Дидактика как педагогическая теория обучения
Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения.
Существует множество определений понятия «дидактика»:
- это теория обучения и образования
- это искусство обучения
- это теория деятельности обучения
Объект дидактики - процесс обучения.
Предметом дидактики выступают:
- обучение как средство образования и воспитания
- закономерности, принципы обучения, методы, формы, средства обучения
- процесс взаимодействия преподавания и учения
- процесс преподавания и условия, необходимые для его протекания
Дидактика выполняет следующие функции:
· Объяснительная - изучение закономерных связей между различными сторонами процесса обучения, раскрытия сущностных характеристик структурных и содержательных элементов процесса обучения.
· Преобразовательная – практическая функция
· Нормативно-прикладная - определение содержания, возможных методов и средств обучения, конструирование новых образовательных технологий.
Дидактика решает следующие задачи:
1. Отвечает на вопросы «зачем», «чему» и «как» необходимо учить
2. Описывает и объясняет процесс и условия обучения
3. Исследует сущность, закономерности и принципы обучения в связи с воспитанием и развитием личности
4. Определяет педагогические основы содержания образования
5. Разрабатывает новые системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения
6. Конструирует системы диагностики, контроля и оценки образовательных результатов
7. Предсказывает и прогнозирует результаты на основе разных концепций образования
Современная дидактика имеет развитый понятийный аппарат. Основные понятия дидактики:
Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Закон – необходимое, существенное, устойчивое отношение между явлениями; один из компонентов логической структуры педагогической науки, который отражает объективные, внутренние, существенные и относительно стойкие связи педагогических явлений.
Закономерности – объективные, существенные, повторяющиеся связи между составными частями процесса обучения.
Принципы – руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.
Содержание – (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений, навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.
Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения связанна с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п. Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д. Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Контроль – выявление, измерение и оценивание ЗУН учащихся. Проверка – определение уровня и качества обученности учащихся, объема их учебного труда, внутренних приращений. Оценка – устные или письменные характеристики, систематизированные по определенным параметрам. Отметка – условное обозначение оценки в виде буквы, числа, кодовых сигналов.По ширине охвата изучаемой действительности, дидактика бывает:
· Общая дидактика (отрасль педагогики) – исследует процесс обучения вместе с факторами, которые на него влияют, условиями, в которых он протекает, результатами, к которым он приводит.
· Частная дидактика (теория обучения отдельным учебным предметам) – методики преподавания; изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания учебных предметов, каждый из которых имеет свою методику.
Под дидактической системой понимают: характеристику смысла образования и системы общедидактических понятий и компонентов.
Элементы ДС:
· Цель
· Содержание
· Форма
· Методы
· Средства
· Система контроля результатов.
Ученые выделяют три дидактические концепции:традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Такое подразделение объясняется тем, что в каждой группе по-разному понимается процесс обучения.
В традиционной системе обучения (17-19вв) главенствующей ролью является роль учителя, преподавание. Основу данной системы являются работы таких педагогов: в отечественной дидактике: 18в. Система обучения М.В. Ломоносова, 19в. Свободная школа ЛН. Толстого, 19в. Дидактика П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, В.П. Вахтерова; в зарубежной дидактике: 12в. Я. Коменский, 18-19в И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег.Например, дидактику И. Гербарта характеризуют такие слова, как «деятельность учителя», «управление», «руководство учителя», «регламентация», «правила», «предписания» и т. д. Структура традиционного обучения включает в себя четыре ступени:
– изложение;
– понимание;
– обобщение;
– применение.
Логический смысл процесса обучения состоит в том, что движение происходит от предоставления материала учащимся через его объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний.
И. Гербарт стремился систематизировать и организовать деятельность преподавателя, что было достаточно важным для дидактики.
Но уже к началу XX в. традиционная система подверглась критике. Причиной этого была ее авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов учащихся, от жизни, так как такая система обучения лишь передает учащемуся готовые знания, не способствуя при этом развитию его мышления, активности, творчества, следовательно, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в XX в. появляются новые технологии.
К новым технологиям относится педоцентрическая концепция(1-пол.20в)дидактика прогрессивистов.Главная роль в данной концепции отводится учению – деятельности ребенка. Основой педоцентрической технологии стала система американского педагога Д. Дьюи – создание условий для развития врожденных способностей детей, обучение на основе их личного опыта; С. Френе – в основе лежит самовыражение и саморазвитие ребенка; О. Декроли – самообучение и моральное самосоовершенствование ребенка; Р. Штейнер – «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки,а также трудовая школа Г. Кершенштейнаи В. Лая.Свое название система получила из-за того, что Дьюи говорил о том, что данную концепцию нужно строить, основываясь на потребностях, интересах учащихся, их способностях, при этом стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения учащихся, когда процесс обучения носит спонтанный, самостоятельный, естественный характер, а получение умений и навыков происходит через непосредственную деятельность, т. е. обучение через выполнение действий. Однако такой вид обучения стал приводить к снижению уровня обучения, случайному отбору материала, утрате систематичности в обучении, переоценке спонтанной деятельности детей.
Современная дидактическая система строится на том, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. В основе современной дидактической концепции лежат такие направления, как программированное, проблемное, развивающее обучение, гуманистическая психология, когнитивная психология, педагогическая технология, педагогика сотрудничества.
Цель современных дидактических систем заключается не только в формировании знаний, но и в общем развитии учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умениях, удовлетворении познавательных и духовных потребностей учеников.
Структура обучения:
-ощущение трудности
- формулировка проблемы
- выдвижение и апробация гипотезы
- обобщение
- применение
Современная (20в)происходит переход от рецептивно-отражательного к конструкторско-деятельностному построению обучения. Отечественная дидактика:
· Шацкий С.Т. – реализация принципа связи обучения с жизнью и окружающей средой
· Бригадно-лабораторный метод обучения
· Программированное обучение (Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько)
· Щедровицкий Г.П. – мыследеятельностная педагогика , ОДИ
· Проблемное обучение – М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин
· Развивающее обучение – Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов
· Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, Ю.К. Бабанский, В.К. Дьяченко, Т.И. Шамова - авторы отдельных дидактических и методических направлений
Зарубежная дидактика:
· Программированное обучение Б.Ф. Скинер, Н.А. Кроудер
· Проблемное обучение В. Оконь, Ч. Куписевич
· Продуктивное обучение И. Бом, Дж. Шнайдер
· Модель обучения как «развертывающаяся история» К.Иган
· Модель обучения как естественно-научного исследования Дж.Шваб
· Учебный процесс на основе рефлексирующего жизненного опыта учащегося Д. Клоб, Д. Броуд, Р. Кеор.