Методика коррекционно-педагогической работы при ринолалии

Методика логопедической работы при ринолалии такая же, как и при исправлении дефектов звукопроизношения. Работая с ринолаликом, логопед должен творчески использовать эти приемы. (О.В. Правдина)

В отечественной логопедии разработаны методические приемы по устранению ринолалии следующими деятелями (Е. Ф. Pay, 1933; проф Ф. A. Pay, 1933; 3. Г. Нелюбова, 1938; В. В. Куколь, 1941; А. Г. Ипполитова, 1955, 1963; 3. А. Репина, 1970; И. И. Ермакова, 1984; Г. В. Чиркина, 1987; Волосовец Т. В. 1995).

Все указанные авторы разграничивали два этапа логопедической работы, до операции и после операции.

· Проф. Ф. A. Pay, говоря о дооперационной работе, указывал только на возможность подготовки правильного оформления гласных у ринолалика, которые до того произносились более или менее одинаково. О снятии носового оттенка, по его мнению, можно говорить только в самых легких случаях ринолалии, притом при толчкообразном коротком и сильном выдохе (на твердой атаке) при произношении звуков. Ф. A. Pay предупреждал о трудности постановки звуков до операции и рекомендовал очень осторожный подход.

· Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач (Г.В. Чиркина):

1) нормализацию «ротового выдоха», формирование длительной ротовой струи при произношении всех звуков речи, кроме носовых;

2) овладение артикуляцией всех звуков речи;

3) устранение назального оттенка голоса;

4) дифференциацию звуков с целью предупреждения нарушений звукового анализа;

5) нормализацию ритмико-интонационной стороны речи;

6) автоматизацию приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Решение этих специфических задач возможно при учете закономерностей усвоения правильных навыков произношения.

У детей дошкольного возраста значительная роль принадлежит подражанию, но элементы сознательного усвоения должны присутствовать обязательно. Это связано с тем, что перестройка прочного патологического навыка назального произношения невозможна без активизации всех личностных качеств ребенка, направленности на коррекцию дефекта и без сознательного усвоения новых акустических и двигательных стереотипов речевых звуков.

Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений можно использовать как в дооперационный период, так и после операции.

(Г. В. Чиркина)Логопедические занятия необходимо начинать в дооперационный период, т.к. они предотвращают возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На этом этапе подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вырабатывается направленный ротовой выдох — создаются благоприятные условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции. Через 15—20 дней после операции специальные упражнения повторяются, но основной целью занятий является развитие подвижности мягкого нёба.

· Большую значимость имеет система, разработанная А. Г. Ипполитовой. Эта система высоко результативна при коррекции звукопроизношения у детей, не имеющих отклонений в фонематическом развитии. А. Г. Ипполитова одна из первых рекомендовала занятия в дооперационном периоде. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленная артикуляционной взаимосвязанностью.

Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы языка. Наличие полноценных звуков одной группы является произвольным базисом для формирования следующих. Используются так называемые «опорные» звуки.

Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики, которая сочетается с развитием речевого дыхания ребенка. Своеобразие метода А. Г. Ипполитовой состоит в том, что при вызывании звука первоначальное внимание ребенка направлено только на артикулему.

Содержание логопедических занятий по методике А. Г. Ипполитовой включает следующие разделы:

1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха.

2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных.

3. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат.

4. Формирование мягких звуков.

· И. И. Ермакова (1980) разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса. Ею установлены возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицированы ортофонические упражнения. Специальное внимание уделено послеоперационному периоду и рекомендованы приемы развития подвижности мягкого нёба, предотвращающие его укорочение после хирургической пластики.

Устранение нарушений звуковой стороны речи базируется на тщательном логопедическом обследовании детей.

Устанавливаются наличие и степень нёбно-глоточной недостаточности, рубцовые изменения твердого и мягкого нёба, его длина; характер контакта с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный); зубочелюстные аномалии, особенности моторики артикуляционного аппарата; наличие компенсаторных мимических движений.

Специфика логопедических занятий до операции наиболее полно разработана А.Г. Ипполитовой и И.И. Ермаковой.

До операции целесообразно провести следующую работу:

1) освободить от компенсаторных движений лицевых мышц;

2) подготовить правильное произношение гласных звуков;

3) подготовить правильную артикуляцию доступных согласных звуков.

После операции коррекционные задачи значительно усложняются. Их цель:

1) развить подвижность мягкого нёба;

2) устранить неправильный уклад органов артикуляции при произношении звуков;

3) подготовить произношение всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков).

Специфическими упражнениями при этом являются следующие:

массаж мягкого нёба;

гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

артикуляционная гимнастика;

голосовые упражнения.

Основная их цель состоит в следующем:

увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;

улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

выработать контроль за работой нёбно-глоточного затвора.

После операции (через 15—20 дней) многие специальные упражнения повторяются. Основная их цель в этом периоде — развитие эластичности и подвижности смыкания. В значительном числе случаев возникает необходимость «растягивания» мягкого нёба, так как оно может в послеоперационный период уменьшиться в длину за счет рубцевания.

Для растяжения свежих рубцов применяется прием, имитирующий проглатывание. Одновременно проводится и массаж.

В послеоперационный период необходимо развить подвижность мягкого нёба, устранить неправильный уклад органов артикуляции и подготовить произношение всех звуков без назального оттенка.

Массаж мягкого нёба осуществляется логопедом следующим образом: производятся поглаживающие движения по линии шва вперед-назад до границы твердого и мягкого нёба, а также вправо-влево вдоль границы твердого и мягкого неба. Можно поглаживающие движения чередовать с прерывисто-надавливающими. Основная цель массажа — разминание рубцовой ткани. Воспитатель может помочь логопеду и родителям в выполнении следующих упражнений: глотание воды или имитация глотательных движений; позевывание при открытом рте; полоскание горла теплой водой маленькими порциями; покашливание.

Систематически тренируется четкое, энергичное, утрированное произношение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. Сначала тренируют отрывистое произношение гласных звуков а, э,затем — о, у с утрированной артикуляцией и на твердой атаке. Затем постепенно переходят к четкому произношению звуковых рядов а, э, у, ов разных чередованиях. При этом изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется усиленный ротовой выход. Когда этот навык упрочится, осуществляется переход к плавному произношению звуков. Например Методика коррекционно-педагогической работы при ринолалии - student2.ru Методика коррекционно-педагогической работы при ринолалии - student2.ru . Паузы между звуками увеличиваются до 3 секунд, но при этом сохраняется поднятое положение мягкого нёба, закрывающее проход в носовую полость.

Систематическое их проведение в дооперационный период подготавливает ребенка к операции и сокращает сроки последующей коррекционной работы.

Работа над правильным дыханием. Для формирования правильной ротовой воздушной струи используют упражнения, в которых чередуются вдох и выдох: вдох носом — выдох ртом; выдох носом; вдох — выдох ртом.

При систематичности этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится ею управлять. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движений мягкого нёба.

Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых — нормализация речевой моторики. Известно, что у детей с ринолалией формируются патологические особенности артикуляции, обусловленные особыми анатомо-физиологическими условиями (Л.И. Вансовская). Эти особенности артикуляции заключаются в следующем:

1) высокий подъем языка и смещение его в глубь ротовой полости;

2) недостаточная губная артикуляция;

3) чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.

Установлено, что только сдвиг артикуляции в глубь ротовой полости усиливает назальный оттенок речи. Поэтому устранение названных особенностей артикуляции — важное звено в коррекции дефекта.

Упражнения по дутью должны чередоваться с упражнениями, развивающими губы, щеки, язык, т.е. с так называемой артикуляционной гимнастикой. Наиболее эффективные из них:

надувание обеих щек одновременно;

надувание щек попеременно;

втягивание щек в ротовую полость между зубами;

сосательные движения — сомкнутые губы вытягиваются вперед «хоботком», затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты;

оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов;

«хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях;

оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;

вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;

вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);

при широко раскрытых челюстях втянуть губы внутрь рта, Плотно прижимаясь к зубам;

имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);

вибрация губ;

движение губ «хоботком» в стороны;

сильное надувание щек (губами воздух удерживается в ротовой полости).

Упражнения для языка (сначала выполняются под контролем логопеда):

высовывание языка «лопатой»;

высовывание языка «жалом»;

поочередное высовывание распластанного и заостренного языка;

поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево;

поднимание и опускание задней части языка — кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень языка то поднимается вверх, то опускается вниз;

присасывание спинки языка к нёбу — сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых;

высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба;

присасывание языка к верхней десне с раскрыванием и закрыванием рта;

протаскивание языка между зубами так, что верхние резцы «скоблят» спинку языка;ит.д

Перечисленные упражнения не следует делать все подряд. Каждое небольшое занятие с ребенком должно состоять из нескольких элементов: дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и тренировки в произношении звуков.

Для устранения ринофонии(назализованной фонации) используют комплексный ортофонический метод, требующий участия фониатра, логопеда, педагога. Основная цель — создание или восстановление функциональной связи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Методика разработана Е.С. Алмазовой, Л.И. Вансовской и др.

Задачи логопедической коррекции состоят в следующем:

дифференциация носового и ротового дыхания;

активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки;

вызывание звонкого, громкого, модулированного голоса без носового оттенка;

развитие просодических средств речи;

воспитание слухового контроля за речью.

Предусмотрены два этапа работы, а также индивидуальные и фронтальные виды занятий. Большое значение придается психотерапии, направленной на сознательное и активное включение в процессе коррекции. Широко используются дыхательные упражнения вформе игры. На основном этапе осуществляются развитие высоты голоса(вокальные упражнения); речевое произнесение гласных иих сочетаний; развитие силы голоса(переходы от тихого к громкому произнесению и наоборот); развитие тембра голоса(диапазона и модуляции на материале сочетаний гласных, согласных типа бум-бом, подражание голосам и др.).

Дети с ринолалией, посещающие специальный детский сад, под руководством логопеда овладевают правильным произношением звуков. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально. На индивидуальных занятиях применяются специальные упражнения, направленные на устранение специфических для этой аномалии дефектов.

При составлении индивидуального плана логопед должен придерживаться следующих направлений: нормализация звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития.

Включается ряд специальных разделов:

I. Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назализации при их произнесении.

II. Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (типа ССГ), а также в многосложных словах и в конце фразы.

III. Фонематическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью.

В первом периоде обучения в детском саду на индивидуальных занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков а, э, о, у, ы и согласных п, п; ф, ф; в, в; т, т; постановка и первоначальное закрепление звуков: к,к; х, х; с, с; г, г; л, л; б, б.

Во втором периоде озвучиваются звуки: и; д, д; з, з; ш; р.

В третьем периоде отрабатываются звук ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка.

Большое место отводится дифференциации ротовых и носовых звуков: м — п; м — п; н — д; н — т; м — б; м — б.

В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи специфические дефекты устраняются на индивидуальных логопедических занятиях.

В процессе коррекционной работы над нормализацией фонетической стороны речи необходимо контролировать эффективность логопедических упражнений.

Предложенные Л. И. Вансовской критерии дают возможность более четко расчленить комплексные нарушения речи при ринолалии и оценить коррекционное воздействие по двум аспектам — устранение назализации и дефектов артикуляции.

Установлены следующие оценки речи:

1. Нормальная и близкая к норме, т. е. сформировано звукопроизношение и устранена назализация.

2. Значительное улучшение речи — сформировано звукопроизношение, имеется умеренная назализация.

3. Улучшение речи — сформирована артикуляция не всех звуков, имеется умеренная назализация.

4. Без улучшения — не сформирована артикуляция звуков, сохраняется гиперназализация.

На результативность коррекционного воздействия большое влияние оказывает активное участие родителей в воспитании нормальной речи у детей с расщелиной.

Среди некоторых факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции (возраст, в котором сделана операция, ее качество; возраст, в котором началось логопедическое обучение; продолжительность обучения), выделяется и фактор сотрудничества с семьей ребенка. Логопед инструктирует родителей об используемых приемах коррекции и значительную часть хорошо отработанных упражнений рекомендует для систематического применения в домашних условиях.

ИСТОЧНИКИ

_____________________________

Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ РИНОЛАЛИЕЙ

Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач (Г.В. Чиркина):

1) нормализацию «ротового выдоха», формирование длительной ротовой струи при произношении всех звуков речи, кроме носовых;

2) овладение артикуляцией всех звуков речи;

3) устранение назального оттенка голоса;

4) дифференциацию звуков с целью предупреждения нарушений звукового анализа;

5) нормализацию ритмико-интонационной стороны речи;

6) автоматизацию приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Решение этих специфических задач возможно при учете закономерностей усвоения правильных навыков произношения.

У детей дошкольного возраста значительная роль принадлежит подражанию, но элементы сознательного усвоения должны присутствовать обязательно. Это связано с тем, что перестройка прочного патологического навыка назального произношения невозможна без активизации всех личностных качеств ребенка, направленности на коррекцию дефекта и без сознательного усвоения новых акустических и двигательных стереотипов речевых звуков.

Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений можно использовать как в дооперационный период, так и после операции.

Логопедические занятия необходимо начинать в дооперационный период, т.к. они предотвращают возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На этом этапе подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вырабатывается направленный ротовой выдох — создаются благоприятные условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции. Через 15—20 дней после операции специальные упражнения повторяются, но основной целью занятий является развитие подвижности мягкого нёба.

Специфика логопедических занятий до операции наиболее полно разработана А.Г. Ипполитовой и И.И. Ермаковой.

До операции целесообразно провести следующую работу:

1) освободить от компенсаторных движений лицевых мышц;

2) подготовить правильное произношение гласных звуков;

3) подготовить правильную артикуляцию доступных согласных звуков.

После операции коррекционные задачи значительно усложняются. Их цель:

1) развить подвижность мягкого нёба;

2) устранить неправильный уклад органов артикуляции при произношении звуков;

3) подготовить произношение всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков).

Специфическими упражнениями при этом являются следующие:

массаж мягкого нёба;

гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

артикуляционная гимнастика;

голосовые упражнения.

Основная их цель состоит в следующем:

увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;

улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

выработать контроль за работой нёбно-глоточного затвора.

Массаж мягкого нёба осуществляется логопедом следующим образом: производятся поглаживающие движения по линии шва вперед-назад до границы твердого и мягкого нёба, а также вправо-влево вдоль границы твердого и мягкого неба. Можно поглаживающие движения чередовать с прерывисто-надавливающими. Основная цель массажа — разминание рубцовой ткани. Проводить массаж нужно до еды и с соблюдением гигиенических требований. Полезно также производить легкое надавливание на мягкое нёбо при произношении звука а. Рот при этом должен быть широко открыт. Воспитатель может помочь логопеду и родителям в выполнении следующих упражнений:

глотание воды или имитация глотательных движений. Глотание воды в маленьком объеме вызывает наиболее высокое поднятие мягкого нёба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время поднятого положения мягкого нёба. Детям предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по несколько капель воды;

позевывание при открытом рте;

полоскание горла теплой водой маленькими порциями;

покашливание. Это очень полезное упражнение, т.к. покашливание вызывает энергичное сокращение мышц на задней стенке глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Активное участие движения нёба и задней стенки глотки дети могут ощущать: рука прикасается к гортани под подбородком, и чувствуется подъем нёба.

Произвольное покашливание тренируют до большого числа на одном выдохе, В это время смычка нёба с задней стенкой глотки должна сохраняться, а воздух — направляться через ротовую полость. Первое время рекомендуется производить покашливание с высунутым языком. Затем тренируют покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуется сохранение смычки нёба с задней стенкой глотки, что приучает его активно поднимать мягкое нёбо и направлять воздушную струю через рот.

Систематически тренируется четкое, энергичное, утрированное произношение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. Сначала тренируют отрывистое произношение гласных звуков а, э,затем — о, у с утрированной артикуляцией и на твердой атаке. Затем постепенно переходят к четкому произношению звуковых рядов а, э, у, ов разных чередованиях. При этом изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется усиленный ротовой выход. Когда этот навык упрочится, осуществляется переход к плавному произношению звуков. Например Методика коррекционно-педагогической работы при ринолалии - student2.ru Методика коррекционно-педагогической работы при ринолалии - student2.ru . Паузы между звуками увеличиваются до 3 секунд, но при этом сохраняется поднятое положение мягкого нёба, закрывающее проход в носовую полость.

Перечисленные упражнения дают положительные результаты в дооперационный период и после операции. Они должны проводиться под контролем логопеда постоянно в течение длительного времени. Систематическое их проведение в дооперационный период подготавливает ребенка к операции и сокращает сроки последующей коррекционной работы.

Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. Для формирования правильной ротовой воздушной струи используют упражнения, в которых чередуются вдох и выдох: вдох носом — выдох ртом; выдох носом; вдох — выдох ртом.

При систематичности этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится ею управлять. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движений мягкого нёба. Однако при этом необходимо постоянно контролировать ребенка, т.к. сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Поэтому используются различные приемы контроля: приставляется зеркало к носовым ходам, ватка, полоски тонкой бумаги и т.п.

Формированию правильной воздушной струи способствуют также упражнения, связанные с дутьем. Их нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек подготавливается детьми совместно с родителями из бумаги, ткани (бабочки, вертушки, цветки, метелочки и пр.). Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянной стойке, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатиков и т.д. Такие игрушки должны иметь целевое назначение для занятий по воспитанию правильной речи и извлекаться только на время занятий.

Многие родители совершают ошибку, когда под впечатлением советов логопеда накупают шары, гармошки и дают их ребенку в пользование. Дети далеко не всегда могут надуть шар без подготовительных упражнений и часто не могут играть на губной гармошке. Не имея достаточной силы ротового выдоха, они разочаровываются в этих упражнениях и отказываются их выполнять. Начинать нужно с легких, доступных упражнений, чтобы эффект был легко достижим. Ребенок со слабым ротовым выдохом может сдуть ватку с ладони. Если это не удается, можно закрыть ему ноздри, чтобы он ощутил правильное направление воздушной струи. Затем постепенно освобождают носовые ходы. Часто бывает полезным и такой прием: в носовые проходы вставляют легкие комочки ваты (неспрессованные). Если воздух ошибочно направляется в нос, то они выскакивают, и ребенок сам легко убеждается в ошибке.

Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение — дуть через трубочку в бутылочку с водой. Трубочка в начале занятий должна быть большого диаметра (5—6 мм), затем меньшего (2—3 мм). От дутья вода начинает бурлить — это увлекает маленьких детей. Можно легко оценить силу выдоха и его длительность по «буре» в воде. Нужно показать ребенку, что выдох должен быть ровным и длительным. Время «бурления» хорошо отмечать на песочных часах. Можно сильным дуновением перекатывать шарики или карандаши по гладкой поверхности, можно играть в «мыльные пузыри».

Подобных упражнений очень много. Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка: может возникнуть головокружение, поэтому их обязательно надо чередовать с другими. Надувать шары и резиновые игрушки можно уже после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдоха. При этом нужно обратить внимание детей на то, сколько раз им нужно вдохнуть, чтобы надуть шар. Более трудным упражнением «на дутье» является игра на губных инструментах.

Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых — нормализация речевой моторики. Известно, что у детей с ринолалией формируются патологические особенности артикуляции, обусловленные особыми анатомо-физиологическими условиями (Л.И. Вансовская). Эти особенности артикуляции заключаются в следующем:

1) высокий подъем языка и смещение его в глубь ротовой полости;

2) недостаточная губная артикуляция;

3) чрезмерное участие корня языка и гортани в произношении звуков.

Установлено, что только сдвиг артикуляции в глубь ротовой полости усиливает назальный оттенок речи. Поэтому устранение названных особенностей артикуляции — важное звено в коррекции дефекта.

Упражнения по дутью должны чередоваться с упражнениями, развивающими губы, щеки, язык, т.е. с так называемой артикуляционной гимнастикой. Наиболее эффективные из них:

надувание обеих щек одновременно;

надувание щек попеременно;

втягивание щек в ротовую полость между зубами;

сосательные движения — сомкнутые губы вытягиваются вперед «хоботком», затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты;

оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов;

«хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях;

оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;

вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;

вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);

при широко раскрытых челюстях втянуть губы внутрь рта, Плотно прижимаясь к зубам;

имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);

вибрация губ;

движение губ «хоботком» в стороны;

сильное надувание щек (губами воздух удерживается в ротовой полости).

Упражнения для языка (сначала выполняются под контролем логопеда):

высовывание языка «лопатой»;

высовывание языка «жалом»;

поочередное высовывание распластанного и заостренного языка;

поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево;

поднимание и опускание задней части языка — кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень языка то поднимается вверх, то опускается вниз;

присасывание спинки языка к нёбу — сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых;

высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба;

присасывание языка к верхней десне с раскрыванием и закрыванием рта;

протаскивание языка между зубами так, что верхние резцы «скоблят» спинку языка;

круговое облизывание кончиком языка губ;

поднимание и опускание широкого высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте;

поочередное загибание языка «жалом» к носу и подбородку, верхней и нижней губам, к верхним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости;

кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко раскрытом рте;

высунутый язык удерживать «желобом» или «лодочкой»;

высунутый язык удерживать «чашечкой»;

язык в форме «чашечки» удерживать внутри рта;

закусывание зубами боковых краев языка;

упираясь боковыми краями языка в боковые верхние резцы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен;

при том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (т-т-т-т-т-т);

проделать движения одно за другим — язык «жалом», «чашечкой», вверх и т.д.

Перечисленные упражнения не следует делать все подряд. Каждое небольшое занятие с ребенком должно состоять из нескольких элементов: дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и тренировки в произношении звуков.

Большого внимания и напряжения требует работа над звуками. Обычно постановка звуков начинается со звука а. Язык находится в состоянии покоя, рот широко открыт. При звуке о язык несколько оттянут, губы выдвинуты вперед; звук у — губы вытягиваются с напряжением в трубочку, а язык еще больше оттянут назад. При звуке э язык несколько приподнимается в средней части, рот полуоткрыт, губы растянуты.

Эти звуки легко произносятся по подражанию. Основная задача при их произношении — устранение назального оттенка. Тренировка начинается с открытого, изолированного произнесения, при чем число повторений звуков на один выдох увеличивается, например:

Методика коррекционно-педагогической работы при ринолалии - student2.ru

При каждом произношении необходим контроль за направлением воздушной струи. Ребенок держит у крыльев носа зеркало или легкий ватный шарик на нитке.

Затем тренируется повторение гласных с паузами, во время которых ребенок учится удерживать мягкое нёбо в поднятом положении. Правильное положение мягкого нёба ему нужно показывать перед зеркалом, паузы увеличивать до 2—3 секунд. Затем можно перейти к плавному произношению.

Тренировку произношения согласных звуков рекомендуется начать со звуков фи п. При произнесении звукафязык лежит спокойно на дне ротовой полости. Верхние зубы чуть прикусывают нижнюю губу. Сильный ротовой выдох разрывает эту смычку и образует отрывистый звук ф. Утечка воздуха проверяется с помощью зеркала или ватки. Проводится большое количество упражнений по произношению отрабатываемых звуков в самых различных сочетаниях.

Хорошим приемом, облегчающим введение в самостоятельную речь правильно произносимых в изолированном положении звуков, является пение. Во время пения смыкание мягкого нёба и задней стенки глотки осуществляется рефлекторно и ребенку легче сосредоточиться на артикуляции звуков.

Для более эффективного закрепления результатов логопедической работы полезно использовать некоторые виды работ со звукозаписью:

1) прослушивание речи диктора (диктором может быть взрослый или ребенок школьного возраста, обладающий внятным, четким произношением всех звуков) и повторение предъявляемых образцов (в интервале);

2) прослушивание речи диктора и одновременное (с голосом диктора) воспроизведение образца;

3) прослушивание речи диктора и запись собственной речи ребенка для последующего сравнивания и анализа ошибок;

4) запись ответов на вопросы диктора;

5) чтение кратких диалогов со взрослыми (в речевой материал включаются исправленные звуки) и запись их на магнитофон.

В коррекционных занятиях используются слоги с изучаемыми ивуками и слоговые ряды различной сложности. Например, для закрепления навыков четкого произношения губно-губных звуков В слогах и словах полезно использовать упражнения, направленные на дифференциацию носовых и ротовых звуков, что наиболее трудно для детей с ринолалией.

Методика коррекционно-педагогической работы при ринолалии - student2.ru

Затем переходят к более трудным:

Методика коррекционно-педагогической работы при ринолалии - student2.ru

Далее:

Методика коррекционно-педагогической работы при ринолалии - student2.ru

После того как будет усвоено правильное произношение звуков п и б, упражняют ребенка в слогах типа:

Методика коррекционно-педагогической работы при ринолалии - student2.ru

Затем оба звука (п и б) снова необходимо натренировать в сочетаниях со звуком м, т.к. это наиболее уязвимый и стойкий дефект в речи детей. Таких упражнений должно быть очень много. Примерные типы сочетаний:

Методика коррекционно-педагогической работы при ринолалии - student2.ru

Слоговые сочетания имитируют различный слоговой состав слов русского языка и способствуют автоматизации усвоенных звуков в самостоятельной речи.

В первые месяцы занятий от ребенка необходимо требовать четкой, утрированной артикуляции звуков. По мере автоматизации навыка их произношение станет более естественным и привычным.

В процессе длительных и систематических занятий поддерживается оптимистический настрой ребенка на преодоление дефекта, всячески поощряются даже незначительные успехи в произношении. Необходимо щадящее, тактичное отношение к ребенку.

Одновременно очень важно наладить тесный контакт (сотрудничество) с семьей, т.к. родители могут оказать неоценимую помощь в закреплении навыков правильной речи в естественных условиях общения.

Для устранения ринофонии(назализованной фонации) используют комплексный ортофонический метод, требующий участия фониатра, логопеда, педагога. Основная цель — создание или восстановление функциональной связи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Методика разработана Е.С. Алмазовой, Л.И. Вансовской и др.

Задачи логопедической коррекции состоят в следующем:

дифференциация носового и ротового дыхания;

активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки;

вызывание звонкого, громкого, модулированного голоса без носового оттенка;

развитие просодических средств речи;

воспитание слухового контроля за речью.

Наши рекомендации