Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.).
Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием: с одной стороны - необходимость пространства для проявления свободной активности детей, с другой стороны - ограниченность помещения детского сада. Преодолению этого противоречия как раз и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.
В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческие мастерские, конструкторские; кухни; прачечные;«производственные» мастерские и др. Эти помещения следует устроить так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться "таинственными», «страшными», «магическими», «смешными», «сказочными», "волшебными», «загадочными», «фантастичными» и т.д.
Трансформация помещений может быть обеспечена легкими раздвижными перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить, площадь, пропорции, планировку помещений, расположение и проемов, ниш, перегородок.
5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия.
Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов.
В групповой ячейке, особенно в ее «семейной» части, в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей.
В составе этой или других зон групповой комнаты (например, в «спальной зоне», в раздевалке) целесообразно предусмотреть место для икебаны или букета цветов, для домашних растений. Это может быть специальная тумба, вазон, декоративная подставка, арка, гипсовые или пластмассовые модульные ящики, в которые устанавливаются горшки с растениями.
Желательно, чтобы в помещении детского сада была и «гостиная для взрослых», куда имеют доступ и дети. Они здесь хотя и желанные, но все же гости. В интерьере гостиной -торшеры, бра, ковры, письменный стол, книги, круглый стол, мягкие диваны и кресла - ничто даже отдаленно не напоминает административный кабинет. Взрослому здесь так же хорошо и комфортно, как и ребенку. Ребенок, находясь вместе со взрослыми, либо просто проводит здесь время, если ему необходимо побыть рядом с кем-то из них, либо наблюдает за их поведением, учится у них культуре общения, либо сам участвует в делах взрослых, если это не мешает их занятиям.
В такой гостиной хорошо проводить праздники.
Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа Я. Этому способствует наличие в помещении зеркал. Кроме того, желательно сконструировать систему подвижных зеркал.
Стимулирующим «материалом» является и определенная цветовая среда, смена конкретного цветового решения. «Вялая», без контрастных акцентов цветовая гамма не стимулирует активность детей.
6.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в
эстетической организации среды.
Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие репродукции классических произведений живописи, а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные и полу реальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах -восточной, европейской, африканской.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано.
Желательно оборудовать помещение для художественного творчества детей. Например, в удобном для детей и взрослых месте разместить колокольчики, тарелки различного тембра звучания. Ребенок может импровизировать, наполняя комнату перезвоном. Или же устроить комнату «Волшебные краски» с оптическим смешением цветового освещения при смене фотофильмов. Такой калейдоскоп позволяет создавать динамику цветовосприятия предметной среды, ее изменений.