Сновные категории педагогической этики

КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ- это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны морали и составляю­щие теоретический аппарат педагогической этики [109].

В истории этики основными категориями обычно считались понятия доб­ра, долга, добродетели, совести.

В современной педагогической этике выделяются такие категории, как:

■ педагогическая справедливость,

■ профессиональный педагогический долг,

■ профессиональная честь и совесть,

■ достоинство,

■ педагогический авторитет,

■ самодисциплина.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ- понятие морального соз­нания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в пе­дагогической деятельности. Понятие «справедливость» включает соотноше­ние между достоинством всех участников педагогического процесса и их правами и обязанностями. Педагогическая справедливость побуждает учите­ля быть объективным, не поддаваться эмоциям и сиюминутным выводам, о чем В. Соловьев писал: «Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим».

Известный немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860) полагал, что чувство справедливости восходит к чувству сострадания. Именно это чувст­во, по его мнению, удерживает человека от нанесения обид другому лицу, от эгоизма, равнодушия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГ.В данном понятии фиксируются служебные обязанности. Их осознание побуждает личность относиться к своему делу с наибольшей ответственностью. Про­фессиональный педагогический долг понимается как превращение требова­ний нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу каждого педагога. Категория долга тесно связана с такими понятиями, характеризующими моральную деятельность учителя, как ответственность, самосознание, совесть, мотив. Профессиональный долг педагога основыва­ется на осознании морального долга: это ориентация на безусловное уваже­ние личности ребенка и требовательности к нему, утверждение гуманности и соблюдение морально-правовых норм, регулирующих процесс воспитания и обучения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ.В данном понятии выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости составляет основу профессионального достоинства лично­сти, самооценку ее деятельности. Профессиональная честь - это понятие мо­рального сознания (сходно с категорией «достоинство»). Понятия профес­сиональной чести и профессионального достоинства дополняют друг друга, помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравст­венности в конкретных условиях той или иной профессии. Понятие профес­сиональной чести предписывает нормативные требования к поведению и предполагает в отношении к личности ту меру уважения, которую он заслу­жил со стороны всех участников педагогического процесса - учителя, уча­щихся, родителей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОВЕСТЬ.Совесть есть самооценка лично­сти своих помыслов, чувств, поступков через призму высших ценностей. Со­весть активизирует нравственную жизнь человека, она является важным «ме­ханизмом» утверждения добра, справедливости. Профессиональная совесть -это категория этики, отражающая взаимосознание и моральную ответствен­ность личности перед самим собой; внутренняя потребность поступать спра­ведливо. Совесть - наиболее совершенная форма самоконтроля. Профессио­нальная совесть учителя - это субъективное осознание им своего долга и от-

ветственности перед учениками.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ.Основывается на принципе един­ства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога за­висит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравст­венного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся. «Дейст­вительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, -указывал А.С. Макаренко, - на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспи­тание». Доброжелательность и искренность - неотъемлемые черты автори­тетного педагога.

Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного автори­тета.

Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонст­рации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспи­танников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности ребенка свойственны такому педагогу. Общение с классом приобретает формально-бюрократический характер.

Авторитет педантизма. У такого учителя существует система мелоч­ных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к ученикам не согласуются со здравым смыслом. Воспитанники теряют уве­ренность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.

Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспи­танников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать учеников. На красноречие такого педа­гога воспитанники быстро перестают обращать внимание.

Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих учите­лей в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепроще­ние приводят к игнорированию всех указаний учителя, над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как соотносятся между собой понятия «этика», «мораль», «нравствен­ность», «педагогическая этика»? Что объединяет эти понятия? Составьте схему этих понятий.

2. Раскройте понятийный аппарат «педагогической этики»: предмет, зада­чи, функции, основные методы исследования.

3. Восстановите в памяти общую историческую картину развития этико-педагогической мысли с античности до наших дней.

4. Проанализируйте понятия: «педагогическая справедливость», «про­фессиональный педагогический долг», «совесть» и др., приведенные в п. 1.4. Найдите общие педагогические понятия, связывающие данные термины пе­дагогической этики с терминами теории воспитания.

5. Необходимо ли было Робинзону Крузо, находящемуся на необитаемом острове, следовать принципам морали? Обоснуйте ответ.

6. Каковы функции профессиональной морали? В чем сущность профес-

сиональной этики?

7. Существует мнение, что тот, кто добр, - свободен: от корысти, от страха, от условностей. Справедливо ли обратное утверждение: кто свободен, тот добр?

8. Раскройте смысл основных категорий педагогической этики.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте сообщение на одну из тем:

«Этика: становление и современность» (при подготовке сообщения ис­пользуйте пособие: Попов Л.А. Этика: Курс лекций. М.: Центр, 1998.- С. 10-27, 30-32),

«Этические идеи средневековой педагогики» (при подготовке сообщения используйте учебное пособие: Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997.- С. 39-43),

«Основные положения педагогической этики в деятельности В.А. Сухо-млинского» (при подготовке сообщения используйте книги данного автора: Как воспитать настоящего человека. М., 1989; Сердце отдаю детям. М., 1989).

2. Выделите основные положения педагогической этики, имевшей место в деятельности учителей-новаторов (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин и др.).

3. Групповой анализ предложенной ситуации:

- анализируя взгляды ваших сокурсников на описанную ситуацию, от­метьте внешние и внутренние мотивы такого поведения ребенка и взрослого,

- сравните, если это возможно, вашу реакцию в такой ситуации с позици­ей поведения вас как ребенка и как воспитателя.

«Это было в 6 классе (сложный период для нашей страны, большинство то­варов приобреталось по талонам, в том числе и школьные тетради. На каждого ученика было положено определенное количество тетрадей на четверть. На их покупку каждая школа выдавала талоны со штампом своей школы. Но тетрадей все равно не хватало). Наш класс дежурил по школе. Меня и еще одну девочку по­просили что-то взять в учительской. Мы зашли в учительскую, там никого не бы­ло. На столе мы увидели штамп нашей школы. У нас сразу появилась мысль вос­пользоваться этой ситуацией. Мы взяли по листку бумаги и стали ставить штампики... Мы очень увлеклись и не заметили, как в учительскую вошла учитель­ница и увидела нас за этим занятием.

Она поругала нас, но не грубо. Затем отобрала листки со штампиками и от­правила нас на дежурство. Я испытывала стыд, боялась, что учительница всем расскажет о нашем проступке. Но она никому не сказала. Меня еще долго мучила совесть, но я благодарна учительнице, что она промолчала.

Я и теперь думаю, что поступила тогда нехорошо. Но сама жизненная си­туация того времени толкнула нас на этот проступок. Видимо, учительница это тоже понимала, в какой-то мере в душе нам сочувствовала, поэтому, наверное, никому об этом не сказала».

ЛИТЕРАТУРА 2, 17, 21, 33, 37, 40, 46, 47, 50, 76, 77, 81, 84, 98, 99, 101, 103, 104, 105, 106, 109,126.

Наши рекомендации