Методическая работа в дошкольном учреждении
Методическая деятельность и ее значение в системе дошкольного образования.
Формы организации методической работы с педагогическим коллективом.
Содержание работы заместителя заведующего по основной деятельности.
1. Методическая деятельность и ее значение в системе дошкольного образования. В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская (районная) методическая служба и методическая служба учреждения образования (школа, дошкольное учреждение). В дошкольном учреждении методическую работу осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности.
Методическая работа в дошкольном учреждении – целостная, основанная на достижениях современной психолого-педагогической науки и практики система взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Цель методической работы заключается в создании такой образовательной среды в дошкольном учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива.
Задачи методической работы:
Ø определение состояния образовательной работы в дошкольном учреждении;
Ø изучение межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе, а также в возрастных группах;
Ø диагностика уровня развития детей;
Ø изучение, обобщение, внедрение и распространение прогрессивного педагогического опыта;
Ø оказание помощи воспитателям, молодым педагогам;
Ø творческий обмен опытом между членами педагогического коллектива;
Ø организация работы с родителями.
Критерии результативности методической работы:
Ø результаты развития детей, достижение оптимального уровня развития для каждого ребенка за отведенное время без перегрузки детей;
Ø экономичность методической работы, которая определяется как соотношение возрастания мастерства воспитателей, затрат времени и усилий на методическую работу и самообразование, но без перегрузки педагогов этими видами деятельности;
Ø улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенности результатами своего труда.
Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательный среды и т. д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса – содействовать его обновлению.
2. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом. Все формы можно представить в виде двух традиционно сложившихся взаимосвязанных групп: групповые (коллективные) и индивидуальные. Условно можно выделить группу нетрадиционных форм методической работы с педагогическим коллективом (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Формы методической работы
Индивидуальные | Групповые | Нетрадиционные |
1) посещение групп с последующим анализом; 2) взаимопосещение; 3) индивидуальная консультация; 4) личный показ методов и приемов работы; 5) самообразование; 6) наставничество. | 1) педагогический совет; 2) семинар; 3) открытый просмотр; 4) групповая консультация; 5) работа над единой методической темой; 6) творческие группы. | 1) пресс-конференция; 2) педагогический ринг; 3) методический фестиваль; 4) педагогический КВН; 5) педагогический клуб; 6) деловая игра; 7) круглый стол. |
Краткая характеристика некоторых форм методической работы.
Педагогический совет (Совет педагогов) является одной из форм методической работы. Как коллегиальный орган управления образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения (подробнее см. лекцию 12).
Семинары остаются одной из самых эффективных форм методической работы. В зависимости от конкретных условий каждого дошкольного учреждения планируются теоретические семинары, проблемные семинары, семинары-практикумы. Они могут быть разовые (однодневные), краткосрочные (недельные), постоянно действующие (в течение года). Семинары планируются не реже одного раза в 2 месяца.
Назначение теоретических, проблемных семинаров – расширение теоретических знаний педагогов, распространение эффективного педагогического опыта и разработка рекомендаций по внедрению в практику научно-обоснованных методов работы. Семинары-практикумы способствуют приобретению педагогами практических навыков, творческому поиску.
Консультации планируются с целью оказания педагогам методической помощи, знакомства с новым методическим материалом, а также по результатам диагностики (запросам педагогов). Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Планируются консультации с учетом взаимосвязи с вопросами годовых задач, заседаний Советов педагогов, а также с учетом категорий работников и их профессионального уровня. Количество консультаций зависит от качественного уровня проведения педагогом образовательного процесса в группах, а также от квалификации и опыта воспитателя, но не реже одного раза в месяц.
Открытые (коллективные) просмотры планируются в основном один раз в квартал с целью изучения опыта работы педагогов-мастеров. Тематика просмотров определяется вопросами, обсуждаемыми на заседаниях Совета педагогов, семинарах, и задачами, возникающими в связи с изучением эффективного педагогического опыта. Открытый просмотр дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Просмотр помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.
В рамках различных форм находят применение многообразные методы и приемы работы с кадрами. Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Структура системы методической работыдля каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.
3. Содержание работы заместителя заведующего по основной деятельности. Организатором методической работы в дошкольном учреждении является заместитель заведующего по основной деятельности. Вместе с заведующим он осуществляет управление дошкольным учреждением.
Заместитель заведующего участвует в:
Ø подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;
Ø создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения работников;
Ø формулировке социального заказа своему учреждению, выработке философии, определении цели деятельности дошкольного учреждения;
Ø стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы дошкольного учреждения;
Ø создании имиджа дошкольного учреждения среди населения;
Ø выборе (разработке) образовательных программ для детей;
Ø организации образовательной работы с детьми;
Ø организации экспериментальной, исследовательской работы в дошкольном учреждении;
Ø развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала дошкольного учреждения;
Ø развитии сотрудничества с другими дошкольными учреждениями, школами, внешкольными учреждениями, высшими учебными заведениями.
Кроме этого, заместитель заведующего планирует образовательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели образовательного процесса в дошкольном учреждении. Организует учебно-воспитательную, методическую работу, осуществляет контроль за работой специалистов.
Заместитель заведующего организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов. Регулярно проводит диагностику развития детей. Изучает планы специалистов по самообразованию. Осуществляет взаимосвязь в работе дошкольного учреждения, семьи, школы.
В заключение следует отметить гуманистическую направленность деятельности заместителя заведующего. В конечном итоге от этого зависит повышение педагогического роста, а, следовательно, и создание благоприятного климата во взаимоотношениях между самими педагогами, а также между педагогами и воспитанниками.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое методическая работа в дошкольном учреждении?
2. Назовите и дайте краткую характеристику наиболее распространенным формам методической работы.
3. Раскройте основные направления работы заместителя заведующего по основной деятельности.
Литература: 7, 8 (осн.), 2 (доп.).
Лекция 12