Теоретические основы трудового воспитания дошкольников. Задачи трудового воспитания дошкольников

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.Значение труд.воспитания:Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения егостановятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.А.Коменский, Дж.Локк, И.Г.Пестолоц-ци, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях(Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.И.Логинова, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева, А.Д.Шатова и др.).Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности. Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста: I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь. 2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности. 3.Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,готовности принять участие в труде. 4.Формирование навыков организации своей и общей работы. 5.Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ТРУД.ВОСП-Я В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.: в младшей гр.:воспитание к трудовым действиям взрослых;приобщение к труду;воспитание преодолевать трудности. В средней гр.: формирование самостоятельности к самообслуживанию,формирование навыков коллективного труда. В старшей гр. : воспитание желания выполнять трудовые действия систематически;воспитание трудолюбия.

34. Труд по самообслуживанию: задачи, содержание, методика руководства в разных возрастных группах

САМООБСЛУЖИВАНИЕ- это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигие­нические правила. Специфика: перед ребенком всегда ставится кон­кретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необ­ходимо для него; результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности. Значение: -трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда; -приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками; -очевидна его жизненная необхо­димость, направленная на удовлетворение повседневных личных по­требностей ребенка; -приучает к систематическому труду; дети на­чинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; -воспитывается отри­цательное отношение к безделью и лени; -дети впервые устанавлива­ют известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обя­занности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приоб­ретают умение действенно заботиться о своих близких; -дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не об­ременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды. Содержание:в младших группах учат де­тей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно оде­ваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотен­цем, садиться за столтолько с чистыми руками; дети средней груп­пы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одева­нии, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей; в старшем дошкольном возрасте большое значение придается длительным обязан­ностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относить­ся к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, включа­ют в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Методы: показ каждого трудового действия и его последовательности подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, само­оценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произ­ведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

35. Хозяйствено-бытовой труд: задачи, содержание, методика руководства в разных возрастных группах.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД -поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комна­тах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных про­цессов.Значение:имеет такое свойство,какцикличность.В процессе его не только повторяются трудовые операции,но и возникают типично жизненные ситуации.При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий,умение устанавливать правильные деловые отношения,организованность,желание работать для всех.Постоянное выполнение подобных дел,особый эмоциональный настрой способствуют формированию трудолюбия, настойчивости,упорства,доброжелательного отношения к окружающим.Такой труд создаёт большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда:рациональной организации индивидуальной и коллективной работы,предварительного её планирования,умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания,бережного отношения к ним,стремления сделать работу хорошо и своевременно.В процессе х-б. труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам,умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его. ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА:у ребёнка на 3-ем году жизни формируются предпосылки,обеспечивающие возникновение трудовой деятельности:представления о бытовом труде взрослых,умение выполнить элементарное трудовое задание,совершать результативные действия и т.д. Дети должны уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых в семье,детскомсаду,наулице.Наряду с формированием представлений о бытовом труде взрослых детей привлекают в качестве помощников.Всё это способствует овладению детьми трудовыми навыками,готовит их к более сложной трудовой деятельности в дальнейшем. Воспитатель,формируя элементарные трудовые навыки,опирается на большое стремление малышей к активности,самостоятельнойдеятельности,на их желание подражать взрослым.Задача воспитателя-поддерживать и поощрять настойчивое «я сам!», а также научить детей цеденаправленномудействию.Наиболее приемлемой здесь оказывается индивидуальная форма организации труда.Особое внимание воспитатель уделяет показу и объяснению,как надо выполнять то или иное действие.Приобщая малыша к труду,важно,чтобы он видел и цель действия,и результат работы.В формировании действий,необходимых для элементарного участия в х.-б.труде,воспитатель использует игры-занятия(«Как игрушки убежали от Коли»),игры-упражнения. ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА:Систематическое приобщение детей начинается с этого возраста. У детей от 3 до 4 лет предусматривается дальнейшее расширение и углубление знаний о хозяйственно-бытовом труде взрослых в детском саду и семье.Воспитатель обращает внимание на трудовые операции,надействия,необходимые в работе.Вместе с тем дети должны наглядно видеть результат труда.Воспитатель учит детей называть трудовые действия взрослых. Основное внимание педагог направляет на более широкое вовлечение детей в х.-б.труд.Малыши убирают с пола бумагу и мусор,вешаютполотенца,подметают на веранде пол,собирают листья на участке,сметают со скамеек снег.Так воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в помещении и на участке.Важной задачей в работе с детьми является обучение их трудовым действиям,совершенствование навыков. Воспитатель,используя индивидуальную форму работы-поручение, показывает и объясняет ребёнку,что,в какой последовательности и как нужно делать,чтобы добиться нужного результата.Детальныйпоказ,точное объяснение каждого приёма,действия-всё это в совокупности обеспечивает освоение навыка работы.СРЕДНЯЯ ГРУППА: содержание х.-б. труда усложняется в основном за счёт увеличения количества процессов этого труда(стирают кукольную одежду,моютигрушки,накрывают на стол,подготавливают материалы к занятиям). Это требует от ребят знания конкретных приёмов и операций,умения пользоваться ими в нужной последовательности.Систематическое включение детей в х.-б.труд позволяет воспитывать привычку в трудовому усилию и такие качества личности,как самостоятельность, проявление заботы друг о друге,оказание услуги взрослым,стремление сделать для них что-то приятное.Важно учить понимать,что главным в достижении результата являются не столько личные интересы,личныепотребности,сколько потребности детского коллектива ,а также окружающих взрослых.Поэтому при организации х.-б. труда в средней группе воспитатель, поддерживая личную инициативу,личный мотив в процессе работы,стремится по возможности его изменить,придать ему общественно значимый смысл. Участие детей в выполнении трудовых задач общественного характера часто зависит от их желаний.Это обязывает педагога позаботиться в первую очередь о выполнении тех поручений,которые для ребят наиболее желанны.Наиболее доступной формой организации такого труда для детей 5-ого года жизни являются дежурства. Воспитатель внимательно наблюдает,как ребята относятся к выполнению своих первых общественных обязанностей,как у них складываются взаимоотношения со сверстниками. Включение детей в общую работу,создание разнообразных жизненных ситуаций при её выполнении позволяет воспитателю постепенно переключать ребят с деятельности,вызванной личными мотивами,надеятельность,мотивом которой оказывается помощь товарищу,взрослому. При организации х.-б. труда в ср.группе также нужно использовать игру. Для осмысления детьми значимости х.-б. труда в воспитат.работе используют соответствующую литературу. СТАРШАЯ ГРУППА: во время обедадети раздают третье блюдо,няне помогают после еды со стола убирать посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки,стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в еженедельной уборке групповой комнаты; убирают постель. Дети должны делать это аккуратно, старательно. Повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода,оборудованием труда: мыть и сушить его после пользования, хранить в порядке и в определённом месте. На 6-ом году жизни дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками элементарного планирования и организации бытового труда. У детей 6-ти лет формируют умение дежурить: накрывать на стол, раскладывать материалы и пособия для занятий и убирать по окончании; всех детей привлекают к еженедельной уборке групповой комнаты. Они выполняют некоторые постоянные обязанности( убирать свою постель, игрушки, накрывать на стол). Одновременно с поддержанием у детей интереса и уважения к бытовому труду взрослых воспитатель решает задачу формирования обобщённых представлений о том,что каждый должен трудиться для других. В работе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В привлечении к х.-б. труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям выполнить какую-то работу. Основная форма организации х.-б. труда- включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. ПОДГОТОВИТ.ГРУППА. Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, умению сговариваться, изучать последовательность работы, распределять обязанности, подбирать и рационально использовать оборудование. Активное участие детей 7-ого года жизни в х.-б. труде осуществляется одновременно в 2-ух направлениях: через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнение поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели деятельности, полезной окружающим. Задача педагога- воспитывать и поддерживать у детей положительно-эмоц.отношение к х.-б. труду.Эта задача успешно решается,если, включая детей в х.-б. труд, им дают почувствовать,что их труд нужен всем,т.к. они создают чистоту и красоту окружающей обстановки.В работе с детьми следует практиковать включение их в такую работу, результаты которой важны для сотрудников детского сада. Чтобы дети научились по собственной инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения х.-б. труду на первых порах давать им конкретные трудовые задания,поручения.Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научатся выполнять их самостоятельно. Важным фактором воспитания у детей интереса к х.-б. труду явл. общение их в процессе совместной деятельности. Приучая к систематическому х.-б. труду, надо чаще использовать игровые формы его организации.

36. Труд в природе: задачи, содержание, методика руководства в разных возрастных группах.

Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физич.развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет и для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде,как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребёнок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Системетическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им радость . Труд в природе способствует и развития наблюдательности детей, воспитывает у них интерес к сельско-хозяйственному труду и уважение к людям,которые им занимаются.Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.Существуют различные формы организации трудовой деятельности. В практике детских садов широкое распространение получила организация фронтальных трудовых процессов, проводимых в виде занятий ( в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб,посеву, уходу за огородом,сбору урожая). Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата. ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА. Возможности детей этого возраста крайне ограничены, трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями,происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует у них необходимые умения, ставит перед детьми умственные и практические задачи. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач, направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий; объяснение сочетает с восприятием, действиями и речью самих ребят. Педагог должен предлагаемое содержание делать для детей наглядным, а требования предъявляемые им, доступными и понятными. Существенную роль в приобщении детей к труду играет ознакомление со свойствами природных материалов.Во время наблюдений за живостными детям дают простейшие поручения по уходу за ними. Малыши должны знать и уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых.Этому способствуют серии последовательных разнообразных наблюдений, проводимых с подгруппами детей. Для ребёнка постепенно приобретает значение содержательная сторона деятельности.Можно предложить некоторым детям помочь воспитателю.Постепенно воспитатель приобщает малышей к выполнению простейших поручений. ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.У детей воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за живостными и обучают элементарным правилам её выполнения.С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года. Поэтому знания об их жизни могут быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в уходе за ними.Выполнение несложных поручений становится повседневным.Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, т.к. эта работа доступна маленьким детям по содержанию и физическим усилиям. Обучение детей уходу за растениями начинают с процесса полива, с усвоения детьми приёмов этой работы: правильно держать небольшую леечку,носиком лейки упираться в край горшка. Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь уже систематический характер. СРЕДНЯЯ ГРУППА.У детей воспитывают устойчивый интерес к педметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными. Воспитатель организует наблюдения детей в природе, руководит ими,учит детей сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных.В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия.Вначале к работе он привлекает по желанию 2-3 детей, а затем они работают поочерёдно. Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания ( заготовить воду для поливки,посмотреть,съеден ли корм животными). Умеющим доводить начатое дело до конца дают более сложные поручения ( ложечкой насыпать корм рыбкам,полить растения).Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде.Выполнение индивидуальных заданий и поручений повышает самостоятельность, воспитывает инициативу детей в использовании полученных знаний и умений.Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того ,что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия. Необходимо заботиться о том,чтобы малыши испытывали радость о труда. СТАРШАЯ ГРУППА.Необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья для сжигания, свозить ботву в ямы, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников;принимать посильное участие в заготовке кормов для животных и птиц, овощей и фруктов на зиму дома.Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц, ухаживать за обитателями уголка природы,выращивать для них корм .Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы , сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике.Рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду,вцветнике.Рыхлитьземлю,поливать,прореживать,пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай-летом. Уметь правильно пользоваться лопатой,совком,граблями,лейкой. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ: детей приучают к более сложным формам трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело ,развивают интерес и любовь к труду, стремление настойчиво добиваться результатов в труде,имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умение сговариваться, распределять обязанности.Развивается желание браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, не избегая неприятной работы. Дети 6-7 лет должны без напоминания взрослого определять необходимость поливки растений. Продолжают обучать приёмам содержания растений в чистоте: пыль смывать тряпочкой только с плотных, гладких листьев, растения с нежными и ворсистыми листьями обрызгивать. Не вызывает у ребят затруднений и рыхление.Прежде чем рыхлить, они внимательно осматривают поверхность земли в горшке, ищут на ней трещины, заплывчатость, отставание земляного кома от стенок горшка.Дети 7 лет овладевают правильными приёмами рыхления: стараются держать палочку не в кулаке и не как карандаш,а брать её сверху. В старшем дошк.возрасте для повышения самост-ти и ответственности за качество работы можно применять разделение труда.В первых работах по подготовке почвы разделение труда строится по процессам-это простая форма организации труда,когда подгруппы детей выполняют определённый объём однотипной работы.По мере овладения детьми всем процессом следует применять разделение труда внутри процесса- это более сложная форма и результативная форма.При этом каждый участник должен хорошо знать весь процесс, значение и место каждого приёма. Тогда он будет понимать,что успех всей работы зависит от коллективных усилий, от правильного и ответственного выполнения её каждым.

Наши рекомендации