Ключевые понятия компетентностного подхода

Ключевыми категориями компетентностного подхода явля- ются понятия компетенции и компетентности, не имеющие к настоящему времени общепризнанного содержания и толкова- ния. В ряде исследований эти понятия не различают и считают тождественными. Зарубежные и отечественные учёные пред-приняли немалое количество попыток их определить (Дж. Ра-вен, А.К. Макарова, А.В. Хуторской и другие).

Понятие «компетенция» определяется как сфера, круг во- просов, которые специалист уполномочен решать в соответ- ствии с уставами, должностными инструкциями, нормативны- ми документами [21].

Понятие компетенции — непростое в содержании. В настоя- щее время во многих работах термином «компетенция» обозна-чаются самые разные явления: умственные действия (процес- сы, функции), личностные качества человека, мотивационные тенденции, ценностные ориентации (установки, диспозиции), особенности межличностного и конвенционального взаимодей-ствия, практические умения, навыки и т.д. [4].

Существует иной подход к определению компетенции, ко- торый основан на её понимании, как способности «к осущест- влению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответ-ствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи» [3, 47].

С.Е. Шишов рассматривает компетенцию как способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, кото- рые приобретаются во всех трех типах образовательной прак- тики: формальной, неформальной, информальной. Усматривая прямую связь компетенций со знаниями и навыками, автор рассматривает компетенции как способность найти, обнару- жить «процедуру, адекватную проблеме» [26]. В этом ключе дано определение компетенции С.Е. Шишовым и В.А. Кальней: «Компетенция - это общая способность, основанная на знани- ях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены бла- годаря обучению» [26, 79].

Эти определения можно рассматривать как развитие идей Дж. Равена, который обращает внимание на то, что по своей сути компетенции — это мотивированные способности.

Таким образом, понятие компетенции не имеет однозначно- го определения. Сложность состоит не только в отыскании под- хода к определению понятия, но и в понимании универсально- сти общего понятия, возможности его применить к описанию характеристик человека в различных сферах деятельности, а, следовательно, необходимости выделить особенности, прису- щие каждой из отдельно взятых областей, выделять их состав, структуру [11].

3. Хутмахер приводит принятое Советом Европы опреде- ление пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы» [10]:

- политические и социальные компетенции, такие как спо-собность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических ин-ститутов;

– компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление расиз- ма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, обра- зование должно «оснастить» молодых людей межкультурны- ми компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

– компетенции, относящиеся к владению устной и пись- менной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же кон- тексте коммуникации все большую важность приобретает вла- дение более чем одним языком;

– компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их при-менения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс- медийными средствами и рекламой;

– способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной про-фессиональной, так и социальной жизни.

И.А. Зимняя выделяет три основные группы компетен- ций:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как лично- сти, субъекту деятельности, общения [8]:

– компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, ал-коголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, сво- бода и ответственность выбора образа жизни;

– компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литера- тура, искусство, музыка), науки; производства; истории циви-лизаций, собственной страны; религии;

– компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения при-ращения накопленных знаний;

– компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

– компетенции самосовершенствования, саморегулиро- вания, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение ино-странным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодей- ствию человека и социальной сферы [8]:

– компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, кон-фликты п их погашение, сотрудничество, толерантность, уваже- ние и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

– компетенции в общении: устном, письменном, диалог, мо-нолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное обще- ние, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципи- ента.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека [8]:

– компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, про-блемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

– компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моде- лирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

– компетенции информационных технологий: прием, пере- pаботка информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной интернет-технологией.

Второй ключевой категорией компетентностного подхода является понятие компетентности.

Английский психолог Дж. Равен определяет компетент- ность как специфическую способность эффективного выполне- ния конкретных действий в предметной области, включая узко-предметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Он выделяет «высшие компетентности», которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные послед- ствия своих действий [10].

И.А. Зимняя трактует «компетентность» как основываю- щийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловлен- ный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление «компетенция» рассматрива- ется как не пришедший в «употребление резерв скрытого, по-тенциального» [9].

А.В. Хуторской рассматривает понятие «компетенция» как совокупность качеств, которые требуются для функциониро- вания в конкретной области деятельности. Компетентность - «уже состоявшееся личностное качество (совокупность ка- честв) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере», т.е. владение «учеником соответствующей компетенци- ей» [24].

По мнению Э.Ф. Зеера, компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент использовать их в процессе реализа-ции своих профессиональных функций [6].

В.В. Сериков определяет компетентность как «способ суще-ствования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником сво- его места в мире» [10, 103].

Л.В. Кузьмина рассматривает компетентность как свой- ство личности, выделяя специальную, социальную, личност- ную и индивидуальные виды профессиональной компетент- ности [10].

Л.М. Устич определяет компетентность как «профессио- нально-личностиую, социально-значимую качественную харак-теристику специалиста, умеющего использовать знания, уме- ния, навыки не только для профессиональной деятельности, но и для понимания социальной значимости и нравственного со-знания своей деятельности» [10, 22].

Таким образом, компетентность — способность осущест-влять (профессиональную) деятельность в рамках освоенной компетенции, «со знанием дела», принимать ответственные ре-шения и действовать адекватно требованиям данной ситуации. Характеризует меру соответствия имеющихся знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых задач.

Один из смыслов понятия компетентности — характери- стика личностных качеств человека, владение компетенцией. Таким образом, если компетенция может быть представлена как отвлечённая, взятая безотносительно к личности норма, достижение которой может свидетельствовать о возможно- сти правильного решения какой-либо задачи, то компетент- ность — это оценка достижения (или недостижения) этой нормы.

В то же время понятие «компетентность» сопряжено с по- нятием «компетенция», под которой понимают круг вопро- сов, в котором специалист должен быть компетентным, сферу деятельности, в которой он реализует свою профессиональную компетентность.

К сущностным характеристикам компетентности исследова- тели (Л.П. Алексеева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Ми- тина, Л. А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.) относят следую- щие [10]:

– компетентность выражает значение традиционной триа- ды «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами. Компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение;

– компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях;

– компетентность включает как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты.

Иными словами, компетентный человек должен не только понимать существо проблемы, но и уметь решать ее практиче- ски, т.е. обладать методом («знание плюс умение») решения.

По мнению Д.И. Ивановой, К.Р. Митрофанова, О.В. Соко- ловой, содержание понятия компетентность включают такие существенные признаки, как: мобильность знания, гибкость и критичность мышления. Именно эти качества отличают ком-петентного специалиста от «серой посредственности» [17]. Они лежат в основе способности специалиста быстро ориентиро- ваться в сложных условиях профессиональной и социальной жизни, самостоятельно и ответственно принимать решения, быть открытым новому, рефлексировать, проявлять инициати- ву, включаться в инновации, а в результате обеспечивают готов-ность к деятельности в новых динамичных социокультурных и профессиональных условиях расширяющегося образовательно- го пространства, к оперативному решению профессиональных и жизненных проблем.

При этом необходимо отметить фиксированную в 2003 г. трактовку компонентной структуры компетентности, согласно которой [11]:

а) компетентность шире знаний и умений, она включает их;

б) компетентность включает эмоционально-волевую регу- ляцию ее поведенческого проявления;

в) содержание компетентности значимо для субъекта ее реа-лизации;

г) и являясь активным проявлением человека в его деятель-ности, поведении, компетентность характеризуется мобилиза-ционной готовностью как возможностью ее реализации в лю- бой требующей этого ситуации.

Обращение к оценке качества профессионального образо- вания через компетенцию означает, что образование тесно свя-зывается с трудоустройством. Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формирова- нию той или иной компетенции. Однако ситуация должна быть жизненно важна для индивида, должна нести на себе потенциал неопределенности, выбора (веера возможностей), должна на- ходить резонанс в культурном и социальном опыте обучающе- гося.

В профессиональном образовании нередко говорят о со-циальных и персональных компетенциях [10]. Первые - это готовность и способность формироваться и жить в соци- альном взаимодействии: изменяться и адаптироваться; вы-рабатывать способности к рациональной и ответственной дискуссии и достижению согласия с другими. Вторые - это готовность и способность личности: выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития, требования и ограни- чения в семье, профессии, общественной жизни; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы.

Персональные компетенции охватывают личностные каче- ства, такие, как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознания ответственность, чувство долга, развитие самоосо- знанной ориентации на ценности.

► Задание 2. Подготовьте развернутые, обоснованные, аргумен-тированные ответы на следующие вопросы для участия в дискус-сии по заданной проблеме:

1. Почему сегодня так много понятий компетентности и компетенции? Чем это обусловлено?

2. Какое из этих понятий (компетентность или компетен- ция) шире? Почему? Что позволило сделать такой вывод?

3. Кто из авторов, на Ваш взгляд, наиболее полно предста- вил структуру компетентности? Чем обусловлено выделение именно такой структуры?

4. Какие компетенции включены в структуру профессио- нальной компетентности? Почему? Кто автор данной позиции?

5. Насколько соотносимы между собой понятия «компе-тентность», «компетенция», «умения», «способности», «квали-фикация»?

Наши рекомендации