Структура,характеристика компонентов, виды дидактических игр
Дид игра представляет собой многоплановое сложное педагог. явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Значение дидактических игр:
- являются средством воспитания, с их помощью вос-ль воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;
- выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;
- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
- развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное эвукопроиэношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;
- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;
- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;
- свода красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;
- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.
Структура дидактической игры:
I. Двдактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,
2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.
3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.
4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Существуют разные классификации дидактических игр.
По содержанию дидактические игры делятся на игры по ознакомлению с окружающим, развитию речи, формированию математических представлений, музыкальные игры и др.
По степени активности детей и воспитателя дидактические игры делятся на игры-занятия и автодидактические игры.
По наличию игрового материала игры делятся на: игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.
В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и др. В них решаются задачи на сравнение, классификацию.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.
В словесных играх дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли,
А.И.Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр: игра-путешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка-, игра-беседа.
41.Особенности руководства дидактической игрой обусловлено требованиями программы, особенностями самой игры, возрастными возможностями детей; требует большого педагогического мастерства.
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ,
у детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия,
Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.
С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей.
Правила игры объясняются до ее начала.
Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.
С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.
В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.
Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.
У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой.
Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.
41.Особенности руководства дид и играми в разных возрастных группах.Дидак игры относятся к играм с правилами, специально созданным взрослыми в целях воспитания, развития и обучения детей. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М Богуславской, А. И. Сорокиной, В. Н. Аванесовой и др. Дидактические игры направлены на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, развитие любознательности и познавательных интересов. Дидактическая игра для детей, по мнению А. П. Усовой, - это «взрыв удивления» от восприятия чего-то нового, иногда «поиск и открытие» и всегда игра - это радость, путь детей к мечте. Обучение в игре такое, что, требуя усилия мысли, оно не требует напряжения, не вызывает усталости, страха, нежелания учиться раньше, чем ребенок пойдет в школу.Черты игровой деятельности в условиях дидактической игры имеют свои особенности:
- в игре ребенок отражает результаты познавательной деятельности человека, учится выделять признаки предметов, обобщает, классифицирует их особенности;
- дидактическая игра - имеет готовое содержание, менять в ней что-то нельзя, но, действуя в общем плане, ребенок может творчески подойти к способу решения задачи;
- самостоятельность детей в дидактической игре ограничена ее содержанием, правилами, сначала дети играют под руководством взрослого, затем, в старшем дошкольном возрасте, могут играть самостоятельно;
- в дидактической игре дети получают удовлетворение от выигрыша и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура игровой деятельности, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, она определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия детей, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Игровые действия составляют основу дидактической игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи. Игровые задачи - это не всегда практически внешние действия, когда нужно что-то рассмотреть, сравнить, разобрать это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.
Одним из составных элементов игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива, познавательным содержанием, игровыми задачами и действиями в их развитии и обогащении. Правила имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как надо делать они соотносятся с игровыми действиями. Усиливают их роль, раскрывают способ действия. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.
Результат игры носит двойной характер: игровой - это выигрыш, правильное решение задачи, дидактический - совершенствование знаний и способов деятельности.
Дидактические игры можно классифицировать по содержанию, по задачам умственного воспитания, по характеру игровых действий и правил и т.д. В. Н. Аванесова предложила следующую классификацию дидактических игр: игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами (подобрать, разложить, вставить и т.д.); игры с прятаньем и поиском; игры с загадыванием и отгадыванием; игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь результата (кто больше, кто первый и т.д.); игры с фантами. При такой условной классификации игровое начало и игровые действия выделяются отчетливее и игра не утрачивает свойственных ей особенностей.
В большинстве случаев исследователи придерживаются традиционной классификации дидактических игр по характеру использованного материала: игры с предметами, настольно-печатные, словесные и музыкально-дидактические. Дидактические игры бывают сюжетными и бессюжетными.
Руководство дид игрой состоит в правильном определении дид задачи - познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дид задач; в продумывании игровых действий, которые интересны для детей. Побуждают их к игре, в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов.
Особой заботы воспитателя требует создание «материального центра» игры - подбор игрушек, материалов.
Собственно руководство игрой включает несколько этапов;
1 этап - воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама приглашает детей.
Мл. возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.
Ср. возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.
Стар.возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.
2 этап - воспитатель контролирует процесс игры. Закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.
Младший возраст: воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.
Средний возраст: воспитатель действует через правило и прямо игровые действия не подсказывает.
Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.
3 этап - руководство дидактической игрой как самостоятельной деятельностью детей, влияние на варьирование игры, контроль за ее результатом и оценка, воспитатель может взять на себя роль партнера. Данный этап характерен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Стратегию взаимодействия взрослого с детьми в ходе игр с правилами выделили Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Так, с 2, 5 до 4 лет у детей необходимо формировать общие схемы взаимодействия, умение произвольно действовать по 1-2 простым правилам; 4,5-5,5 лет - формировать представление о выигрыше, установку на него. Умение использовать правила определения выигрыша, умение взаимно контролировать соблюдение правил в игре; 5,5-7 лет - формировать умения придумывать новые правила игры, договариваться об общих правилах.