Умственное воспитание личности. Его цель и задачи. Понятие о мировоззрении, его виды и функции. Педагогические условия и средства осуществления умственного воспитания учащихся
Умственное воспитание – система влияний, направленная на формирование научного мировоззрения, развития психических процессов, познавательных сил и способностей и привитие культуры умственного труда. Главным результатом умственного воспитания является формирование научного мировоззрения. Целью умственного воспитания является развитие интеллекта личности. При этом происходит развитие сознания и самосознания, мышления в формировании познавательной деятельности. Умственное воспитание — педаггическая деятельность, направленная на развитие:
а) интеллектуальной культуры личности
б) познавательных мотивов
в) умственных сил мышления.
В процессе умственного воспитания формируется и развивается интеллектуальная культура (культура умственного труда) личности. Она включает: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с разными источниками информации. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил личности под воздействием биологических и социальных факторов.
Умственные силы личности (ум) — совокупность способностей к накоплению знаний, совершению мыслительных операций.
Свойства ума:
-быстрота
-ясность
-критичность
-глубина
-гибкость
-широта
-креативность.
В природе ума много неясного и неопознанного.
Имеются 2 точки зрения на природу умственного развития:
1) интеллектуальные умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, которые обеспечивают восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, т.е. проявляются и развиваются.
2) умственные силы на генетической основе развиваются прежизненно под влиянием внешней среды. Для ее развития требуется специальная деятельность — обучение.
В соответствии с этим в отечественной педагогике разработана система умственного воспитания, задача которой — формирование знаний, как условий умственного роста, овладение мыслительными операциями, формирование научного мировоззрения.
Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Интеллектуальные умения можно разделить на две группы:
1) общие учебные умения: читать, писать, считать, высказывать свои мысли и суждения.
2) специальные умения: умения, формирующиеся в процессе овладения тем или иным базовым курсом.
К общим интеллектуальным умениям относят навыки самостоятельнй работы, культуру умственного труда.
Культура умственного труда- духовная культура человечества, включающая в себя процесс и результаты, познания, осмысления, и преобразования мира и себя. Базовыми компонентами культуры умственного труда являются потребность и способность человека к непрерывному самовоспитанию и самообразованию, развития речи, памяти, интуиции, и других качеств мышления.
Задачи умственного воспитания:
· развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.), познавательных интересов, потребности и умений самообразования, умственных, творческих способностей;
· формирование системы знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, т.е. знаний мировоззренческого характера;
· формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков;
· расшир-е опыта познавательной деят-сти, развитие эрудиции и кругозора.
Умственное воспитание осуществляется в процессе предметного обучения, во внеурочной деятельности и общении учащихся, в процессе самообразования и самовоспитания, в результате влияния СМИ.
Важнейшим показателем воспитанности интеллектуальной культуры личности является сформированность мировоззрения.
Под мировоззрением понимают специфическую форму сознания человека, включающую обобщенную систему знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в разных сферах жизни (по И.Ф. Харламову). Мировоззрение есть высшее интегративное отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выступает внутренним фактором формирования личности. Поэтому формирование мировоззрения учащихся – важная педагогическая задача. В структуре мировоззрения выделяют объективные и субъективные компоненты:
Структура мировоззрения личности | |
Объективные компоненты | Субъективные компоненты |
Знание (как принадлежность индивида) - образы вещей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представлений, понятий, чувств, отношений и т.п. Это по сути описательно-констатирующие суждения личности, связанные с осмыслением и пониманием объективных природных и общественных явлений. Основу мировоззрения составляют знания о природе, обществе, человеке (о самом себе), мышлении и др. Для того чтобы знания стали взглядами и убеждениями, вошли в общую систему ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств и воли личности, приобрести для нее субъективный смысл | 1. Взгляды человека – принятые человеком в качестве достоверных идеи, концепции, выводы, оценки и т.п. Это мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объяснения природных или общественных явлений и определения своего отношения к ним. 2.Убеждения человека – знания (идеи, концепции, теории и т.п.), в которые человек верит, как в истину, отстаивает их, стремится увлечь ими других людей. Это идеи, относящиеся к разным сферам жизни человека и общества, которые индивид глубоко осознал и эмоционально пережил. 3.Идеалы– осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо. Идеалом может выступать высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью. Нравственные идеалы – представления о нравственно совершенной личности, о лучших ее качествах, которые стали стимулом и регулятором развития индивида. В этом смысле идеал человека – мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким индивид хочет и стремится стать |
В педагогике выделены следующие функции мировоззрения (по И.Ф. Харламову).
· Информационно-отражательная функция заключаются в том, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.
· Ориентационно-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влияние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.
· Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.
В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское
Виды мировоззрения:
• Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных явлений
• Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д.
• Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических, не всегда систематизированных представлений
Мифологич-е (опирается на фантастическое представление о мире), о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести.
Критериями сформированности мировоззрения личности являются:
- знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания законов развития природы и общества и выработки мировоззрения;
- устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;
- развитие способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающейся в умелом анализе человеком новых для него знаний, явлений, событий;
- проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и поведении.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ | ||
Младший школьный возраст | Подростковый возраст | Юношеский возраст |
Пониманию учащимся доступны некоторые существенные зависимости, связи между явлениями природы и общества, которые носят мировоззренческий характер (представления о сезонных изменениях в жизни природы, о постоянном развитии мира и другие) | Создаются благоприятные условия для овладения учащимися диалектико-материалистической картиной мира в процессе изучения систематических курсов основ наук. У подростков невелик жизненный опыт, их взгляды не всегда отличаются стройностью, полнотой и устойчивостью. Для них обычно характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явлений | Важнейшее новообразование – самосознание личности – определяет готовность старшеклассников к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Для них характерны философская направленность мышления, потребность проникнуть в суть вещей и явлений окружающего мира. Это создает основу для формирования фундаментальных методологических идей, прочных взглядов и убеждений учащихся, обеспечивающих принципы их поведения и деятельности. Складывающиеся мировоззренческие позиции способствуют также профессиональному самоопределению старшеклассников |
Помимо учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся педагогическими условиями формирования научного мировоззрения школьников являются: обеспечение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; придание общественной направленности обучению; соблюдение принципа историзма в изучении содержания учебных предметов; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе; стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность; взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества.
Вопрос №27.
Цель, задачи, содержание и методы нравственного воспитания. Сущность и критерии сформированности нравственной культуры личности
Нравственное воспитание – это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе к-го осущ-тся возд-е на сознание, чувства, поведение воспитанников и форм-ся их нравственные качества.
Содержание НВ определяется Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в РБ, общими целями воспитания, моралью общей м и отражается в Программе воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.
Целью нрав-го воспитания явл-ся форм-е нрав-ной культуры личности.
Нравственная культура личности–освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нрав-х понятий, суждений, нрав-х чувств, ценностей, оценок, сформ-сти ведущих нрав-ных качеств и культуры повед-я, в спос-сти к нрав-ному выбору. Осущ-е нрав-го воспит-я предп-ет знание содержания тех отнош-й личности, к-е лежат в основе ее нрав-ных качеств:
· отношение к родине, стране, политике гос-ва, к др-м странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
· отн-е к людям (демократизм,коллективизм,гуманность, кул-ра общ-я и др.).
· отн-е к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);
· отн-е к труду (трудолюбие, добросов-ть, ответств-ть, дисципл-ть и др.);
· отн-е к природе, матер-ным ценностям, общественному достоянию (эколог-я к-ра, бережливость, забота о сохр-ии общ-го достояния,личных вещей).
Методологической основой нрав-ного воспитания явл-ся этика - отрасль философии, изучающая мораль. Мораль – форма общественного или индиви-дуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, к-е регул-т взаимод-я м/у людьми. Моральная норма–это правило, тре-бование, определяющее, как чел-к должен поступить в той или иной конк-ретной ситуации.Нравственность – сов-ть его сознания, навыков, поведения, связ-х с реальным соблюд-ем моральных норм, правил и требований. Она хар-ет личность и выступает мерой его нрав-ной к-ры. Нравственное сознание – синтез нрав-ных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивови т.д.Нравственные чувства – форма переживания чел-ком своего отн-я к прир-м и общественным явл-ям, к др-м людям и к самому себе. Только став предметом устойчивых чувств, нрав-ные понятия, оценки, убеждения и т.п. стан-ся реаль-ными побуждениями к деят-ти. Понимание сущности норм и принципов морали подводит учащихся к нравственным суждениям, в которых они оценивают поступки и действия других людей и свои собственные. На основе понятий, оценок, суждений, жизненного опыта формир-ся нравственные убеждения как твердая уверенность чел-ка в правильности своего образа мыслей, своих поступков и действий.
Нравственная воспитанность–общественно ценные св-ва и кач-ва личности, проявля-ся в отн-ях, общении, деятельности.
Нравственно-этическая культура личности вкл-т в кач-ве важнейшей своей составляющей культуру поведения – синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры. Культура поведения представ-лена формами повед-я чел-ка в повседневной жизни (в трудовой деят-сти, в быту, в общении с другими людьми и т.п.).
Осуществляя нравственное воспитание педагогу следует:
- Орган-вать целенаправл-ю работу по нравственному просвещению уч-хся, направл-ю на формир-е у них понимания нрав-х основ общества, на развитие нрав-х чувств (совестливости, сопереживания и др.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.
- Включить детей в разнообразные виды деят-сти и общение, предполаг-е нрав-й выбор и оценку.Большое значение в процессе воспитания нрав-й культуры имеет ценностно-ориентационная (оценочная) деят-ть учащихся.
- Актуализировать все источники нрав-го опыта школьников (межлич-ностные отн-я в семье, уч-й группе, стиль общения и м-ды взаимод-вия воспита-телей с уч-ся, родителями, друг с другом; взаимод-вие образоват-го учреждения с соц-м окружением; дух-е цен-ти, на которые ориентированы педагоги и т.д.).
Задачи и содержание данного направления воспитательной работы,
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБ-ТИ ВОСП-Я НРАВ-Й К-РЫ ЛИЧН-ТИ | ||
Мл-ший шк-й возраст | Подростковый возраст | Юношеский возраст |
Форм-е первонач-х ос-нов нрав-ти. Освоение правил к-ры повед-я в отн-ях с родителями, сверстниками, педаго-гами, форм-ние нрав-го отн-я к природе, заботы об окружающих людях, культуры ненасилия, формирование ценностного отношения к труду | Приобщение к общечел-ским ценностям (дружба, милосердие и др.), форм-е гуманности, справедливо-сти, ответств-сти, добро-желательности и др ка-честв, а также спос-сти и умений нрав-го самосо-вершенствования. Форм-е нрав-го опыта. Изучение внутриколлективных отн-й, уровня воспитанности подростков. Выдел-е нрав-го аспекта во всех видах деят-сти. Решение таких проблем, как эстетика внешнего вида и речи, санитарно-гигиени-ческая к-ра подростка, формы общения со све-рстниками и взрослыми, этикет взаимоотн-й м/у полами и т.п. с примен-м групповых и индивиду-альных форм воспитания. Профилактика отклоне-ний в нрав-м развитии, предупреждение конф-ликтов со взрослыми и сверстниками | Освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и др.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования. Организация дискуссий, пресс-конферен-ций, встреч и т.п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников |
как и всех других направлений, определяются возрастными особенностями учащихся
Пути нравственного воспитания: использование нравственного потенциала учебного процесса, в том числе предметов гуманитарного цикла; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе; формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в совместной деятельности учащихся, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений образования.
В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение и упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, поручение, требование, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и другие.
Основными критериями сформированности нравственной культуры личности являются:
· развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии);
· развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нравственному выбору;
· сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения.
Вопрос №28.
Воспитание гражданской культуры личности: содержание работы, методы и формы. Критерии сформированности гражданской культуры.
Документ: Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ
Воспитание–процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников с целью формирования личности; это передача социо-культурного опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к жизни и труду.Целью(результатом) гражданского воспитания является гражданская культура личности.Основу гражданской культуры личности составляет гражданственность.
Гражданственность – интегративное кач-во личности, основным элементом кот-й явл нравственная (патриотизм), правовая и полит культура. Патриотизм – чувство любви к Родине, отечеству, готовность защитить его интересы. Задачи гражданского воспитания условно объединены в три группы: формирование гражданского сознания, гражданских чувств, опыта гражданского поведения и умений организаторской деятельности. В соответствии с ними содержание работы по воспитанию гражданской культуры предполагает воспитание чувства ответственности за судьбу Отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать эти знания в повседневной жизни; стимулирование политической, социальной, экономической, природоохранной активности; развитие чувства уважения к законам государства, формирование законопослушания и чувства патриотизма. Условия воспитания гражданской культуры и патриотизма (Концепция):
осознание учащимися сущности гражданственности и патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа; воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти; формирование культуры мира; включение учащихся в социально значимую деятельность; повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин.
Правовая культура личности— составная часть гражданской культуры, характеризующая степень усвоения личностью правовых знаний, овладения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности. Работа педагогов по ее воспитанию включает помощь учащимся в усвоении знаний о праве, об основах законодательства Республики Беларусь и др. Политическая культура личности характеризует степень овладения политическими ценностями государства и общества, опытом социально значимой деятельности; уровенем сформированности политической грамотности. Воспитанию политической культуры способствуют следующие условия: ознакомление учащихся с основами политических знаний; изучение истории белорусского народа и народов других стран на уроках обществоведческого цикла и др.
Методами и формами воспитания гражданской культуры и ее составляющих выступают: информирование и разъяснение, убеждение и внушение, предоставление образцов для подражания и деятельности, рассказ, беседа, диспут, лекция, упражнения в гражданской деятельности, приучение, использование общественного мнения, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, различные поручения и другие. Указанные методы реализуются в учебном процессе, в ходе правового и политического просвещения, использования потенциала СМИ, в деятельности детских и юношеских общественных организаций, в самообразовании учащихся, в разнообразной общественно полезной деятельности.
Критериями сформированности гражданской культуры учащихся могут служить следующие ее проявления: наличие знаний о Конституции и других важных законах Республики Беларусь, уважение этих законов (законопослушность), знание гражданских прав и обязанностей, потребность защищать интересы своей страны, готовность активно участвовать в жизни общества.
Основополагающими документами регулир взаимоотношения гос органов, учителей, родителей, учащихся явл Закон об Образовании, Закон о правах ребенка, устав школы. В качестве междунар актов регул правов отношения относ Конвенция о правах ребенка 1989, Резолюция по правам человека 1989.
Вопрос №29.
Сущность, цели и задачи эстетического воспитания. Понятие эстетической культуры личности и критерии ее сформированности.
Документ: Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников с целью формирования личности; это передача социо-культурного опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к жизни и труду.Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработка эстетических знаний и вкусов, развитие задатков и способностей в области искусства.Цель ЭВ: формирование эстетической культуры личности;
Эстетическая культура -важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической деятельности.Задачи ЭВ:
1. Воспитание эстетических чувств (переживаний радости, наслаждение, грусть);
2. Научить давать оценку прекрасному (воспитывать суждения, вкусы, идеалы)
3. Воспитание эстетич потребностей;
4. Развитие способностей творить, создавать прекрасное;
5. Формирование потребностей и умений строить жизнь по законам красоты.
Структура эстетической культуры личности:
Эстетическое сознание – совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря кот-м человек получает возможность достоверно определить эстетическую ценность окруж-х его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические св-ва, образы и испытывать эстетические чувства. Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению.
Эстетический вкус - это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. Эстетические потребности – необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями. Эстетические идеалы - социально и индивидуально обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.
В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики,; формирование художественных знаний; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала, выработку умений и навыков организации среды обитания, учебной и трудовой деятельности с учетом эстетических ценностей и норм.
Воспитание эстетической культурыпредполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности ( познавательной, исследовательской, трудовой, эмоционально-оценочной и т.п.) уч-хся.
Средствамиэстетического восп-я явл-я также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окр-й жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотн-й м/у людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида.
Эстетическое воспитание осущ-ся в разнообр-х формах внеучебной воспит-й работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры.
Основными методами и формами эстетического воспитания явл-ся: беседы, лекции, круглые столы, кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, выставок, литературные вечера и другие.
Критериями сформированности эстетической культуры явл-ся:
· наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности;
· знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению;
· наличие стремления к общению с искусством и природой;
· умение воспринимать искусство;
· спос-ть и умения худ-но-творческого самовыражения;
· эстетизация отн-й с окр-ми людьми.
Вопрос №30.
Цель, содержание, методы и средства валеологического образования учащихся. Формирование культуры здорового образа жизни школьников
Документ: Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ
В педагогической справочной литературе здоровье детей определяется как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Ценностное отношение к здоровому образу жизни, знание средств поддержания и совершенствования физической формы, потребность в разумной физической активности составляют сущность физической и валеологической культуры личности. Теоретической основой формирования здорового образа жизни является валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья, здоровом образе жизни. В соответствии с этим в содержание валеологического образования входят: знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов организации своей жизнедеятельности с учетом биологических ритмов своего орг-зма, знание средств физического самосовершенствования и т.д.
В педагогике выявлены условия формирования здорового образа жизни:
1. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспит-ный процесс
2. Формир-е ценностного отношения к здоровому образу жизни, его пропаганда
3. Систематические занятия уч-хся физической культурой, спортом, туризмом
4. Воспитательная работа в ходе оздоровительного отдыха
5. Противодействие распространению вредных зависимостей и др.
Основными направлениями работы по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию Зож являются: учебно-воспитательная(система классных часов, направленных на оздоровление; уроки физической культуры), диагностическая (мероприятия по выявлению уровня здоровья учащихся; медосмотры, обследования; и т.п.), профилактическая(оптимальный режим обучения и воспитания, профилактика вредных привычек, зарядка для глаз, двигательная гимнастика, и т.д.), коррекционная работа (работа медсестры, психолога, социальных педагогов, логопедов, и т.д.).
Одно из традиционных направлений (средств) воспитательной работы школы по укреплению здоровья детей являются занятия физическими упражнениями. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. К ним относятся гимнастика, игры, туризм, спорт.
Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива.
Туризм — это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.
Валеологическое образование предполагает гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна, строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий (уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды).
Основными формами воспитания культуры ЗОЖ в школе являются уроки физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен, а также формы внеклассной воспитательной работы.
В системе внеклассной воспитательной работы школы осуществляются: санитарно-гигиеническое просвещение (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, выставки рисунков и плакатов, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники), формирование соответствующих умений и навыков (здорового питания, закаливания, самооздоровления); и др.
Вопрос №31.
Цель, задачи и содержание трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Система трудового воспитания школьников. Идея «трудовой школы» И. Г. Песталоцци.
Документ: Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ
Воспитание –процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников с целью формирования личности; это передача социо-культурного опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к жизни и труду.Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование действительности, производство материальных ценностей в условиях удовлетворения потребностей людей.
Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к выполняемой работе (по И.Ф. Харламову). Составной частью трудового воспитания выступает трудовое обучение как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда или профессиональной деятельности.
Целью трудового воспитания выступает культура труда. Данная цель достигается в процессе решения следующих задач: формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деят-ти, жизненного и профессионального самоопределения, выбора профессии; формирование потребностно-мотивационного компонента трудовой деятельности и позитивного эмоционально-ценностного отношения к ней (потребность в труде, интерес к трудовой деятельности, и т.п.); развитие сознательного отношения к труду; организация общественно полезной трудовой деятельности, производительного труда учащихся.
Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (умственный и физический) труд, труд по бытовому самообслуживанию, в том числе домашний, общественно полезный труд, производительный труд. Эти виды труда составляют содержательную основу трудового воспитания.
Условиия воспитания культуры трудовой деятельности: сочетание общественной значимости труда с личными интересами ученика; видимость и реальная востребованность результатов труда; связь труда с учебно-воспитательными задачами; доступность и посильность труда, творческий характер труда; поощрение инициативы и активности при выполнении трудовых заданий, свобода выбора трудовых дел, правильная организация. Результатом трудового воспитания выступает трудолюбие. Технология организации трудовой дея-ти, этапы:1.планирование,2.инструктаж участников,3.обеспечение орудиями труда,4.контроль за ходом деят-ти,5. Консультирование, оказание помощи,6.оценка рез-тов труд. деят-ти.
Основная цель профессиональной ориентации (самоопределения) - подготовить школьников к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами; помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда. Профориентацию учащихся наряду со школой проводят и внешкольные образовательные учреждения, учебно-профессиональные комбинаты, предприятия, центры занятости и профориентации.
Система профессиональной ориентациивключает: профессиональное просвещение, профессиональную диагностику (выявление способностей, интересов, личностных качеств); профессиональное консультирование (учет индивидуально-психологических особенностей школьника);
профессиональную адаптацию (приспособление к условиям труда, и т.п.).
Средствами профессиональной ориентации школьников выступают изучение научных основ производства и формирование практических умений и навыков на уроках и факультативах. Наибольшими возможностями для практической подготовки к выбору профессии располагает трудовое обучение.
Логическим продолжениям профориентационных возможностей учебного процесса является внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Наиболее распространенными ее формами являются кружки (предметные, межпредметные, тематические, теоретического или прикладного направления,), научно-технические клубы, малые академии, ученические конструкторские бюро и др. Как эффективные формы профессиональной ориентации школьников зарекомендовали себя конкурсы профессионального ма