Методика изучения басен в начальной школе

Басня — это один из видов лирико-эпического литературного жанра. Она представляет собой краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в иносказательной форме, изображающий человеческие поступки и отношения. Действующий лицами в басне наряду с людьми выступают животные, растения, вещи и т.п. Характерной особенностью басен является то, что в них содержится афористически сформулированный вывод, мораль, нравоучение, которое может и подразумеваться.

Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.

В 2 классе учащиеся знакомятся с прозаическими баснями Л. Толстого “Муравей и голубка”, “Садовник и сыновья” и басней К. Ушинского “Солнце и радуга”. В этих трех баснях действующими лицами являются и люди, и птицы, и явления природы. Сюжет их прост, состоит из двух-трех эпизодов с острой ситуацией и быстрым развитием действия, что позволяет второклассникам ярко представить себе происходящее и определить свое отношение к персонажам.

Психологические и педагогические исследования показали, что детям восьми лет сложно понять аллегорический смысл басен, да это и не нужно стремиться делать при “изучении произведений данного жанра. Еще К. Д. Ушинский, изучая усвоение басни детьми младшего школьного возраста, говорил: “...иная басня... есть в то же время прекрасный, характеристический рассказ из жизни животных. На этой оболочке и должен остановиться преподаватель”. Именно такой подход к изучению басен во IIклассе и должен принять за основу учитель.

Первая басня, с которой знакомятся второклассники, — “Муравей и голубка” Л. Толстого. Это несложное произведение напоминает собой сказку и довольно легко воспринимается и осмысливается детьми. Беседы с учащимися после чтения басни свидетельствуют о том, что все второклассники уясняют предметную сторону произведения, т. е. последовательность событий, соотносят поступки с действующими лицами.

С помощью учителя дети должны понять и подтекст басни, т. е. внутреннее содержание произведения, -которое кроется за событиями и поступками героев. В беседе после чтения басни из ответов учащихся на вопросы: почему голубка бросила ветку муравью? Почему муравей укусил охотника? — выявляется характер поступков героев и то, почему они совершаются. Затем поступки героев оцениваются детьми. Объясняя мотивы поступков героев, учащиеся говорят чаще всего так: “Муравей помог голубке потому, что она спасла его от гибели”.

В дальнейшей работе необходимо подвести детей к раскрытию смысла басни, помочь им понять, ради чего совершается поступок героя, выразить к нему свое отношение. Уясняя главную мысль произведения, учащиеся делают вывод о том, что “нужно помогать тем, кто находится в беде”.

Необходимо отметить, что в этой басне обобщающий вывод имеет непосредственно очевидный характер.

Как видим, во 2 классе содержание басен и работа с ними не требуют понимания аллегорического смысла. Вполне достаточно, чтобы второклассники поняли конкретные события, которые описываются в произведении, и главную его мысль, т. е. сделали вывод, вытекающий из этих событий и поступков персонажей.

Несколько иной характер носит работа с баснями в III классе. В нее входят: предварительная беседа, выразительное чтение басни учителем, объяснение непонятных слов и оборотов ср их смысловым разбором, чтение басни учащимися, заключительная беседа. Третьеклассники знакомятся с тремя баснями И. Крылова: “Стрекоза и Муравей”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Чиж и места? Ответы детей выявят понимание ими событийной стороны басни. После самостоятельного чтения учащиеся рассматривают рисунок к басне, говорят, что на нем изображено, какие строчки из басни к нему можно подобрать. Благодаря наглядному изображению некоторые не совсем понятные слова, например поклажа, становятся детям доступными. После этого особое внимание уделяется работе над смыслом слов и некоторых выражений басни. Язык басен Крылова насыщен диалектными словами, выражениями, меткими изречениями и дает интересный материал для обогащения активного словаря учащихся новыми словами и понятиями. При объяснении лексического значения слов учащиеся могут пользоваться различными способами: в одних случаях это может быть подбор синонима или синонимического выражения, в других — обращение к контексту, в третьих — обращение к составу слова и т.д.

К этой басне дается интересная работа по замене детьми басенных выражений синонимичными (данная работа проводится на следующем уроке или на этапе закрепления чтения басни). Третьеклассники находят синонимические выражения к таким словосочетаниям, как а возу всё нет ходу (воз не двигается с места), из кожи лезут вон (очень стараются), объясняют понимание выражения Да только воз и ныне там (так и не сдвинули с места воз). Объяснение последнего выражения явится опорным для нескольких вопросов — в плане понимания идейной стороны басни: что же помешало Лебедю, Щуке и Раку повезти воз с поклажей? Подтвердите ваш ответ строчками из басни. Как вы думаете, почему Крылов, рассказывая историю про Лебедя, Щуку и Рака, употребляет в начале басни выражение Когда в товарищах согласья нет...?

Учащиеся должны понять, что мораль басни отчасти раскрывает ее аллегорию еще и тем, что в этих строчках (первых трех) выражена главная мысль произведения. Здесь же подбором синонимических выражений учащиеся выясняют строки На лад их дело не пойдёт (не будет ладиться), И выйдет из него не дело, только мука (ничего не сделают, а только намучаются) и по просьбе учителя приводят очевидные примеры, когда дело у нескольких человек будет ладиться, спориться.

Затем учитель ставит перед учащимися цель: самостоятельно несколько раз прочитать басню и подготовиться к ее выразительному чтению.

Для того чтобы дети смогли выразительно прочитать басню, учитель предлагает им условно разделить ее на части:

• мораль басни (читают как совет писателя людям);

• экспозиция (три строчки и завязка), повествующая о начале события (читают, как бы рассказывая какую-то историю);

• развитие действия (учащиеся интонацией показывают, что действия героев бесполезны, читают строчку медленно, с досадой);

• кульминация (выделяют слова, на которых нужно повысить голос и остановиться,— Лебедь — облака, Рак — назад, Щука — воду);

• развязка.

4 класс — новая ступень в работе учащихся над жанром басни. Некоторые из названных выше этапов урока могут опускаться в зависимости от содержания и идейного значения басни. Так, при знакомстве детей с басней И. Крылова “Слон и Моська” приводятся в систему знания учащихся, о басне как о литературном жанре. С помощью учителя третьеклассники вспоминают, что такое басня, какие басни они читали, читают запомнившиеся басни наизусть.

Басню “Слон и Моська” четвероклассники читают после небольшой предварительной словарной работы, которая способствует более глубокому проникновению в смысл текста.

Работа над текстом басни начинается с выявления тех эмоциональных реакций, которые она вызвала у детей. Содержание басни вызывает у ребят смех, они чувствуют ее глубокий подтекст. При этом преобладает эстетическое восприятие текста: понимая смысл произведения, учащиеся стремятся осознать его художественную функцию, учатся за словами видеть образ, реальную жизнь.

Голубь”, аллегория (иносказание) которых составляет их специфику. За конкретными образами героев и их действиями учащимся необходимо понять и осознать мораль этих басен.

Во вступительной беседе учитель рассказывает о том, какого рода произведения можно отнести к этому жанру, дает краткие сведения о И. Крылове как о великом баснописце, истинном патриоте своей Родины, которым высмеивал в своих баснях людские пороки, учил уважать в человеке лучшие его качества.

Начинать работу лучше с басни “Чиж и Голубь”, так как основные ее смысловые отношения вытекают из наглядного содержания. А поскольку она близка басне Л. Толстого “Муравей и голубка”, то дети пересказывают содержание последней, вспоминая вывод: “Помогай товарищу, если он в беде”.

Затем учитель читает басню И. Крылова “Чиж и Голубь”.

При работе над текстом басни учителю не нужно в первую очередь стремиться раскрыть ее аллегорический смысл, поскольку детей привлекает в ней, прежде всего живописность сцен, выражений, образы. Поэтому работа над этой басней вначале ведется как над рассказом или сказкой из жизни животных; внимание учащихся концентрируется на образах двух персонажей - Чижа и Голубя.

После чтения басни важно выяснить характерные особенности и поступки героев, ведя третьеклассников от сюжетной основы баски: “Что случилось с Чижом? А что произошло с Голубем?) к мотивам поступков героев (как отнесся Голубь к беде Чижа? Как он вел себя по отношению к Чижу?”. Например, ответы детей на последние вопросы были такими: “Голубь был бесчувственный”; “Он не сочувствовал беде, в которую попал Чиж”; “Голубь самоуверенный, он не думал, что с ним тоже может случиться беда, и издевался над Чижом”.

После оценки поведения героев дети выражают свое и авторское отношение к Чижу и Голубю. Подтверждая текстом свои суждения, третьеклассники отмечают, что уже в первой строчке басни автор с сочувствием относится к беде Чижа: западню он называет злодейкой, а Чижа -бедняжкой.

Заключительная сцена и авторская оценка поведения Голубя, по сути, и являются моралью басни, которая в значительной степени раскрывает ее аллегорию. Поэтому после выяснения поступков героев и их оценки выявляется идейный смысл басни: друг познается в беде. Здесь очень важно заострить внимание детей не на отрицательных явлениях, которые учащиеся должны осудить, а на положительном выводе, вспомнив еще раз басню Л. Толстого “Муравей и голубка”: “Что же нужно сделать, когда у товарища беда? Какую помощь вам приходилось оказывать товарищам, родителям?”, т. е. содействовать тому, чтобы третьеклассники могли в качестве примера привести свои жизненные ситуации и оценить их.

Следующим этапом работы над басней является выразительное чтение, способствующее более глубокому пониманию и осознанию прочитанного. Предварительно прочитав басню про себя, учащиеся под руководством учителя выявляют интонацию каждой логически законченной части, соответствующей смысловому содержанию. Так, они говорят, что первую строчку нужно читать обычной интонацией, как бы рассказывая о происходящем. Выражая свое сочувственное отношение к Чижу (вторая строчка басни), ребята подчеркивают, что И. Крылов не случайно употребил слова рвался и метался. Именно они помогают ярче представить безвыходное положение Чижа. Определяя интонацию слов Голубя, ребята сообщают, что их нужно прочитать с чувством хвастовства, насмешливо, а предположение - Не провели бы так меня: за это я ручаюсь смело — самоуверенно, ведь И. Крылов говорит, что Голубь издевался над Чижом. В строке ан смотришь, тут же сам запутался в силок третьеклассники определяют ударное слово сам, повышением голоса подчеркивая, что именно Голубь, а не кто иной запутался в силок. Заключительные слова басни ребята прочитывают нравоучительно.

Следующая встреча учащихся с басней Крылова “Лебедь, Щука и Рак” должна дать им более глубокое представление о специфических особенностях басни. В этой басне так же, как и в предыдущей, в роли персонажей выступают животные. Третьеклассники могут прослушать басню по фонохрестоматии и ответить на вопрос: почему Лебедь, Щука и Рак не могли сдвинуть воз

Обращаемся, прежде всего, к образным представлениям, возникшим у детей при чтении басни: какой вам представляется Моська? У значительного числа учащихся появляется абстрактный образ Моськи. “Нечто маленькое, неприятное”,— говорят дети. В своих высказываниях дети осуждают заносчивость, глупость и тщеславие Моськи. Таким образом, идя от первичного восприятия текста к более осознанному его осмыслению, учащиеся глубже проникают в тот подтекст, который заложен в идейном содержании басни.

Самостоятельно готовясь к выразительному чтению басни по ролям, учащиеся думают над тем, как вела себя Моська со Слоном, и подбирают соответствующие интонации для чтения: как уговаривала ее шавка? Огорчилась ли Моська, что Слон ее не замечал? Какой смысл вложил автор в две последние строчки басни?

Читая басню по ролям, каждый исполнитель стремится наиболее полно почувствовать и передать внутреннее состояние персонажа в данной ситуации, оттенками голоса показать те чувства, которые он испытывает.

Обобщая ответы детей, учитель еще раз подчеркнет сатирическую направленность басни, указывающую на аллегорию и мораль. Дома детям предлагается выучить басню наизусть.

Вторая басня, с которой знакомятся четвероклассники,— “Ворона и Лисица”. Она более сложна по замыслу и своим художественно-изобразительным средствам. Поэтому для ее полного понимания необходимы подготовительная работа, предварительное объяснение незнакомых слов и обязательное прочтение басни учащимися про себя.

Понимание ключевых слов басни — лесть, льстец, царь-птица, вещунья, каркать, подбор к ним синонимического ряда слов поможет учащимся еще глубже приоткрыть ее подтекст.

После того как дети прочитали басню, они слушают ее в исполнении мастеров художественного слова или учителя.

Затем можно предложить учащимся понаблюдать за языком этой басни и определить, каким настроением она проникнута, какие слова, и с какой целью подбирает автор для описания Вороны и Лисицы. В результате работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что все изобразительные средства (эпитеты, сравнения, значительное употребление глаголов, определяющих мгновенно происходящее действие, и т. д.), употребленные автором, направлены на то, чтобы вскрыть такие пороки, как лесть и честолюбие. Смеясь на Вороной, И. Крылов осуждает существующие людские пороки, показывает, как можно пострадать из-за стремления к почестям и славе, из-за любви к похвалам.

Оставшаяся часть урока может быть посвящена составлению кадров диафильма при помощи приема устного словесного рисования. Учащимся можно предложить нарисовать 10—11 рисунков, соответствующих определенным строчкам текста, и подписать их словами из басни. Такую работу лучше всего выполнять коллективно, по группам: каждая группа делает по 3 — 4 рисунка. На следующем уроке представители каждой группы выразительно читают текст, иллюстрируя его нужным рисунком. Жюри из одноклассников оценивает работу каждой группы.

Басня “Кукушка и Петух”, заключающая изучение этого литературного жанра в начальных классах, идентична по замыслу некоторым изобразительным средствам и идейной направленности басне “Ворона и Лисица” Поэтому работу над ней необходимо вести в сравнительном плане, отдавая инициативу высказываниям детей.

Прочитав самостоятельно басню “Кукушка и Петух”, учащиеся находят слова в тексте, в которых заключена мораль басни. При этом они поясняют, какие человеческие пороки осуждает автор в данном произведении.

Затем учащимся предлагается сделать сравнительный анализ басен “Ворона и Лисица” и “Кукушка и Петух”, в частности, показать, что общего в действиях Кукушки, Петуха и Лисицы, т. е. чем они похожи.

Особое внимание необходимо уделить ее языковому анализу, способствующему проникновению учащихся не только в подтекст произведения, то и в творческую лабораторию писателя.

Найдите слова и выражения, употребленные автором для выявления характерных особенностей персонажей басни. С помощью каких слов показана все более возрастающая лесть героев?

Понимаются ли эти слова в прямом смысле или имеют подтекст, переносный смысл? Каким образом автор добивается этого?

Дети отмечают, что характерной особенностью героев этих басен является неискренность, желание угодить друг другу, чрезмерная лесть. Они видят, что, высмеивая эти черты характера, Крылов таким обычным словам, как голубушка, носок, голосок, глазки, милый, красавица, придает особый иронический оттенок. Употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для того, чтобы ярче, выпуклее показать лесть и угодничество героев. Учащиеся замечают и то, как постепенно нарастает в словах фальшь, лесть героев.

Затем дети читают басню по ролям. На дом им предлагается прочитать одну из басен И. Крылова, С. Михалкова, которые не изучались в классе.

Обобщая знания детей о басенном жанре, учитель на следующем уроке предлагает ребятам такие вопросы: чем отличается басня от стихотворения и сказки? Что может быть общего у этих произведений? Какие крылатые слова из басен стали пословицами? Что высмеивают в своих баснях современные писатели, в частности С. Михалков?

Как видим, в систему изучения жанра басни в начальных классах положены основные принципы дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Учет имеющихся у школьников знаний, умений и навыков и на их основе постановка целевых задач перед чтением произведения. Углубленная логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного, а также перенос действий героев в реальную действительность позволяют учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценивать прочитанное, делать выводы и обобщения, содействуют воспитанию у них высоких нравственных качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщив результаты проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. При обучении младших школьников чтению басен необходимо отбирать для уроков чтения только литературные произведения с явно выраженной спецификой жанра, чтобы обозначение жанра становилось для детей значимым читательским предписанием, определяющим читательские ожидания ребенка в процессе чтения и предотвращающим разочарование читаемым.

2. Для обучения младших школьников чтению басен таким учебным материалом являются отобранные нами классические произведения

И. А.Крылова, составляющие ядро жанра, поскольку именно в них наиболее ярко представлен басенный мир как особая художественная реальность - "мир зла", в котором:

Ø отсутствуют положительные герои, поскольку все они являются носителями качеств, разрушительных и вредоносных либо для других, либо для них самих;

Ø обычно два персонажа, антагонистичных по отношению друг к другу, действуют по законам зла;

Ø образы персонажей обладают устойчивой семантической доминантой и сохраняют максимально проявленные типичные признаки поступков в разных драматических ситуациях;

Ø демонстрация зла нужна для того, чтобы вызвать у читателя отторжение, нежелание жить по законам этого мира.

3. Традиционное структурирование басенного учебного материала для младших школьников нуждается в корректировке: на первом (начальном) этапе оно должно быть тематическим, а на втором (заключительном) этапе учащиеся готовы к восприятию басен, объединенных ведущим басенным образом.

4. Методические рекомендации (или установки), учитывать которые необходимо при обучении чтению басен 8-9 лет, таковы: восприятие басен следует предварять специальным учебным материалом (рассказ, сказка), подготавливающим детей к освоению сложных басенных аллегорий; при изучении басен, объединенных ведущим басенным образом, должна соблюдаться такая последовательность в расположении учебного материала, при которой не нарушается логика эмоциональной оценки читателями поведения основного басенного персонажа; на всех этапах обучения, сохраняя весь арсенал методических средств и приемов, накопленных русской начальной школой при работе с басней, необходимо фиксировать в каждом отдельном случае все основные моменты поведения басенных персонажей в их четкой последовательности; только в этом случае, зафиксировав и запомнив каждую деталь поведения басенного персонажа, дети смогут осознать особенности художественного мира басни и воспринять ее мораль как личностно значимый опыт, а не привычную сентенцию; при обучении детей чтению произведений басенного жанра работу над языком художественного произведения не следует выделять в качестве особого структурного компонента урока: она должна проводиться в течение всего учебного времени на уроке и практически сопровождать каждый структурно выделенный компонент любого занятия; текст басен как художественных произведений, объединенных тематически, лучше читать на уроке по смысловым частям с целью отработки у учащихся привычки непроизвольно предвосхищать дальнейшее содержание читаемого произведения; в этом случае целостность восприятия басни задается предварительной работой детей с внешними приметами (названием, иллюстрациями, оглавлением) детской книги, где помещены басни; а при обучении детей чтению басен, структурированных по ведущему басенному образу, текст басни, читается целиком, т.к. на заключительном этапе обучения у них уже есть первоначальные умения и в области восприятия речи автора, и для внимательного наблюдения за всеми действиями каждого персонажа; обучая учащихся начальных классов читать басни, объединенные ведущим басенным образом, полезно вместе с ними от урока к уроку составлять словарь качеств характера басенных героев, что помогает детям воспринимать и впитывать в себя "устойчивую символику" басенных образов, которой пользуется баснописец.

5. В результате опытно-экспериментального обучения, организованного в соответствии с описанными принципами, у учащихся при восприятии произведений басенного жанра произошли существенные изменения: уже в 3 классе (по системе 1-4) после завершения цикла чтения басен, объединенных тематически, учащиеся в состоянии интуитивно почувствовать специфику художественного басенного мира: они уже не ищут в басне положительных персонажей, которым надо подражать; а затем эти же учащиеся в выпускных классах начальной школы, когда читаются басни, объединенных ведущим басенным образом, уже на этапе подготовки к восприятию текста новой басни могут высказать адекватные жанровой специфике предположения о том, как будут действовать персонажи; после прочтения басен с одним ведущим персонажем учащиеся видят, как постепенно в поступках, в поведении, в отношении к другим персонажам раскрывается данный басенный образ; каждый образ для ребенка-читателя становится многогранным, а отношение к нему задается через его действия, т.е. учащиеся начинают воспринимать и впитывать в себя ту "устойчивую символику" басенных образов, которой пользуется баснописец; постоянная работа на уроке с иллюстрациями в детских книгах (например, сравнение иллюстраций в разных изданиях к одной басне обогащает детей новыми представлениями) дает учителю возможность не просто увидеть, насколько внимательно был прочитан детьми текст, а развивает у детей привычку к вдумчивому чтению и немедленному включению воссоздающего воображения; учащиеся не ограничивается тем, что внимательно рассматривают иллюстрации, приготовленные учителем, но и самостоятельно приносят на урок нужные книги, поэтому при работе с текстом всегда есть возможность сравнить разные издания одной и той же басни; происходят положительные сдвиги и в литературном развитии учащихся: у них возникает не только интерес к жанру, что проявляется в самостоятельном выборе и чтении басен, но и интерес к личности баснописца, а это основа подготовки учащихся к изучению курса литературы в средней школе. Наконец, проведенное исследование показало, какие пробелы в подготовке к работе с баснями как с произведениями художественной литературы, имеющими прежде всего эстетическую, а не только дидактическую ценность обнаруживаются у учителей начальных классов со средним специальным образованием. В своем исследовании мы были вынуждены проводить с учителями специальную работу, нацеленную на преодоление стереотипных установок при восприятии ими басни как жанра, но эта работа не являлась целью нашего исследования и должна стать предметом специального изучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басни Ивана Крылова. В восьми книгах. Сороковая тысяча. Санкт-Петербург. В типографии А. А. Плюшара. 1840. В 8-ю д. л. 300 стр.

2. Белинский В. Г. Иван Андреевич Крылов // Взгляд на русскую литературу. М.: Современник, 1981.- С. 481-505.1 ба.Белинский В.Г. О Крылове. Сборник статей и высказываний. М.: Гослитиздат, 1944. - 71 с.

3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 9 т. М.: Изд-во АН СССР, 1953.

4. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М, Просвещение, 2004г., с. 120-125.

5. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М, 2003г., с. 213.

6. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная дея-тельность и воспитание школьников. М, Просвещение, 2002г., с. 56-68.

7. Гордеев Е. В., Дмитрюк М. В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием//Начальная школа, 2004г. № 3, с. 17-19.

8. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. М.: Книга, 1985. - 284 с

9. Гудзик И . Ф. Книга по чтению. Учебник для 4 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения, К., «Освіта», 2004.

10. Гудзик И . Ф. Книга по чтению. Учебник для 3 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения, К., «Освіта», 2003.

11. Дмитриева Е.Д. Особенности чтения басен И.А.Крылова в школе // Начальная школа. 1969.- N 2.- с. 67-70.

12. Дмитриева Е.Д. Использование звукозаписи при чтении басен И.Крылова // Начальная школа. 1982.- N 3.- с. 37-38.

13. Доманський В.А. "Насмешки вечные." // Всесвітня лігература в середніх навчальних закладах України. 1996. № 6. - с. 29-32.

14. Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педа-гогического мышления. Под ред. А. В. Петровского. , 2004г., с. 22.

15. Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова // Собр. Соч. В 4-х т. Т. 4. М., 1960. - c.402-418

16. Джежелей О. В. О новом курсе "Обучение грамоте в программе "Чте-ние и литература" // Начальная школа, 2004г., №8., с. 14 -19.

17. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М, 2002г., с. 56-61.

18. Ефпосинина Л. А.,Оморокова М. И. Программа "Литературное чтение" I - IV классы //Начальная школа, 2005г., N8, с. 20 -35.

19. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М, Просвещение, 2004г., с. 110-117.

20. Крылов И.А. Басни / Биогр. И.А.Крылова, напис. П.А.Плетневым. -Калининград, 1994. 232 с.

21. Крылов И.А. Басни. Словарь языка басен Крылова. М.: Школа-Пресс, 1996.- 704 с.

22. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. М, Педагогика, 2003г., с. 44-48.

23. Литературное чтение . Программа для общеобразовательных учебных заведений. Под ред. О . В. Джелей, А. А. Емец, с. 1- 21

24. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М, 2004г., с. 17-33.

25. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М, Просвещение, 2003г., с. 22-27.

26. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М, Знание, серия “Педагогика и психология", 2004г. № 2.

27. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний/Под ред. Н. В. Зверевой. М, Педагогика, 2003г., с. 66-68.

28. Развитие творческой активности школьника/Под ред. А. Н. Матюшкина. М, Педагогика, 2004г., с. 12-26.

29. Рациональное сочетание методов развития деятельности школьни-ков/Под ред. Н. П. Пальянова. Томск, 2003г., с. 128.

30. Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку / Для факультетов подготовки учителей начальных школ педагогических институтов. М.: Просвещение, 1965. - 348 с.2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. М, Просвещение, 2004г., с. 70-78.

31. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/Под ред. М. С. Соловейчик. М, Просвещение, 2003г., с. 145.

32. Смирнова З. А. Воспроизводящие и творческие работы учащихся при закреплении материала по русскому языку//Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. Под ред. И. Т. Огородникова. М, 2002г,

с. 76.

33. Трегубова Г. В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка//Начальная школа, 2005г. № 6.

34. Троицкая Т. О. Литературное образование младших школьников// Начальная школа, 2004г., №8, с. 46 - 54.

35. Формирование интереса к изучению у школьников/Под ред. Марковой О. К. М, Педагогика, 2004г., с. 37.

36. Хабиб Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности уча-щихся. М, Педагогика, 2003г., с. 38-42.

37. Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? М, Знание, серия “Педагогика и психология", 2005. № 11.

38. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М, Просвещение, 2004г., с. 79-85.

39. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М, Просвещение, 2003г, с. 137.

40. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М, 2004г., с. 20-27.

41. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей /Сост., предисл., примеч., словарь, подгот. текста Н.Г.Ермолиной.-Новосибирск: Дет. лит., 1994.- 424 с.

Интернет ресурсы:

1) Басня // Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.:1890—1907. http://ru.wikipedia.org/wiki/Энциклопедический_словарь_Брокгауза_и_Ефрона

2) Басни на «Притчи и сказки Востока и Запада» http://www.pritchi.net/modules/arms/view.php?w=sec&idx=9 - русскоязычный сайт, посвящённый коллекционированию басен и притч народов мира

3) Басни. Википедия – свободная энциклопедия. http:// wikipedia.org. – данные соответствуют 30 апреля 2012

4) Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 448 с. Материал взят с сайта http://lib.aldebaran.ru/author/gaidar_egor/gaidar_egor_gibel_imperii/ Данные соответствуют 2006 г.

5)Бедный Д. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. Стихотворения, эпиграммы, басни, сказки, повести (1908 - октябрь 1917)Составление, подготовка текста и вступительная статья А. А. Волкова - М., ГИХЛ, 1953

Материал взят с сайта http://az.lib.ru/b/bednyj_d/text_0110.shtml данные соответствуют 20.09.2004

6) Доля Я. Басня – дело хитрое. Общероссийская газета Честное слово. Сайт http://www.chslovo.com/index.php?idst=3008 – данные соответствуют 20.05.2009

7) Литература конца XIX – начала XX века История русской литературы в четырех томах Том четвертый. Литература конца XIX – начала XX века (1881–1917) Информация об издании Издание: Академия Наук СССР. Институт Русской Литературы (Пушкинский дом) Редакционная коллегия: А. С. Бушмин, Е. Н. Купреянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова, Ф. Я. Прийма, главный редактор Н. И. Пруцков Редактор тома: К. Д. Муратова Рецензенты: В. Я. Гречнев и В. А. Туниманов

На сайте http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/literatura_konca_xix_nachala_xx_veka/read_online.html?page=34

8) Пруцков Н.И. История русской литературы в четырех томах. Том четвертый. Литература конца XIX – начала XX века(1881–1917). Издание: Академия Наук СССР.Институт Русской Литературы – 61 с. http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/literatura_konca_xix_nachala_xx_veka/read_online.html?page=1 - данные соответствуют 2009 г.

9)Третье издание Большой Советской Энциклопедии, представленное на сайте http://bse.sci-lib.com/ было выпущено с 1969 по 1978 годы.

10) Эзоп. Античная басня. Басни Эзоповского сборника. 230 басня – Библиотека Кротова Я. - http://krotov.info/lib_sec/26_ae/aezo/p_01.htm#b230 данные соответствуют 25.05.12

Наши рекомендации