрасте 2 г 5 мес - 3-х лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более' уто -ухо, дока - доска, дев - дверь, аёк - потолок, гаки - глазки, но - нос, теки - щёки, ука - рука, нака - нога, тигли -часы, нита - книга, кзда - карандаш, по - пол, ало - окно, тути - туфгм и т.д.) и никак не объединяет их в предложение, это будет настораживающим для логопеда, родителей симптомом, таких детей надо своевременно направлять на занятия в логопедические ясли .
Дошкольный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования. В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если и отмечаются при этом отдельные ошибки, то встречаются они, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего 1-2- раза поправить ребенка, дать образец правильного произношения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении слова, как ребенок достаточно быстро введет его в самостоятельную речь. Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период у детей формируется «чувство языка», что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов.
В дошкольном возрасте, с появлением новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми происходит дифференциация функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи ,как описание (простое описание предмета) и повествование, а на 7-ом году жизни – и короткое рассуждение. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функции речи. Исследования ряда авторов показала, что дети старшего дошкольного возраста способны овладевать навыками планирования монологических высказываний. Это, в свою очередь, во многом определяется постепенным формированием внутренней речи ребенка, в норме это происходит к 4-5- летнему возрасту.
В школьный период речевого развития продолжает совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний.
Одни из самых важных изменений связаны с овладением письменной речью, а именно- письмом и чтением. В связи с этим в начале школьного этапа обучения совершенствуются все речевые умения и навыки детей, сформированные ранее, в дошкольном возрасте. В ходе начальных периодов обучения дети овладевают операциями звукового анализа и синтеза, знакомятся с буквами, осваивают навыки письма и слитного послогового чтения. Письменная речь постепенно становиться средством полеучения и выражения знаний учащихся.
Развитие речи ребенка – это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматический строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. При этом усвоение фонетического строя речи тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя родного языка.