Система логопедической работы при дислалии. Этапы логопедического воздействия
Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Для этого ребёнок должен уметь:
· Узнавать звук по акустическим признакам
· Отличать нормированное произношение звука от не нормированного
· Осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением
· Варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи
· Безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи
При правильно организованной системе логопедической работы, положительный эффект достигается при всех видах дислалий. Система логопедического воздействия создает благоприятные условия для преодоления недостатков произношения:
· Эмоциональный контакт логопеда с ребёнком
· Интересная форма организации занятий, соответствующая ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребёнка
· Сочетание приёмов работы, позволяющее избежать утомления ребёнка
· Регулярность логопедических занятий (не менее 3 раз в неделю), регулярность выполнения домашних логопедических заданий (по 5-15 минут 2-3 раза, в течение дня)
· Использование дидактического материала
Логопедическая работа осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача подчиненная общей цели. Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап – подготовительный. Основная цель – включить ребёнка в целенаправленный логопедический процесс.Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач:
· Формирование установки на занятия (установление контакта с ребёнком, адаптация к обстановке логопедического кабинета, вызывание интереса к заданиям и желания в них включиться).
· Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям (усвоение правил поведения на занятиях, научиться выполнять инструкции логопеда и активно включатся в общение)
· Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных и аналитических операций сравнения и вывода
К специальным логопедическим задачам относятся:
1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
Развитие ФС проводится в игровой форме на фронтальных подгрупповых индивидуальных занятиях, параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти:
· Узнавание неречевых звуков
· Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
· Различение слов, близких по звуковому составу
· Дифференциация слогов
· Дифференциация фонем
· Развитие навыков элементарного звукового анализа
2. Устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата (Статические артикуляционные упражнения: лопаточка, чашечка, иголочка, горка, трубочка; Динамические: часики, лошадка, грибок, качели, вкусное варенье, маляр и т.д.)
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений, артикуляционных органов, необходимых для правильного произнесения звуков. Как правило, упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а так же в тех, которые требуется для постановки каждого конкретного звука. Каждое упражнение имеет своё название, названия эти условны, но очень важно, что бы дети их запомнили, так как название вызывают у ребёнка интерес к упражнению и экономят время логопедических занятий.
Второй этап – формирование первичных произносительных умений и навыков. Цель – сформировать у ребёнка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Задачами этого этапа являются:
· Постановка звуков
· Автоматизация звуком
· Дифференциация звуков
1. При постановке правильного произнесения звуков пользуютсятремя основными способами:
· По подражанию
Ребёнок предпринимает осознанные попытки, позволяющие произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом помимо акустических опор, ребёнок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражания дополняются словесными пояснениями логопеда.
· Механическое воздействие
При этом способе используются некоторая исходная артикуляция и на её основе, механическим путём, речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение (например, при помощи логопедических зондов).
· Смешанный
При нём механическое воздействие на речевые органы служит для того, что бы помочь более полному и точному воспроизведению, требуемые артикуляции, которая осуществляется в основном путём подражания и с помощью словесных пояснений.
2. Автоматизация звука. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами. В которых звук находится в начале, в конце и середине. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходит к обрабатыванию звука со стечениями согласных. Для автоматизации звуков используются приёмы:
· Отраженное повторение
· Самостоятельное называние слов по картинке
· Придумывание слов с заданным звуком
· Работа по звуковому анализу и синтезу
· Творческие упражнения, игры
· Произнесение отдельных слов и переход к построению словосочетаний с ними, а также во фразе, в предложении и тексте.