Виды воображения и способы создания творческих образов

Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов. По признаку активности различают активное и пассивное воображение.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи, связано с выполнением конкретной практической деятельности. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее виды воображений.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное отображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись и т.д.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Так, воссоздающее воображение помогает рабочему выполнить трудовые операции согласно чертежу или схеме. Наладчик станков, выслушав жалобы на неисправность машин, представляет те узлы механизма, где возможно найти повреждение, и на основании этого строит план устранения неисправности.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема и т.п.). Это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов. Простейшей формой синтезирования новых образов воображения является агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, кентавр и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна).

Другим приемом воображения является гиперболизация – преувеличение или уменьшение предметов (великан – огромный как гора, и мальчик с пальчик), изменение количества частей предмета и их смещение (многорукие богини в индийской мифологии и т.д.).

Аналитическим процессом создания образов можно считать акцентирование – подчеркивание тех или иных черт.

Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры.

Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. Так были созданы многие приборы и орудия труда (например, локатор-аналог с органами ориентации летучей мыши, клещи и грабли – аналог руки человека и т.д.).

В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения – типизации. Типизация – воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов. Здесь воображение особенно тесно смыкается с мышлением.

Воображение является существенной составной частью творческого процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или иной прием создания творческих образов используется в зависимости от цели, стоящей перед человеком, материала, содержания фантазии, богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большее значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности – акцентирование, типизация, в литературном труде – типизация.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Благодаря этой способности человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. В случае пассивного воображения имеется отрыв (полный или почти полный) от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не реализованы в жизни, намечаются программы поведения, которые не осуществляются и не могут быть воплощены. В этом случае человек может намеренно, а иногда невольно временно уходить в область далеких от действительности представлений.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

В психологии принято выделять произвольное и непроизвольное воображение. Непроизвольное воображение возникает в связи с теми или иными восприятиями помимо воли человека. Это происходит главным образом при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, в полудремотном состоянии, состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д. Преднамеренное, целенаправленное использование человеком соответствующих элементов своего опыта и реконструкция их в новых образах называется произвольным воображением (так, в результате произвольного воображения создаются литературные образы, новые модели различных предметов и т.д.). Для него характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и в то же время – эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечта, воображение полезны лишь тогда, когда они повседневно связывают желаемое будущее с настоящим. Если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в заместителя действия и переродиться в мечтательность, фантазию.

В зависимости от вида ощущений, лежащего в основе образов, создаваемых воображением, обычно различают у людей зрительный, слуховой, моторный и зрительно-слухо-моторный, т.е. смешанный тип образов. Чисто зрительный, чисто слуховой или чисто моторный тип встречается редко. Большинство людей обладает смешанным типом воображения, т.к. в жизни мы опираемся одновременно на зрительные, слуховые и моторные ощущения. При этом часто встречаются люди с доминированием какого-то одного из типов воображения.

У разных людей воображение во многом определяется областью их профессиональной деятельности и доминирующими потребностями. Направленность личности как бы создает очаги повышенной восприимчивости и в этой области находятся наиболее яркие и разнообразные представления личности.

Развитое воображение является одним из факторов, определяющих деятельность людей, занятых в сфере сервиса, т.к. оно является непременным условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к самому себе и другим людям. Чуткость в отношении к людям, такт в подходе к ним невозможны без воображения. Чтобы быть чутким, умеющим своевременно выразить участие в проблемах, волнующих клиентов, нужно на основе знаний о жизни и характере человека вообразить его душевное состояние в данный момент.

Яркость, сила воображения также в значительной степени обусловлены эмоциональной сферой. Таким образом, воображение наряду с другими познавательными процессами играет важную роль в профессиональной деятельности и непременным условием его развития является творческий подход работников к выполнению своих служебных обязанностей (рис. 9).

Виды воображения и способы создания творческих образов - student2.ru

Рис. 9. Виды воображения

Вопросы для самопроверки:

1. Какую роль воображение играет в жизни человека?

2. Охарактеризуйте активное и пассивное воображение.

3. Чем отличается воображение от восприятия и памяти?

4. Что общего и в чем различие между мышлением и воображением?

5. Назовите приемы создания творческих образов воображения.

Виды воображения и способы создания творческих образов - student2.ru
Глава 7. Мышление

Понятие о мышлении

Человек познает окружающий мир (вещи, явления, других людей) и самого себя для того, чтобы, выполняя различные виды деятельности (игровую, учебную, трудовую, общественную) и воздействуя на эти объекты, добиваться каких-то определенных общественно и личностно значимых целей. Ощущения, восприятия и представления совместно с непроизвольным вниманием и наглядно-образной памятью дают человеку сведения о конкретных объектах и их непосредственно познаваемых свойствах. Эти формы психического отражения представляют собой чувственные основы познания человеком объективной действительности. Но такого знания отдельных предметов и явлений реального мира недостаточно для того, чтобы ответить на три кардинальных вопроса, возникающих при решении любой практической задачи: «Что и как делать в сложившейся ситуации и что должно получиться в результате действия?»

Ответить на эти вопросы нам помогает мышление.

Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания человеком действительности?

Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано; оно отражает мир в его существенных связях и отношениях, его многообразных опосредованиях. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве.

В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств. Поэтому мышление определяют как обобщенное отражение действительности. Отсюда следует, что важнейшим признаком мышления является обобщенность. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта одного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. Этот опыт закреплен с помощью языка в устной и письменной речи (в лекции, которую читает преподаватель; инструктаже, который дает мастер при выдаче задания; содержании учебников по данному предмету). Поэтому мышление обобщает познание многих людей.

В процессе мышления субъект использует различного рода средства, вырабатываемые человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, образы и представления, модели, схемы, символы, знаки, язык. Опора на культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.

Следовательно, вторым важным признаком мышления является опосредованность отражения деятельности в нем, позволяющая выявить и понять то, что непосредственно не действует на анализаторы, а становится доступным сознанию только благодаря косвенным признакам, часто полученным при посредстве приборов. Так, например, о протекании процессов на химических комбинатах операторы судят по показаниям приборов.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи которой нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые, чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет уровень их развития.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследо-вательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление можно определить как психический процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Для человеческого мышления существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественно-историчес-кой жизни, закономерности психики людей. Источником мыслительной деятельности является практика. Любые виды деятельности людей требуют решения мыслительных задач.

Так же как для ощущений, восприятий, для мышления практика является критерием истины. Обобщения и выводы, которые делает человек исходя из общих положений, проверяются практикой, которая вносит поправки в мыслительную деятельность. Практика есть также область применения результатов мыслительной деятельности. В свою очередь практическая деятельность человека вне мышления невозможна. Оно необходимо как для планирования деятельности, так и для ее выполнения и контролирования.

Наряду с понятием «мышление» в психологии используется термин «интеллект». Что это такое? Если мышление представляет собой процесс решения задач с целью получения новых знаний и создания чего-либо, то интеллект – это характеристика общих способностей, необходимых для решения таких задач.

Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные, и практические задачи, т.е. обладает мышлением во всех трех названных областях. Односторонне интеллектуально развитым будет такой человек, чьи мыслительные способности в основном проявляются только в одной из перечисленных областей человеческой деятельности: в логике мышления или умении выражать мысль в слове, манипулировании образами или практических действиях с реальными материальными предметами.

Интеллектуальные способности человека проявляются по-разному. Продукты словесно-логического мышления – это прежде всего научные знания. Результатами интеллектуальной деятельности в форме образного мышления становятся произведения искусства, карты, чертежи, схемы и т.п. Продуктами практического мышления человека логично мыслящего, художественно одаренного, становится мир материальной культуры, созданный людьми. Все, чем богат и живет современный человек, есть результат разнообразной интеллектуальной деятельности его самого и многих предыдущих поколений.

Виды мышления

В жизни человеку приходится решать задачи, различные по содержанию и значению. Вследствие этого в различных жизненных ситуациях люди используют тот или иной вид мышления. На рисунке 10 показаны основные виды мышления. Рассмотрим их.

Виды воображения и способы создания творческих образов - student2.ru

Рис. 10. Виды мышления

Теоретическое понятийное (абстрактное) мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Основной фактор успешного решения задач с помощью абстрактного мышления – полнота и надежность информации. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи. Оба рассмотренных вида мышления в действительности, как правило, сосуществуют. Они дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Так, например, водитель устанавливает неисправность при внезапном прекращении работы двигателя. Он проверяет последовательно состояние узлов, обеспечивающих нормальную работу двигателя, прежде всего проверяет показания приборов, затем – целостность свечей и состояние контактов в прерывателе-распределителе, потом проверяет работу насоса подачи топлива и т.д. В данном виде мышления задача представлена в наглядной форме. Способом решения ее будет практическое действие. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть.

Отдельные виды мышления постоянно взаимопереходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и теоретическое понятийное мышление, когда содержанием задачи являются схемы и графики. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления.

Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

Формы мышления

Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это форма мышления, отражающая общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Понятие может быть конкретным и абстрактным. Когда из всех признаков предмета выделяется определенная совокупность признаков, характеризующая именно этот предмет или группу ему подобных, то мы имеем дело с конкретным понятием. Таковы понятия: «город», «идея», «общество» и т.д.

Если же отвлечение выделяет в предмете один какой-нибудь признак и делает этот признак предметом изучения, рассматривает его как особый предмет, то возникает понятие абстрактное. Таковы понятия: «доблесть», «равенство», «честность» и т.д.

Понятия могут быть единичными и общими. Единичным называется понятие, которое может быть отнесено только к одному-единственному предмету независимо от того, к какому классу принадлежит этот предмет. Так, единичными понятиями будут: «Курская битва», «озеро Байкал» и т.д.

Общим называется понятие, которое относится не к одному предмету, а к классу предметов, притом к любому предмету этого класса. Примеры: «самолет», «государство», «предприятие», «институт» и т.д.

Отличительными особенностями понятия от представления является то, что представление всегда есть образ, а понятие – это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные, и несущественные признаки, в понятии сохраняются лишь существенные признаки.

Понятие является и более обобщенным отражением, поскольку включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предметов, а то, что является общим для всех предметов данного класса. Понятие является обобщенным отражением и потому, что оно обычно результат познавательной деятельности не отдельного человека, а практической и теоретической деятельности многих людей. В силу последнего обстоятельства понятие имеет и характер всеобщности. Действительно, даже общие представления у разных людей различны, понятия же всех людей одинаковы.

Однако между представлениями и понятиями нельзя провести резкой границы. Представления, становясь все более и более обобщенными (так, например, схематичные), преобразуют признаки понятия, а понятия, становясь более конкретными, приближаются по содержанию отраженного к представлениям. Понятия, выработанные обществом в процессе исторического развития, усваиваются в процессе индивидуального развития человека.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Психика есть функция мозга», «Все металлы электропроводны». К от-рицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Ни один жир не растворится в воде».

В зависимости от того, относится ли то, что мы утверждаем или отрицаем, к одному предмету, к некоторым предметам известного класса или к каждому предмету, суждения будут единичными, частными или общими.

Единичное суждение – «Этот человек никогда не пойдет на обман».

Частное суждение – «Некоторые металлы тяжелее воды».

Общее суждение – «Всякое тело, погруженное в жидкость, испытывает давление снизу вверх, равное весу вытесненной им жидкости».

В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными.

Истинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Истинным является высказывание: «Масса – мера инертности».

Ложное суждение, наоборот, выражает такую связь между объективными явлениями, которая в действительности не существует, например, «Не все люди смертны». Истинность суждений проверяется практикой.

Форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется умозаключением.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Например, если известно, что все сланцы горючи (общая, или большая посылка), и что «данное вещество является сланцем» (частная, или меньшая, посылка), то можно умозаключить, «что данное вещество горюче (третье суждение выведено из первых двух).

Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Пример: «Все металлы – электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно».

На основе подобных способов и формул рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности. По мере такого сопоставления осуществляется проверка всех основных мыслей, возникающих в процессе обдумывания постепенно решаемой задачи.

Таким образом, силлогизм и все остальные логические формы совершенно необходимы для нормально­го протекания мыслительной деятельности.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений – индуктивным и дедуктивным. Индукция – это способ рассуждения от более частных суждений к более общему суждению, установление общих правил и законов на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Индукция начинается с накопления знаний о возможно большем числе в чем-то однородных предметов и явлений. Обобщая сходные факты (например, что медь, железо, олово, серебро и др. металлы проводят электричество), мы делаем утверждение о принадлежности данного признака всем предметам, входящим в данный класс (в нашем примере заключаем, что все металлы электропроводны).

Дедукция – это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. Пример дедуктивного умозаключения: «Все металлы электропроводны. Железо – металл. Следовательно, железо электропроводно».

Операции мышления

В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация и систематизация.

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Стол, например, можно расчленить на такие части, как крышка, ножки, ящики, распорки и т.д. При знакомстве детей с каким-нибудь растением им предлагают показать его часть (ствол, ветви, листья, корни). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим).

Синтез – это мысленное объединение частей, свойств, действий – в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому предмету или явлениях. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. Например, при химическом соединении кислорода и водорода получается вода.

Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой. Так, например, при заучивании какого-то материала учащийся сначала прочитывает его весь, а затем осуществляет выделение отдельных смысловых кусков, т.е. анализирует текст.

После этого составляет план для запоминания – это уже операция синтеза. Преобладание анализа или синтеза в мышлении может быть обусловлено как характером материала и условиями задачи, так и умственным складом человека.

Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому; например, одного карандаша к другому и т.п. Так происходит процесс сравнения, когда мы измеряем пространство или взвешиваем тяжести. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; непосредственным и опосредованным.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки, имеющиеся в яблоках, грушах и т.п. соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом «фрукты». Мыслительная деятельность всегда направлена на получение результата. Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. Психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их развития. Обобщение вовсе не предлагает отбрасывания специфических особенных свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных связей. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Так, мы можем говорить о зеленом цвете как о цвете, благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, которые окрашены в зеленый цвет. Или мы говорим о чувстве ответственности как важнейшем качестве не какого-то конкретного рабочего, инженера, служащего, а каждого человека. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, ширины, количества, стоимости и т.д.

Конкретизация – это мысленный переход от обобщенного знания к единичному, отдельному случаю. Для этого снова необходим анализ этого частного случая, выделение в нем таких признаков, которые соответствуют определенному правилу, понятию, закону. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон. Отсут-ствие конкретизации приводит к формализму знаний, оторванности их от жизни.

Все указанные мыслительные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и пр.

Систематизация, или классификация предметов или явлений есть мысленное распределение их по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом.

Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации. Можно, например, разбить учащихся в группе по успеваемости, дисциплине, активности в общественной работе и другим признакам.

Наши рекомендации