Понятие о коррекционной педагогике, её объект, предмет и задачи. Принципы и основные направления коррекционно-педагогической работы
Современная коррекционная педагогика как отрасль педагогической науки имеет своей основой дефектологию, но при этом ее объект и предмет несколько шире, чем у дефектологии. Дефектология является наукой о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. Аномальные дети – это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Дефектология включает: тифлопедагогику– воспитание и обучение слабовидящих и слепых людей; сурдопедагогику – воспитание и обучение слабослышащих, глухих и глухонемых людей; логопедию – воспитание и обучение людей с нарушениями речи; олигофренопедагогику – воспитание и обучение людей с недостатками и отклонениями в умственном развитии, а также имеет отрасли, изучающие нарушения опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, и др.
Другим (альтернативным) названием дефектология=специальная педагогика.Это - теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.
В отечественной педагогике в последнее время более употребительным становится термин «коррекционная педагогика». Для термина «аномальные дети» также вводится ряд альтернативных понятий: дети с особенностями психофизического развития, с отклонениями в развитии, лица с ограниченными возможностями здоровья и др. Коррекционная педагогика изучает особенности образования людей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии. Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию
Предмет коррекционной педагогики - процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление у них отклонений в развитии и поведении
Предмет коррекционной педагогики– это виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии (дефект) .
К наиболее общим задачам коррекционной педагогики относят:
· разработка концепций о сущности нарушений психофизического развития, путей их компенсации и коррекции;
· разработка методов педагогического изучения детей и установление оптимальных условий для их развития;
· определение целей, задач и основных направлений деятельности специальных коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков;
· научно-методическая поддержка действующей системы учреждений специального образования (обновление содержания образования, создание коррекционно-развивающих программ и т.п.);
· разработка технологий, методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность;
· создание учебно-методической базы для подготовки учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизическом развитии и девиациями в поведении;
· изучение, обобщение и внедрение в практику передового пед-кого опыта.
Специальные понятия коррекционной педагогики. Под дефектом обычно понимают физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Недостаток определяется как неблагоприятное состояние, вызванное инвалидностью. Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности выполнять какую-либо деятельность в соответствии с нормой.
«Аномальное» развитие – это развитие, отклоняющееся от нормы, от общей закономерности. Строго научного понятия «норма личности» не существует. Между нормальным типом поведения и патологическим (болезненным) находится множество переходных форм. У практически здорового ребенка могут наблюдаться проявления, состояния, формы поведения, отклоняющиеся от нормы. Это так называемые факторы риска, существующие в каждом возрастном периоде. Их коррекция – обязанность педагога.
К основным понятиям коррекционной педагогики : Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Биологическим основаниемкоррекции являются процессы компенсации. Компенсация - процесс возмещения недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.
Понятия коррекции и компенсации связаны с понятием реабилитации. Реабилитация– есть система мер по обеспечению и/или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. В частности социальная реабилитация - это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребенка с отклонениями в развитии или поведении в социальную среду, в адекватные взаимоотношения со сверстниками и общественно полезную деятельность.
Адаптация– процесс приспособления индивида к изменившимся условиям или преодоление им возникающих трудностей. Школьная адаптация – процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.Напротив, дезадаптация– это состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности.
Коррекционно-педагогическая работа выступает той составной частью учебно-воспитательного процесса, которая направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
На современном этапе выделяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы: корректирующие воздействия на ребенка средовыми (природными, социальными) факторами; коррекционная направленность учебного процесса; специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий; психогигиена семейного воспитания. Указанные направления коррекционно-педагогической работы реализуются с учетом следующих ее принципов.
· Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
· Принцип единства диагностики и коррекции.
· Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
· Принцип деятельностного подхода.
· Принцип комплексного использования методов и приемов коррекции.
· Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения..
Педагогическая коррекция осуществляется как общими методами воспитания (убеждение, беседа, упражнение, пример, поощрение, наказание, переключение, естественных последствий и др.), так и специальными мето-дами: метод возмещения, метод коррекции через труд и др. Широко применятся также и методы психологической коррекции: методики, основанные на самовнушении и внушении; методики, обучающие управлению собой, укреплению своего нервно-психологического здоровья, рефлексии; методики групповой психокоррекции, в том числе разыгрывания ролевых ситуаций; и др.
Продуктивными технологиями воспитательно-коррекционной работы являются индивидуальное, групповое, семейное социально-педагогическое консультирование; индивидуальная или групповая психологическая терапия, а также социально-педагогическая поддержка. Все названные выше методы, методики и технологии коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения личностного развития и поведения, направлены на развитие представлений о себе, своем будущем, формирование ценностных ориентаций и нравственных норм, коррекцию самооценки, агрессивности, развитие навыков взаимодействия с другими людьми. Это, в свою очередь, будет способствовать социальной реабилитации и интеграции детей в социум.
Вопрос №40.