Средства воспитания как педагогическая категория. Многообразие средств воспитания
Средство воспитания — это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей, действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и др.). Средства воспитания воздействуют на воспитуемого сами по себе, также их целенаправленно может использовать воспитатель.
Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом воспитания. Они иллюстрируют явления жизни, инициируют активность воспитуемых, обеспечивают материально-техническую оснащенность, улучшают психологическую атмосферу, выступают инструментами деятельности, подчеркивают скрытую символику деятельности и т.д.
Средства должны отвечать определенным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.
Средства воспитания- это предмет среды, или жизненной ситуации, преднамеренно включенной в воспитательный процесс. Средствами воспитания выступают процессы, явления, ситуации, предметы, которые используются в воспитании детей. К средствам воспитания можно отнести различные виды воспитывающей деятельности (учение, игра, труд, общение, художественная и научная литература, кино, театр, музей, досуговая деятельность, предметы культуры и природы). Они могут быть средствами воспитания, если пронизаны социально ценностными отношениями.
Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания, если с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; она выделена как предмет усвоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной форме); объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанников (П.И. Пидкасистый).
Общению как средству воспитаниябольшое внимание уделяли СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В их опыте решение педагогических задач обеспечивало педагогическое общение. К. Роджерс утверждает, что в результате оценочного общения ребенка с другими людьми возникает и представление о себе, и представления о других, и самооценка. Педагогическое общение как средство воспитания имеет два плана: личностный и функционально-ролевой, обеспечивающих трансляцию не только общесоциального, но и личностного, индивидуального опыта педагога (Н.М. Борытко).
Под учением как средством воспитанияпонимается деятельность ученика, в результате которой осуществляется усвоение знаний, умений и навыков. Учение обеспечивает формирование определённого отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. Учебная деятельность является важнейшим средством воспитания волевых качеств личности (настойчивость, целеустремленность, упорство, последовательность), способствует формированию познавательных, эстетических, эмоциональных, нравственных потребностей, нацеливает на саморазвитие способностей и возможностей личности в коллективе. Среди факторов, усиливающих активизацию учения как средства воспитания Г.И. Щукина выделяет благоприятные отношения, складывающиеся между учителем и учащимися, способствующие развитию активности, самостоятельности школьника, становлению его субъектной позиции.
Игра как средство воспитания.Игровая деятельность в воспитании направлена прежде всего на развитие положительных качеств личности. При этом игра только внешне, формообразующе является коллективной деятельностью, тогда как на самом деле в ней реализуются личностные смыслы учащихся в ходе выполнения конкретных ролевых задач. Результатом совместной игровой деятельности при распределении роли и места в игре отдельной личности является постепенное качественное «наращивание» образовательного продукта. То есть количество совместных усилий группы (коллектива) порождает качественный результат отдельного участника.
Труд как средство воспитания- это деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности для удовлетворения разнообразных потребностей человека. Труд самым тесным образом связан с учением, игрой и общением. Труд как важнейшее средство воспитания:
►вооружает учащихся практическими знаниями, умениями, навыками, помогает уяснить практическую значимость преподаваемых наук;
►психологически и практически готовит к будущей профессиональной деятельности;
►развивает сенсорно-двигательную сферу детей. Особую роль в воспитании играет физический труд, интеллектуальный, душевный.
Художественная литература и искусство как средства воспитания,обращенные к человеку, к внутреннему миру ребенка. Они позволяют добиться не только углубления знаний учащихся, но главное - сделать их открытыми для восприятия научных и художественных ценностей, вызывать эстетические и нравственные переживания, стремление к творческому поиску в собственной деятельности (Г.И. Щукина). Художественная литература и искусство - это особый вид воспитательного воздействия. В художественной литературе жизнь не просто копируется, а преображается, одухотворяется творчеством художника, его особым видением мира. Нравственные ценности - совесть, честь, благородство - развиваются в человеке вместе с отзывчивостью к авторской позиции, его способностью в своем воображении ставить себя на место другого. Уроки литературы, изобразительного искусства, занятия в предметных кружках художественного творчества всегда предполагают диалог, ориентируя учителя на открытое доверительное общение с автором художественного произведения, с учениками, на взаимодействие, результатом которого являются ценностные ориентации, творческое развитие и самореализация учащихся.
Воспитательная эффективность методов, форм и средств воспитания зависит от создания благоприятной эмоциональной обстановки, душевной отзывчивости, отсутствия принуждения, на основе заботы о радостях и бедах каждого ребёнка. Это требует от воспитателя осознанного выбора концепции воспитания.
Классификация средств обучения и воспитания может быть произведена по различным признакам:
- по составу объектов - материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные объекты, препараты, гербарии);
- по сложности - простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети)
- по способу использования - динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
- по особенностям строения - плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);
- по характеру воздействия - визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);
- по носителю информации - бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD, DVD);
- по уровням содержания образования - средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
- по отношению к технологическому прогрессу традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования). Общими для обучения и воспитания являются многие средства формирования личности