Современные подходы и педагогические технологии в области начального образования
-Современные подходы в обучении и воспитании младших школьников.
- Компетентностный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Личностно-ориентированный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Гендерный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Ассоциативный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Деятельностный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Модульный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Индивидуализация и дифференциация обучения: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;
- Современные педагогические технологии в начальном образовании;
- Технологии развивающего обучения.
- Технология УДЕ.
- Технологии проблемного обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе.
- Технологии дифференцированного обучения;
- Технологии индивидуализации обучения.
- Технологии учебного сотрудничества
- Метод проектов как педагогическая технология
- Концептуальные основы и содержание учебно-методических комплектов и вариативных программ начального образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Учебный план. Примерные программы. Учебники. Общая характеристика УМК «Школы России», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Школа 2100», «Дидактическая система Л.В. Занкова», «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова».
Современное качество образования предполагает ориентацию образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей».
Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что необходимо перейти от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной.
Изменения, происходящие сегодня в системе российского образования, предполагают обновление качества образования. В статье 14 Закона РФ «Об образовании»записано: «Содержание образования в школе должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения».
В «Стратегии модернизации содержания общего образования»обозначены обновленные цели общего образования:
-развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
-умение отстаивать свои права;
-готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
-толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с- людьми разных культур, языков и религий;
В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования. В связи с этим, на современном этапе развития образования целесообразно освоение и использование учителем наиболее эффективных приемов, методов обучения и воспитания младших школьников на основе личностно-ориентированного обучения через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении младших школьников. Одним из эффективных методов обучения и воспитания является интерактивный метод.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал. Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.