Закономерности обучения: общие и частные (конкретные)

ТЕМА: Процесс обучения, его закономерности и принципы.

План.

1. Понятие законов и закономерностей, принципов и правил.

2. Общая характеристика основных законов обучения.

3. Общие и конкретные (частные) закономерности обучения.

4. Принципы обучения Я.А.Коменского.

5. Современные принципы обучения.

Литература.

1. Подласый И.П. Педагогика: новый курс. Кн.1.- М.: 1999, С 419-469.

2. Кукушин В.С. Дидактика.- М-Ростов/Д.: 2003, С 98-128.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпритация.-

М.: 2004, С31-51.

4. Борытко Н.М. Теория обучения.- В-д.: 2006, С 5-10.

5. Симонов В.М.

- Педагогика: краткий курс лекций.- В-д.: 2005, С 4-9.

- Практикум для ПИМНО, Ч.1- С 4-9.

- Материалы тестов по теории обучения.

Понятие законов и закономерностей, принципов и правил.

Закон – есть внутренняя существенная связь явлений и процессов, существующих независимо от познающего эти законы субъекта.

Законы – объективны. Действуют в любых ситуациях обучения.

Однако, педагогические законы носят вероятностный характер и проявляются чаще как тенденции (в силу множества факторов, влияющих на обучение, воспитание и развитие).

Закономерности – есть объективные, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся в ходе обучения взаимосвязи.

Закономерностей много, и они отражают эмпирически установленные зависимости.

Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, называются общими.

Закономерности, действие которых распространяется на отдельные компоненты (аспекты) системы, называются конкретными (частными)

Педагогика открывает, распознаёт действующие объективно законы и закономерности.

И на основе познанных законов и закономерностей – формулирует принципы и правила, которыми должны руководствоваться учителя-практики (чтобы не нарушать объективно действующие законы и закономерности).

Принципы– это основополагающие положения, определяющие систему требований к содержанию, организации и методике обучения в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Принципы имеют нормативный характер, они обязательны, равнозначны, комплексны. Реализуются – через правила.

Правила– переходное звено от теории к практике.

Правила – это основанные на принципах описания деятельности (как действовать согласно принципам ?) .

Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определённые действия, ориентируют его на соблюдение определённых требований.

Правила обеспечивают соблюдение принципов.

Общая характеристика основных законов обучения.

Закон – есть внутренняя существенная связь явлений обучения, которая обуславливает их необходимое проявление и развитие. (Лернер И.Я.)

Законы – объективны. Действуют в любых ситуациях обучения.

Основные законы обучения, признанные научно-педагогической общественностью ( Бабанский Ю.К., Махмутов М.И., Лернер И.Я., Скаткин М.Н. и др.):

1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.

Он раскрывает определяющее влияние общества через социальный заказ образованию на цели, содержание, масштабы, средства, методы организации учебного процесса.

2. Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся.

И содержание, и стиль общения, и характер заданий, - все компоненты обучения непременно влияют на формирование ориентаций, мировоззрения, способностей, черт характера, индивидуальных и личностных качеств, внутреннего духовного мира и пр.

3. Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся.

Этот закон раскрывает влияние формирующих личность процессов, в том числе познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности учеников на результаты обучения.

4. Закон целостности и единства педагогического процесса.

Он отражает связи части и целого, взаимосвязь рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного; обуславливает необходимость гармонической интеграции предметного, содержательного, мотивационного и операционного компонентов деятельности, овладения знаниями и развития.

5. Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении.

Он означает, что любое научное знание прямо или опосредованно служит практике (да и выводится из неё). Отсюда необходимость опоры на общественную практику и жизненный опыт учащихся, конкретизации и применения научных положений на практике и т.д.

6. Закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности

Все эти виды деятельности должны не исключать, а предполагать и дополнять друг друга.

Закономерности обучения: общие и частные (конкретные).

Закономерности – есть объективные, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся в ходе обучения взаимосвязи.

Закономерностей много, и они отражают эмпирически установленные зависимости.

Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, - называются общими закономерностями.

Закономерности, действие которых распространяются на отдельный компонент (аспект) системы,- частными (конкретными) закономерностями.

Общие закономерности :

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от: *уровня и темпов развития общества, *потребностей и возможностей общества, *уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения зависит от: *общественных потребностей и целей обучения, *темпов социального и научно-технического прогресса, *возрастных возможностей учащихся, *уровня развития теории и практики обучения, *материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.

Эффективность (качество) каждого нового этапа обучения зависит от: *продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нём результатов, *характера и объёма изучаемого материала, *организационно-педагогического воздействия обучающих, *обучаемости учащихся, *времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: *знаний и навыков в применении методов, *цели и содержания обучения, *возраста и обучаемости учащихся, *материально-технического обеспечения, *организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: *интенсивности обратных связей в системе обучения, *обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: *внутренних стимулов (мотивов) обучения, *внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Общие закономерности обучения характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность (эффективность) обучения и вполне определённым, не допускающим ложных толкований, выделением сущностей и фиксацией общих связей между ними.

Конкретные (частные) закономерности обучения.

Их известно большое количество.

1. Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности.

*Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения.

*Продуктивность усвоения заданного объёма знаний, умений обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объёму требуемых действий.

*Продуктивность усвоения заданного объёма знаний и умений обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого материала.

*Результаты обучения зависят от осознания обучаемыми целей обучения.

*Результаты обучения прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого содержания.

*Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность.

*Результаты обучения зависят от применяемых методов и средств обучения.

*Продуктивность усвоения зависит от характера созданной учителем учебной ситуации.

*Результаты обучения зависят от способа расчленения учебного материала на части.

*Результаты обучения зависят от мастерства (квалификации) учителя.

*Обучение путём «делания» в 6-7раз продуктивнее обучения путём «слушания».

2. Гносеологические закономерности

*Результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться..

*Продуктивность обучения прямо пропорциональна объёму учебной (познавательной) деятельности учащихся.

*Продуктивность усвоения прямо пропорциональна объёму практического применения знаний и умений. *Зависит от интенсивности и проблемности.

*Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объёма взаимосвязанных знаний, умений и опыта творческой деятельности.

*Результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий.

*Продуктивность усвоения зависит от потребности учиться.

*Продуктивность творческого мышления улучшается при использовании увеличенных шагов обучения, а результативность вербального запоминания,- при уменьшенных порциях материала.

3. Психологические закономерности.

*Продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых.

*Продуктивность обучения прямо пропорциональна учебным возможностям уч-ся.

*------- количеству тренировочных упражнений.

*-------- интенсивности тренировок.

*--------уровню познавательной активности учащихся.

*--------уровню и стойкости внимания учащихся.

*Результаты усвоения материала зависят от индивидуальных способностей уч-ся.

*Продуктивность обучения зависит от особенностей мышления уч-ся.

*---------зависит от уровня развития памяти.

*Обученность прямо пропорциональна обучаемости.

*Продуктивность – прямо пропорциональна работоспособности обучаемых.

*В подростковом возрасте успеваемость ухудшается: в 11-15лет она на 25% ниже, чем в 6-10 и в 16-17лет.

*Из двух ассоциаций одинаковой силы при повторении будет лучше актуализироваться более старая ассоциация.

*Прочность запоминания зависит от способа воспроизведения этого материала.

*Продуктивность деят-ти зависит от уровня сформированности навыков и умений.

*Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения.

*Процент сохранения заученного обратно пропор-лен объёму этого материала.

*Эффективность распределённого заучивания материала выше эффективности концентрированного заучивания.

4. Кибернетические закономерности.

*Эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объёму обратной связи.

*Качество знаний зависит от эффективности контроля и его частоты.

*Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом.

*Эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству управляющей информации, возможностям учащихся.

*Продуктивность обучения повышается, если «программа цели» и «программа движений» в голове ученика опережают саму деятельность.

5. Социологические закономерности.

*Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится во взаимодействии.

*Эффективность обучения зависит от объёма и интенсивности познавательных контактов; от «интеллектуальной среды» и интенсивности взаимообучения; от качества общения учителя с учащимися.

*Престиж ученика в классе зависит от его статуса, позиции, роли, его успехов и достижений, от индивидуальных качеств.

*Грубое отношение учителя к учащимся ведёт к снижению эффективности обучения класса в целом и каждого учащегося в отдельности.

6.Организаторские закономерности.

*Эффективность обучения зависит от организации. Организация является хорошей, если она развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность.

*Результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.

*Результаты обучения зависят от работоспособности учителя; от наполняемости класса; от умственного утомления; от уровня организации педагогического труда.

*Умственная работоспособность зависит от состояние здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток; а также от расписания учебных занятий, места в нём уроков физкультуры и труда.

Научно-педагогические исследования в области дидактики (теории обучения) открывают объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Знание объективных законов и закономерностей даёт учителям понимание общей картины объективного протекания и развития дидактических процессов.

Однако, они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования её технологии.

Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил.

Наши рекомендации