Сновные категории педагогической этики
КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ- это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны морали и составляющие теоретический аппарат педагогической этики [109].
В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра, долга, добродетели, совести.
В современной педагогической этике выделяются такие категории, как:
■ педагогическая справедливость,
■ профессиональный педагогический долг,
■ профессиональная честь и совесть,
■ достоинство,
■ педагогический авторитет,
■ самодисциплина.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ- понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности. Понятие «справедливость» включает соотношение между достоинством всех участников педагогического процесса и их правами и обязанностями. Педагогическая справедливость побуждает учителя быть объективным, не поддаваться эмоциям и сиюминутным выводам, о чем В. Соловьев писал: «Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим».
Известный немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860) полагал, что чувство справедливости восходит к чувству сострадания. Именно это чувство, по его мнению, удерживает человека от нанесения обид другому лицу, от эгоизма, равнодушия.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГ.В данном понятии фиксируются служебные обязанности. Их осознание побуждает личность относиться к своему делу с наибольшей ответственностью. Профессиональный педагогический долг понимается как превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу каждого педагога. Категория долга тесно связана с такими понятиями, характеризующими моральную деятельность учителя, как ответственность, самосознание, совесть, мотив. Профессиональный долг педагога основывается на осознании морального долга: это ориентация на безусловное уважение личности ребенка и требовательности к нему, утверждение гуманности и соблюдение морально-правовых норм, регулирующих процесс воспитания и обучения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ.В данном понятии выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости составляет основу профессионального достоинства личности, самооценку ее деятельности. Профессиональная честь - это понятие морального сознания (сходно с категорией «достоинство»). Понятия профессиональной чести и профессионального достоинства дополняют друг друга, помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравственности в конкретных условиях той или иной профессии. Понятие профессиональной чести предписывает нормативные требования к поведению и предполагает в отношении к личности ту меру уважения, которую он заслужил со стороны всех участников педагогического процесса - учителя, учащихся, родителей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОВЕСТЬ.Совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших ценностей. Совесть активизирует нравственную жизнь человека, она является важным «механизмом» утверждения добра, справедливости. Профессиональная совесть -это категория этики, отражающая взаимосознание и моральную ответственность личности перед самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо. Совесть - наиболее совершенная форма самоконтроля. Профессиональная совесть учителя - это субъективное осознание им своего долга и от-
ветственности перед учениками.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ.Основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся. «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, -указывал А.С. Макаренко, - на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание». Доброжелательность и искренность - неотъемлемые черты авторитетного педагога.
Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.
Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности ребенка свойственны такому педагогу. Общение с классом приобретает формально-бюрократический характер.
Авторитет педантизма. У такого учителя существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к ученикам не согласуются со здравым смыслом. Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.
Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать учеников. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.
Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих учителей в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепрощение приводят к игнорированию всех указаний учителя, над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Как соотносятся между собой понятия «этика», «мораль», «нравственность», «педагогическая этика»? Что объединяет эти понятия? Составьте схему этих понятий.
2. Раскройте понятийный аппарат «педагогической этики»: предмет, задачи, функции, основные методы исследования.
3. Восстановите в памяти общую историческую картину развития этико-педагогической мысли с античности до наших дней.
4. Проанализируйте понятия: «педагогическая справедливость», «профессиональный педагогический долг», «совесть» и др., приведенные в п. 1.4. Найдите общие педагогические понятия, связывающие данные термины педагогической этики с терминами теории воспитания.
5. Необходимо ли было Робинзону Крузо, находящемуся на необитаемом острове, следовать принципам морали? Обоснуйте ответ.
6. Каковы функции профессиональной морали? В чем сущность профес-
сиональной этики?
7. Существует мнение, что тот, кто добр, - свободен: от корысти, от страха, от условностей. Справедливо ли обратное утверждение: кто свободен, тот добр?
8. Раскройте смысл основных категорий педагогической этики.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Подготовьте сообщение на одну из тем:
«Этика: становление и современность» (при подготовке сообщения используйте пособие: Попов Л.А. Этика: Курс лекций. М.: Центр, 1998.- С. 10-27, 30-32),
«Этические идеи средневековой педагогики» (при подготовке сообщения используйте учебное пособие: Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997.- С. 39-43),
«Основные положения педагогической этики в деятельности В.А. Сухо-млинского» (при подготовке сообщения используйте книги данного автора: Как воспитать настоящего человека. М., 1989; Сердце отдаю детям. М., 1989).
2. Выделите основные положения педагогической этики, имевшей место в деятельности учителей-новаторов (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин и др.).
3. Групповой анализ предложенной ситуации:
- анализируя взгляды ваших сокурсников на описанную ситуацию, отметьте внешние и внутренние мотивы такого поведения ребенка и взрослого,
- сравните, если это возможно, вашу реакцию в такой ситуации с позицией поведения вас как ребенка и как воспитателя.
«Это было в 6 классе (сложный период для нашей страны, большинство товаров приобреталось по талонам, в том числе и школьные тетради. На каждого ученика было положено определенное количество тетрадей на четверть. На их покупку каждая школа выдавала талоны со штампом своей школы. Но тетрадей все равно не хватало). Наш класс дежурил по школе. Меня и еще одну девочку попросили что-то взять в учительской. Мы зашли в учительскую, там никого не было. На столе мы увидели штамп нашей школы. У нас сразу появилась мысль воспользоваться этой ситуацией. Мы взяли по листку бумаги и стали ставить штампики... Мы очень увлеклись и не заметили, как в учительскую вошла учительница и увидела нас за этим занятием.
Она поругала нас, но не грубо. Затем отобрала листки со штампиками и отправила нас на дежурство. Я испытывала стыд, боялась, что учительница всем расскажет о нашем проступке. Но она никому не сказала. Меня еще долго мучила совесть, но я благодарна учительнице, что она промолчала.
Я и теперь думаю, что поступила тогда нехорошо. Но сама жизненная ситуация того времени толкнула нас на этот проступок. Видимо, учительница это тоже понимала, в какой-то мере в душе нам сочувствовала, поэтому, наверное, никому об этом не сказала».
ЛИТЕРАТУРА 2, 17, 21, 33, 37, 40, 46, 47, 50, 76, 77, 81, 84, 98, 99, 101, 103, 104, 105, 106, 109,126.