Готовность молодых людей к семейной жизни
Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.
Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.
Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.
В-третьих, в современной Беларуси остро стоит вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Таким образом, в педагогической теории возникает настоятельная необходимость искать пути решения проблемы формирования готовности молодежи к созданию семьи, которые было бы возможно применять в педагогической практике.
Понятие «готовность» впервые появилось в экспериментальной психологии в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, а затем было перенесено в сферу педагогических и социально-психологических исследований. В педагогической литературе отмечается, что готовность, в отличие от установки, характеризуется активной природой и предполагает развитие субъекта педагогической деятельности. В.А. Сластенин, описывая понятие готовности с педагогических позиций, определяет его как «интегративное, значимое качество личности, представляющее собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, включающую личностные и процессуальные аспекты»[16,с. 19]. Готовность личности к браку складывается из биологической, социальной и психологической зрелости человека.
В частности, социально-психологическая, эмоциональная зрелость супругов включает в себя относительную материальную независимость от родительской семьи, свободу от родительского контроля, способность брать на себя семейные и супружеские роли и ответственность за сохранение семьи, способность брать на себя ответственность за свои поступки и за последствия принимаемых решений, умение адаптироваться к супругу, умение говорить о значимых эмоциях и чувствах с супругом и контролировать их и т.п.
Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Н.В. Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:
1) Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта окажется связанным с распределением ролей между супругами.
2) Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.
3) Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.
4) Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, пониманию эмоционального мира партнера.
5) Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
6) Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е.С.Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов. Выделяют также составляющие готовности к семенной жизни (Схема 1.2).
Схема 1.2
|
Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность, а также, сексуальную.
Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (обязательное среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания, возраст), экономическую самостоятельность, здоровье. Развитое нравственное сознание юношей и девушек – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Оно проявляется в понимании молодыми людьми социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему супругу, представителям старшего поколения и другим членам семьи, в чуткости и такте общения с ними. Развитое нравственное сознание предполагает наличие минимума правовых знаний о семье, знакомство с основами семейного законодательства, а именно: права и обязанности супругов, родителей, детей, правовые нормы, регулирующие отношения в браке и семье. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятным с медицинской точки зрения возрастом вступления в брак для женщины является 20-22 года, для мужчины – 23-28 лет, т.к. организм мужчины достигает полной зрелости позже женского. Этот возраст благоприятен для рождения здоровых детей. К этому времени многими молодыми людьми приобретается профессия, появляется определенная экономическая самостоятельность. С демографической точки зрения важно увеличить время для рождения нескольких детей, поскольку после 30 лет не каждая женщина отважится родить второго или третьего ребенка. Что касается психологической точки зрения, то именно в данный период у человека происходит расцвет всех психологических проявлений (памяти, мышления и др.), наблюдается большая пластичность процессов, происходящих в психике человека, изменяемость их, чем в более зрелом возрасте. Молодые люди лучше привыкают друг к другу, чем люди старшего возраста, у которых взгляды по многим вопросам семейной жизни обладают значительной стойкостью и неподатливостью. Врачи считают важным моментом, обеспечивающим сексуальную адаптацию супругов, соотношение их возраста. Сексологи утверждают, что семьи, в которых жена старше мужа, в подавляющем большинстве непрочны. При этом, чем старше возраст вступающих в брак, тем на большее число лет муж должен быть старше жены. Если, например, женщине, вступающей в брак 20-22 года, то мужчине может быть 24-26; если женщине 25 лет, то мужчине – около 30 и т.д. Однако, максимальный разрыв в возрасте супругов не должен превышать 8-12 лет. [16, с.26].
По данным нашего анкетирования среди опрошенных 91% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, и всего лишь незначительная часть (около 6%) считают от 30 и старше. Положительно и то, что почти никто не ответил в возрасте от 16-18 лет (менее 2%), значит, большинство считает, что брак в раннем возрасте неприемлем. 64% респондентов с уверенностью ответили, что брак во время учебы в ВУЗе, будет мешать и негативно сказываться на учебе, 13% рассматривают возможным такой брак и 23% считают его нормальным. 47% опрошенных положительно относятся к браку с представителями разных национальностей, 19% ответили отрицательно, а остальные опрошенные (а именно 34%) затруднились ответить. Причина, как я считаю, в том, что многие студенты еще не определились по данной позиции, или просто не разговаривали с родителями на эту тему. 72% опрошенных студентов отметили основополагающим мотивом при создании семьи - любовь, а также дружбу и общие интересы; 24% - материальный достаток, 4% - независимость и самостоятельность от родителей. Показательно, что, несмотря на возрастающую роль денег в жизни белорусов, большей частью молодежи ценятся взаимные чувства и общие интересы при создании семьи, а не материальный достаток.
Т.М. Афанасьева, например, приводит тот факт, что по данным социологических исследований современные невесты, прежде всего, ищут в будущем спутнике... интеллигентность, т.е. очень сложный комплекс самых высоких человеческий свойств. Это и ум, и эрудиция, и чуткость, такт, культура внутренняя и внешняя. На втором месте – отношение к женщине как другу, заботливое отношение к семье детям, затем – разумная воля, трудолюбие, трезвость, чувство юмора, стремление к всестороннему совершенству, физическая красота. Юноши ищут в своих избранницах, прежде всего сочетание доброты, мягкости, самоотверженности, женственности с верностью супружескому долгу. Но и для них также важны ум и деловые достоинства подруги, которой придется трудиться наравне с мужем[16, с.29].
Для большинства опрошенных юношей, по данным нашего исследования, социальное положение девушки не интересует, так ответили 63%, но вот девушки к этому вопросу относятся по-другому, социальное положение не интересует всего лишь 12% из числа опрошенных девушек; 26% девушек ответили, что не знают, а вот 61% девушек ответили, что для них имеет значение социальное положение парней; в отличие от парней, из них так ответили 20%. Эти цифры подтверждают факт сформировавшихся иждивенческих установок у представительниц слабого пола. Представляет интерес тот факт, что 46% - респондентов отметили, что для уверенности в «завтрашнем дне», счастья, спокойствия им нужна хорошая заработная плата, материальная поддержка, деньги, в то же время, 39% - выбрали семью, родственников, родителей, как «гарант» стабильности и благополучия; 15% - получение образования, специальности, а также, общественную деятельность, свободу личности, значимость.
Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависит от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Приобретенная в процессе жизни и деятельности стройность, легкость осанки и движений имеет важное значение в общении с противоположным полом, в будущей семейной жизни. На основе развитых физических качеств человеку легче развивать и нравственные: благородство, сдержанность, великодушие и т.п. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных, дружеских отношений с окружающими людьми. Человек при этом легче преодолевает психоэмоциональные трудности, стрессовые ситуации, которые порой встречаются в семейной жизни. Молодые люди, создавая семью, конечно думают и о материальной стороне: решение проблемы жилья, стабильный заработок. По данным многочисленных исследований, факторы материальной и жилищной обеспеченности прямо на стабильность семьи не влияют. Однако плохие материальные условия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам. Молодым людям, собирающимся создать семью, но не имеющим прочного фундамента, обычно приходится выслушивать немало предостережений. Они вполне оправданы и справедливы. Однако создание семьи в данном случае имеет гораздо больше оснований, чем это представляется тем, кто выступает за хорошую материальную обеспеченность будущей семьи как обязательное условие. Ведь длительное откладывание брака «до лучших времен» - не всегда самый мудрый выход из положения, а достигшие благоприятного возраста для вступления в брак не всегда могут приобрести экономическую самостоятельность.
Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, ответственность за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания Т.А.Флоренская выделяет три различных толкования этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как способность любить. Она приводит их описания.
1) Доминирование полового влечения. Гипертрофия полового влечения ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой для психического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиологией чаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными супружескими отношениями. Т.А.Флоренская пишет, что такие люди не способны к созданию семьи, т.к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности.
2) Потребность быть любимым. Эта потребность свойственна каждому человеку с самого раннего детства. Однако нередко потребность быть любимым остается направленной исключительно на себя. Такая односторонняя потребность быть любимым и неспособность к любви является психической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности, уходящих корнями в раннее детство. Эта эгоцентрическая, невротическая по сути потребность, проявляется в повышенной требовательности любви к себе, ревности, мнительности, усиленном желании привлечь внимание к себе, обидчивости и т.п. Повышенная потребность быть любимым и признанным выражается в болезненных реакциях на неуспех, повышенном уровне притязаний, не соответствующем реальным возможностям человека. Эта несостоятельность в любви, неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах. Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которых так много в браке.
3) Способность любить. Уровни способности любить различны – от взаимного чувства до бескорыстной самоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности – такой человек верен в любви и надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к пресыщению, то любовь не насыщаема: любимый человек не надоедает, он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъединение которого подобно смерти[17, с.77-82].
Готовность к самостоятельности включает в себя умение вести семейный бюджет, наладить быт; ухаживать за детьми, наличие определенной материальной независимости от родителей, желание решать другие жизненно важные вопросы. Чувство ответственности за создаваемую семью предполагает продуманность решения, согласованность позиций жениха и невесты по многим вопросам, в том числе материальном и жилищном. Готовность создать семью должна дополняться обоюдным желанием иметь и воспитывать детей. Семья без детей – неполноценная.
Психологическая готовность к созданию семьи предполагает наличие навыков общения с людьми, единство или схожесть взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности. Культура общения складывается на протяжении всей предшествующей вступлению в брак жизни молодых людей. Многие юноши и девушки, безусловно, владеют ею и знают, что это – умение выслушать друг друга, вникнуть в содержание разговора, организовать содержательный досуг. Правила общения требуют бережного, уважительного отношения к девушке, женщине. Считается, что если человек до 16 лет не научился элементарным правилам поведения в обществе, то ему придется нелегко во взаимоотношениях с любимым. Единство как схожесть взглядов на мир и семейную жизнь является психологическим фундаментом семьи. На нем строится психологический климат семьи, формируется психологическая совместимость супругов. Разобщенность этих взглядов нередко является причиной развода. Немаловажна и устойчивость характера и чувств молодых людей. Объективная оценка своего характера, понимание особенностей характера будущего супруга, эмоциональная сдержанность во многом способствуют созданию благоприятного психологического климата. Особенно важны терпимость и справедливость в оценке поступков членов семьи. Важно также почувствовать состояние другого человека, предвидеть его эмоциональную реакцию. Конечно, свойства характера на момент заключения брака являются важным, но далеко не решающим фактором стабильности семьи. Дело в том, что в ходе семейной жизни происходит (при обоюдном желании, разумеется) приспособление, адаптация супругов друг к другу, освоение ими супружеских и родительских ролей. Возможность такой адаптации дает пластичность, гибкость нервной системы человека, его психики. Человек может компенсировать недостаточное развитие у себя черт характера интенсивным развитием других; например, у нерешительного человека чаще всего интенсивно развивается привязанность к людям. Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве[11, с.24].
Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют. Сексуальная воспитанность предполагает наличие необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, серьезного взгляда на отношения полов, знаний о том, как беречь свою любовь, культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости физиологического и нравственного, душевного единства супругов. Порядочный человек интимное скрывает, к людям он открыт душою, развращенный человек, наоборот, душу скрывает, а к людям «вывернут» одной половой стороной, безудержной сексуальностью.
По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:
-готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;
-понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;
-стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителями противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;
-умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.
Нами было проведено мини-исследование (Приложение 3), целью которого является определение уровня нравственной готовности студентов к браку. В исследовании приняли участие 20 студентов факультета социальной педагогики и практической психологии Витебского государственного университета им. П.М. Машерова.
По результат (Приложение 4) исследования была определена средняя (больше 50% – 80%) готовность, среди студентов, к семейной жизни. Это говорит о некоторой сформированности готовности к семейно брачным отношениям среди молодежи, а также наличие у студентов определенных умений и навыков: коммуникативных, организаторских, прикладных и гностических.
В.С. Торохтий считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающее несколько составляющих. Это способность:
1) заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро.
2) сочувствовать, сопереживать, сострадать, т.е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.
3) к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.
4) высокая этическая и психологическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм. [15, с. 64-72].
Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.
В.С. Торохтий, отмечая высокую значимость подготовленности каждой личности к браку, отмечает, что прочность, судьба брака зависят от многих факторов. Ведь объединяются в семью две личности с их сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для находящихся в браке людей очень важно быть зрелым в социально-психологическом отношении личностями. Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т.е. прав и обязанностей) и желание выполнять их. Кроме психологической готовности, важнейшими составляющими семьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. В недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует заметный разрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределением обязанностей в семье. Реально в большинстве обычных семей основной груз домашних забот несет женщина. Это нередко порождает психологически напряженные ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей. Кроме того, функционально-ролевая согласованность в структуре взаимодействия супругов предполагает добрачную образовательно-операциональную подготовку молодежи. Совокупность необходимых знаний включает знания общего порядка, а также правовые, экономические, медицинские и другие. Современные юноши и девушки в своем подавляющем большинстве не умеют готовить, не умеют стирать, чинить одежду. Вместе с тем преобладающая исходная молодежная установка в предполагаемом распределении ролей в семье базируется на принципе «справедливости». Таким образом, приходится констатировать, что многие молодые люди психологически и технологически являются не готовыми к выполнению социальных функций супругов. Важным элементом отношений в семье являются эмоционально-оценочные связи, которые включают мнения, представления супругов о тех или иных свойствах, чертах характера, поступках друг друга. С течением времени субъективные оценки типа «нравится» - «не нравится» подвергаются коррекции. В.С.Торохтий говорит в таком случае о психологической зрелости личности, к которой он относит отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и напротив – наличие способности признавать собственные ошибки и стремление к постоянному самосовершенствованию в супружеских отношениях. Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях и, следовательно, и, следовательно, входящих в подготовку молодежи к семейной жизни, включает также коммуникативные умения, владение психотехникой общения и саморегуляции, психологическую поддержку, добродушие и отходчивость в ссоре, терпимость к недостаткам другого, умение преодолевать конфликтные ситуации, наличие детей и совместную заботу о развитии, воспитании и обучении их, социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел. Добавим сюда еще и умение прощать. Б.С.Круглов заключает, что система подготовки молодежи к семейной жизни наряду с половым просвещением и половым воспитанием, наряду с формированием навыков межличностного общения, которое прежде всего заключается в умении соизмерять свои интересы и поступки с интересами и поступками другого индивида, должна включать и формирование определенного уровня гражданско-правового сознания, соединяющего в себе гражданскую ответственность за свои действия с пониманием значимости каждого своего поступка[18, с. 62-70].
Что касается рассматриваемого нами аспекта понятия «готовность», то отечественная педагогика накопила в данном отношении значительный опыт. Советской педагогической школой были разработаны специальные курсы, целью которых была подготовка молодежи к браку и семье. В советской школе существовали следующие основные направления такой подготовки:
- ознакомление на уроках и внеклассных занятиях с этическими вопросами брачно-семейных отношений;
- половое воспитание молодежи с привлечением к этой работе врачей, родителей и общественности, формирование нетерпимости к пьянству и половой распущенности;
- развитие и укрепление у школьников чувств товарищества, дружбы, коллективизма, дисциплинированности в деятельности пионерской и комсомольской организаций;
- формирование уважительного, заботливого отношения к женщинам, старикам, детям;
- практическая подготовка старших школьников к ведению семейного хозяйства и воспитанию детей в родительском доме[13, с. 65].
Рассматривая готовность молодежи к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущий каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи. Выстраивая модель готовности молодежи к семейной жизни, нужно исходить из того, что эта готовность – не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр. Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т. д.
Характеризуя этапы развития личности будущего семьянина, необходимо выявить детерминанты, благоприятствующие воспитанию будущего семьянина, сензитивность учащихся к определенным средствам воспитания на каждом этапе. Представление об этапах воспитания будущего семьянина, подготовки его к семейной деятельности, об учебно-воспитательных задачах и средствах их решения на каждом этапе вырабатываются на основе обобщения выводов физиологических, психологических, дидактических исследований, эмпирического опыта воспитания будущего семьянина в разном возрасте. Обобщение этих материалов позволяет содержательно охарактеризовать тенденции воспитания будущего семьянина. Среди таковых тенденций выделяются: развитие устойчивой направленности личности на семейный образ жизни через осознание возможности удовлетворения потребностей личности путем выполнения роли семьянина; познавательных интересов, связанных с научной основой функционирования и сохранения семьи; активизация самовоспитания ценностно-значимых для роли семьянина личностных качеств и пр.
Подготовка к браку должна быть комплексной в своей основе, так как она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя женщин на брак, семью, детей. Одновременно с этим необходимо повысить психологическую готовность молодежи к браку, дать молодежи, вступающей в брак, емкие, концентрированные знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между супругами и т.д. Следует усилить и антиалкогольную пропаганду среди молодежи, постоянно обращая внимание на опасность, которая может возникнуть и отразиться на потомстве, если супруги употребляют алкогольные напитки, курят. Естественно, следует постоянно обращать внимание молодых супругов на пагубное влияние на психическое здоровье детей семейных конфликтов и ссор, учитывая, что семейные конфликты часто являются источником неврозов и других нервно-психических расстройств самих супругов. В комплексной программе подготовки молодежи к браку нельзя оставить без внимания и такие вопросы, как наиболее рациональное ведение домашнего хозяйства, эффективное и экономное распределение бюджета семьи. С точки зрения целей и задач демографической политики и полноценного воспитания будущих поколений необходимо ориентировать молодежь на рождение в семье не одного, а двоих-троих детей. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в наши дни наметились значительные «ножницы» между физиологическим и социальным созреванием молодежи. За последние полвека половое созревание вследствие акселерации наступает в среднем на два года раньше (у девочек около 13 лет, а у мальчиков около 15 лет). Одновременно с этим усложнился процесс социализации, т.е. передачи молодежи всего многообразного культурного, воспитательного, производственного и научно-технического опыта. Социальная зрелость, экономическая самостоятельность молодежи в условиях урбанизации и стремительного научно-технического прогресса наступают значительно позже, порою затягиваются до 20—25лет[11, c.46-75].
Поэтому ценность брака, семьи, детей в системе общекультурных ценностей человека формируется достаточно поздно. Подлинный смысл и значение указанных ценностей открываются человеку тогда, когда он приобретает достаточный жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом своего личного бытия. Кроме того, по-видимому, существуют определенные этапы формирования жизненных ценностей у молодежи: на первом плане стоят вопросы выбора жизненного пути, призвания, профессии, обретения гражданской самостоятельности и т.д. Подготовка к браку означает формирование определенного нравственного комплекса чувств, свойств характера, готовность личности принять на себя новые обязанности по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям. Понимание долга, своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости брака. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях. Вступление в брак требует существенного изменения образа жизни молодых людей, который вытекает из необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни с ритмом жизни другого человека. Совместная жизнь требует постоянного согласования действий партнеров, от чего зависит крепость брачных уз. Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний — важнейший показатель подготовленности человека к браку. Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни. Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества, когда число браков «де-факто» увеличивается по сравнению с числом заключенных браков. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм. Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания. В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом. С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической готовности индивида к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.