Вопрос 3. Закономерности развития детской речи в онтогенезе

Первый доречевой этап - 1год жизни ребенка.

·

· ребенка 3-6 мес. Появляется гуление/звуки (чаще гласные) с мягкой голосоподачей, у всех людей – и у здоровых, и с отклонениями в развитии.

Появляется для выражения комфортного состояния ребенка (сытый, сухой), определяют взрослые, любящие люди. Звуки гуления интернациональны. Но тем не менее гуление имеет некоторое диагностическое значение: если звуки однообразны (например, ы-ы-ы), монотонны, интонационно с возрастом не окрашиваются; тихие, во время гуления наступает охриплость. Во время гуления непроизвольно развивается речевое дыхание: физиологическое дыхание: вдох и выдох через нос, речевое дыхание – вдох и выдох через рот, при этом фаза вдоха короче в 8-10 раз, чем фаза выдоха.

· От 6месяце до 1г. – в этот период появляется лепет. Лепетное сочетание – это слоговые цепочки (да-да-да, ба-ба-ба и т.д.). Лепетное сочетание не имеют смыслового значения. По выражению академика Жинкина Ник.Иван. появление лепета свидетельствует о запуске механизма слогообразования. Диагностическое значение более важное – у детей с аномалиями развития лепет отсутствует или существенно запаздывает (алалики, глухие, слабослышащие, умственно отсталые). У этих категорий детей лепет беден, мало сочетаний, монотонен интонацией не окрашенный. В норме во время лепета ребенок продолжает осваивать речевое дыхание, ребенок тренирует артикуляционный аппарат.

Второй этап. От года до1,5лет – важный момент в жизни ребенка. Появляются первые слова (они не обязательно должны совпадать с нормальными словами) би-би, ава, мА, пи (птичка), дю (молоко), но обязательно первые слова имеют смысловое значение. Существенно расширяется понимание речи: ребенок узнает родных, свои игрушки, с ним можно играть. Но для ребенка важнее интонация, а не смысл услышанного. В этом возрасте поведение ребенка не регулируется запретами, речью взрослого. (8-12 слов).

Третий этап. от 1года 6месяце до 2лет – накопляет до 200 слов и больше, к концу периода появляются первые попытки фразовой речи: «Папа ту-ту» (уехал)- в виде аморфных слов – корней – между словами отсутствует грамотная связь. Значительно расширяется понимание речи. Запоминает и выполняет только одноступенчатую инструкцию. У ребенка появляется интерес к детским книгам.

У ребенка появляется потребность общаться, стать собеседником, но ему не хватает языковых средств, поэтому ребенок пользуется интонацией требования и указательным жестом. Поведение ребенка не регулируется речью взрослого.

Четвертый этап - с 2 до 3лет – осваивает до 1500 слов. Появляется масса новообразований, существенно повышается понимание речи (импрессивная речь). Ребенок осваивает интонационную сторону речи. Заметно совершенствуется звукопроизношение. К трем годам могут быть не освоены шипящие (вся группа: [ш][ж][щ][ч], звук [ц], звуки [л], [р]. Речь ребенка ситуативная: ребенку для понимания речи, для построения собственного высказывания нужна наглядная опора, ситуация.

Появляется эгоцентрическая речь (речь, обращается к самому себе). Ребенок сопровождает этой речью всю свою деятельность. Роль этой речи колоссальная – это база для формирования внутренней речи. Внутренняя речь служит основой для формирования словесно-логического мышления.

Ребенок в этом возрасте желает быть активным собеседником, речевых средств не хватает, и ребенок прибегает к описательным жестам или к неологизмам – (речевая конструктивная деятельность «Я намакаронился» - наелся макаронов досыта). Елена С. Слепович изучала неологизмы у детей с нормой развития, при умственной отсталости и у детей ЗПР, оказывается в норме неологизмы от 2 до 5 лет, у детей с ЗПР неологизмы появляются в 6 лет, у умственно отсталых не появляются никогда.

Появляется в этом возрасте фраза любой степени сложности, подбор слов идет легко, свободно, могут быть бытовые аграмматизмы, связанные с незнанием исключений из правил родного языка (Я катался на метре). Ребенок с трудом понимает и неверно конструирует предложения, выражения, причинно-следственные связи. («На улице ветер, потому что деревья качаются»).

Появляется чувство языковой нормы. Причем в собственной речи ребенок эти недостатки может не замечать, а в речи окружающих замечает (Оля неправильно говорит: «Надо не калусель, а халусель) в этом возрасте поведение ребенка регулируется речью взрослого. Большая тяга к чтению, есть вкус, есть любимые книжки, очень любят стихи (ритм, музыка стиха).

Пятый этап. 3 до 5 лет. Заканчивается формирование звукопроизношения. Если после 5 лет остаются звуки в дефиците – патология. Заканчивается процесс формирования фонематического слуха (способность различать звуки близкие по акустическим признакам) - /Марина-малина/

Появляется и развивается контекстная речь – не нуждающаяся в наглядной опоре (например, лекция) (ребенок начинает фантазировать, сочинять, планировать). У ребенка этого возраста появляется активный интерес к редкоупотребляемым словам с обобщенной, абстрактной лексикой. Просыпается тяга к письменной речи, к чтению.

Возраст «Сто тысяч «Почему?» - свидетельствует о бурном развитии познавательной деятельности. Возраст кратковременной памяти: ребенок спрашивает про одно и тоже много раз. Эта информация, которая вызывает у ребенка эмоциональный отклик, запоминается прочно и в больших объемах.

Наши рекомендации