Конфликтные ситуации в медицине
Основания для конфликтов.Избежать конфликтов невозможно, но есть способ устранить их разрушительное влияние на взаимодействие людей — научиться выбирать эффективные стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Поэтому бесконфликтными можно считать не тех людей (группы, коллективы), которые не попадают в конфликтные ситуации, а тех, кто умеет их вовремя и конструктивно разрешить. В процессе обучения могут возникать конфликтные ситуации между преподавателями и студентами, между студентами, а также между студентом и пациентом. В медицинской практике конфликты также неизбежны, и тогда врач становится их участником, свидетелем или арбитром.
Причинами конфликтных ситуаций могут быть несовпадения профессиональных или личностных ценностей, религиозных и идеологических взглядов, а также несогласованность взаимодействия. Иногда к конфликтной ситуации приводит нечеткое или неравномерное распределение обязанностей, а также невыполнение каких-либо связанных с ними действий или обязательств. Неточная или неполная информация (например, о возможных противопоказаниях лекарства или о критериях оценки на зачете) или неправильное ее понимание, использование слухов или непроверенных фактов, нарушение конфиденциальности — все это может послужить причиной несоответствия мнений.
При конфликте ценностей разногласия касаются ценностно-смысловых аспектов взаимодействия. Например, его участники могут по-разному понимать смысл и цели совместной деятельности. Один врач считает, что важно выполнять работу как можно лучше, другой, в жизни которого данная работа не играет существенной роли, стремится минимизировать свои усилия. Жена, например, считает, что все свободное время надо проводить с детьми и с друзьями, а муж, увлеченный научной работой, все вечера просиживает за письменным столом. Противоречия здесь затрагивают не нормы поведения, а ценностно-смысловые аспекты существования людей. Это совсем не означает, что различия в ценностных позициях неизбежно приводят к конфликтам. Люди могут успешно учиться и работать вместе и иметь хорошие отношения, несмотря на различия ценностных представлений. Конфликт возникает тогда, когда эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают «посягать» на ценности друг друга.
При конфликте интересов возможны два варианта. Если интересы совпадают, но участники претендуют на какие-то ограниченные ресурсы (территорию, финансы, материальные ценности, одну и ту же должность или иные общие возможности), такую ситуацию можно назвать ресурсным конфликтом. Каждая сторона заинтересована в получении нужного ей ресурса или более выгодной (по количеству или качеству) его части. Они стремятся к одному и тому же, у них одинаковые цели, но в силу ограниченности ресурсов их интересы противоречат друг другу. К этому виду конфликтов относятся все ситуации, затрагивающие проблемы распределения или возникающие на почве соперничества за обладание чем-либо (например, местом в ординатуре или аспирантуре).
Другой вариант складывается, когда у партнеров разные интересы, противоречащие друг другу. В этом случае в силу взаимодействия люди вольно или невольно становятся помехой друг другу в реализации своих интересов. Например, часть учебной группы хочет перенести занятия на вечер буднего дня, чтобы освободить субботу, а студенты, работающие после занятий, против этого. Участники взаимодействия могут разделять общие ценности и общие цели, но иметь разные представления о способах их достижения. Конфликт средств достижения цели возможен и при различии ценностей и целей. Люди мирно сосуществуют, имея во многом различные взгляды и устремления, но если способы реализации целей, избранные одним из них, наносят ущерб общему взаимодействию или кому-то из его участников, возникают проблемы. Можно спокойно относиться к тому, что кто-то рядом с вами совершенно безразличен к работе, но когда он пытается часть своей работы переложить на вас, это зачастую приводит к конфликту.
Конфликты несоответствия, связанные с потенциальными задатками, качествами участников взаимодействия и их несоответствием предъявляемым к ним требованиям, принимают весьма различные формы. Например, такое происходит, когда кто-либо в силу некомпетентности или физической неспособности не в состоянии вносить необходимый вклад в общее дело и в решение общих задач. Случаи подобного типа хорошо известны: студент не справляется со своими обязанностями, учится плохо, опаздывает и вызывает недовольство преподавателя, от чего страдает вся группа. Это создает проблемы для окружающих и постепенно может перерасти в конфликт.
Другая разновидность этих конфликтных ситуаций связана со значительным разрывом в потенциальных возможностях участников взаимодействия. Ведь общий результат деятельности складывается из суммы индивидуальных усилий, и «слабое звено» либо значительно ухудшает его, либо становится помехой в осуществлении каких-то действий. В учебных группах может встретиться и такая ситуация: несколько «сильных» студентов, которым интересен данный предмет или изучаемая тема, задают преподавателю «лишние» вопросы. Остальная часть группы, желая поскорее освободиться, прибегает к санкциям.
Возможны конфликты правил взаимодействия, связанные с любым нарушением принятых норм или установленных правил кем-либо из участников, если оно наносит ущерб нормальному взаимодействию или отношениям людей. Сюда относятся разногласия из-за невыполнения обязательств перед другими, из-за нарушения общепринятого этикета или норм, принятых в данной группе, превышения кем-либо своих прав и т.д. Подобные конфликты могут возникать и из-за стремления кого-то из участников взаимодействия к пересмотру правил и норм или перераспределению власти: увеличению прав одних и уменьшению прав других и т.п.
Источники конфликтов. Для всех перечисленных вариантов источником возникновения конфликтов являются различные характеристики взаимодействия людей. Кроме того, в процессе совместной деятельности могут возникать конфликты, привнесенные ее участниками, их личностными особенностями и привычками. Один из потенциальных источников разногласий этого типа связан с тем, что при долговременном общении люди вступают между собой не только в контакты, предполагаемые необходимостью, но и в более разносторонние связи, привнося в них свои взгляды, предрассудки, стереотипы национальной культуры и т.д. Для большинства видов деятельности различия в идеологических, религиозных воззрениях или политических пристрастиях не могут и не должны служить препятствием для совместной работы. Однако обсуждение разных точек зрения может стать реальным источником достаточно острых конфликтов.
Любые разногласия подобного рода становятся конфликтами только тогда, когда кто-либо из оппонентов проявляет нетерпимость, пытаясь навязать свою точку зрения другим, и требует соответствия чужих взглядов своим собственным. Например, преподаватель может позволить себе суждения или прямые указания относительно манеры студентов одеваться (хотя это никак не влияет на эффективность работы, так как одежда скрыта белым халатом) или считает возможным вмешиваться в их личные дела.
Люди очень часто привносят в профессиональное взаимодействие, в общение свои личностные особенности. Иногда эти свойства таковы, что их поведение (морализаторство, грубость, агрессия и т. п.) может вызвать эмоциональный протест у других участников в виде эпизодических эмоциональных вспышек или хронических конфликтных отношений при длительном общении.
Психологи выделяют следующие черты характера и особенности поведения, которые часто способствуют возникновению конфликтов:
- стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать последнее слово там, где это возможно и невозможно;
- излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях (борьба «ради принципа», а не ради дела);
- недостаточно аргументированная или высказываемая в резкой форме критика, особенно необоснованная;
- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолевать устаревшие традиции, мешающие жизни семьи или развитию коллектива;
- инициатива там, где ее не просят, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь, настойчивость, граничащая с навязчивостью;
- несправедливая оценка поступков других, умаление роли и значимости другого человека.
Практические советы:
Чаще всего мы вступаем в конфликты с окружающими из-за непростительного пренебрежения к правилам хорошего тона. Не хотите споров разногласий — не делайте ряда очень простых вещей.
Взгляд свысока еще никого не украшал. Даже если у вас есть все основания гордиться собой и ваш послужной список способен украсить любое резюме, все равно не стоит во всеуслышание хвалить себя — пусть лучше за тебя это сделают другие. Не надо также распространяться об огромных связях, доставивших вам это место, равно как и об авторитетных знакомых и покровителях. Таким образом вы не только не приобретете друзей, а, скорее, окажетесь в изоляции.
Нельзя также недоброжелательно или иронически обсуждать за глаза своих коллег и преподавателей — не исключено, что до них эти слова дойдут, и неизвестно, в каком варианте. А вот если отзываться о других хорошо, подчеркивая имеющиеся у них достоинства, как правило, обстановка в коллективе улучшается.
Не стоит навязывать другим свои требования и распорядок работы, |даже если они кажутся вам более эффективными.
Не следует бросаться на помощь, если за нею к вам не обращаются, и особенно если просят не вмешиваться.
Не делайте другим замечания, а говорите о своих чувствах по этому поводу, используя «Я-высказывания», например: вместо «Вы поставили меня в неудобное положение при пациентах» скажите «Я оказался в неудобной ситуации, когда пациент получил от вас другую информацию».
Виды конфликтов.В психологической литературе по количеству участников и их взаимосвязям выделяют четыре вида конфликтов: внутренний (внутриличностный), межличностный, конфликт между личностью и группой, групповой (рис.).
Рис. --. Виды конфликтов
Внутренний (внутриличностный) конфликт возникает, когда перед человеком встает проблема выбора. Это спор между «хочу» и «нельзя», между «должен» и «не хочу»; это борьба потребностей и социальных установок, желаний и ограничений, необходимости ивозможностей. Задержаться на работе, как того требует производственная необходимость, или спешить в институт, где требуется ваше присутствие? Учить ли к экзамену все темы или понадеяться на «авось»? Устраиваться ли на работу, за которую много платят, но она вызывает чувство отторжения? Учитывать ли проблемы и переживания пациентов или «беречь свои нервы»? Если «за» и «против» для вас равны и вы затрудняетесь сделать выбор, значит вы столкнулись с внутриличностным конфликтом.
При потере трудоспособности вследствие травмы или тяжелого заболевания внутренний конфликт может выразиться в растущем несоответствии между потребностями и снизившимися возможностями. Противоречивые требования родителей могут способствовать развитию невроза у ребенка. Если медсестре одновременно дают поручения старшая медсестра, врач и заведующий отделением, это может вызвать у нее сильное эмоциональное напряжение. Все это варианты внутренних конфликтов.
Неумение разрешать такие конфликты ведет к нарастанию эмоционального напряжения. Человек либо разряжается на окружающих (тогда конфликт перерастает в межличностный), либо «уходит» в болезнь.
Межличностный конфликт чаще всего возникает между двумя, реже тремя или более личностями (где каждый «сам за себя»). Ему обычно способствуют различия ценностных ориентаций, интересов, потенциальных возможностей, взглядов на средства достижения цели и на правила взаимодействия, а также ситуации, когда меняются личные отношения партнеров.
Такие конфликты протекают по-разному в зависимости от характеров участников и их отношений друг к другу. Если конфликтующие стороны относятся друг к другу положительно, то они пытаются найти приемлемое для обоих решение неприятной ситуации. При неопределенно положительном или отрицательном отношении одного из них к другому взаимоотношения людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию, долгое время могут пребывать в неопределенном положении. Если один из них относится к другому положительно, а другой к нему отрицательно, то складывается «конфликт безысходности». Их взаимоотношения постоянно будут находиться в состоянии несовместимости. Психологически острее разногласия воспринимает та сторона, к которой относятся негативно, хотя и другая тоже испытывает достаточное эмоциональное напряжение. Встречаются ситуации, когда один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное и отрицательное отношение. Всякие действия, направленные на сближение с ним, быстро приостанавливаются, так как сопровождаются усиливающимся стремлением уйти, разорвать с данным человеком любые взаимоотношения.
Межличностные конфликты называют вертикальными, если их участники имеют разный социальный статус (начальник—подчиненный, преподаватель — студент), и горизонтальными, если взаимодействующие находятся на одном уровне иерархических отношений. Если подобный конфликт не разрешается тем или иным путем, его участники обращаются за поддержкой, вербуют сторонников, и он перерастает в межгрупповой или в конфликт между личностью и группой.
Конфликт между личностью и группой может быть следствием межличностного конфликта, когда один из участников обретает поддержку своей позиции. Это может быть конфликт между преподавателем и группой студентов, пациентом и медперсоналом, врачом и родственниками пациента и т.д.
Этот вид конфликта может возникнуть и тогда, когда личность не принимает групповые ценности, не придерживается норм поведения, принятых в коллективе, не удовлетворяет его социальные ожидания.
Причиной такого конфликта может оказаться одна из типичных ошибок, сопровождающих устройство на новую работу, когда человек переносит прежние стереотипы в новые условия: «А нас так учили!», «Ваши методы устарели!» и т.п. К подобным ситуациям можно отнести также конфликт между руководителем и подчиненными, когда первый занимает крайне авторитарную позицию, не считаясь с мнениями, желаниями, потребностями других. Это может быть и конфликт между творческой личностью и обществом.
Групповые конфликты бывают бытовыми (между соседями) и международными (войны), сиюминутными (спор в очереди) и вечными («отцы и дети»), В их основе лежат религиозные и национальные противоречия, различия взглядов представителей разных научных школ или разнонаправленность интересов сотрудников разных отделений в больнице. Они могут возникать между формальными группами (например, дневная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными), между формальными и неформальными группами (например, коллектив больницы считает, что администрация поступает несправедливо, и различными способами уклоняется от выполнения распоряжений), внутри неформальных групп (дедовщина в армии).
Практический совет.
Если вы стали участником межгруппового конфликта, постарайтесь поточнее понять свою позицию: отстаиваете ли вы собственное мнение или просто поддерживаете группу «за компанию», а может быть оказались втянуты в него случайно — по принадлежности к данному коллективу.
Динамика конфликта. По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены следующим образом: недовольство — разногласие — противостояние — противоборство (спор, размолвки, раздоры, стычки, ссоры, скандалы) вражда — война (драка, судебное разбирательство).
Недовольство — ощущение неудовлетворенности чем-то либо кем-то. Оно проявляется в мимике, жестах, интонации, иногда в высказываниях. Это еще не конфликт, так как человек не всегда осознает причину своего состояния — истинные противоречия пока находятся на периферии сознания. Недовольство свидетельствует, что между субъектами появилось противоречие. Скрытое и, следовательно, неразрешаемое, оно, накапливаясь, обретает более четкие очертания и превращается в разногласие.
Разногласие — несходство во мнениях и взглядах, имеющих для субъектов личностный смысл. Оно, как правило, осознается и озвучиваются всеми или хотя бы одним из потенциальных участников конфликта. Если стороны не могут найти способа преодоления разногласия, через некоторое время наступает следующий этап — противостояние. Субъекты уже осмыслили противоречия, каждый знает, чего хочет (хотя иногда только думает, что знает) и его желание достичь желаемого результата стремительно возрастает. Если конструктивное решение проблемы не найдено, возникает противоборство. Оно может проявляться в постоянных спорах, размолвках, взаимных оправданных или неоправданных обидах, разрыве отношений, судебных тяжбах, брани, скандалах вплоть до физических столкновений. Выйти из такого конфликта сложно, так как все интересы субъектов фокусируются на конкретных словах и действиях, при этом упускается из виду сама ситуация. Если подобное положение затягивается и неприятие нарастает, ситуация приобретает крайне острый характер взаимной вражды, которую в определенном смысле можно назвать войной, и человек, занимающий противоположную позицию, воспринимается как враг. Это — деструктивный путь (тупиковый), ибо каждая сторона, отстаивая свои интересы, не желает замечать и учитывать интересы других. Ситуация, породившая конфликт, в этом случае может не разрешиться никогда, так как взаимоотношения заходят в тупик. Здесь может помочь либо время, либо грамотное посредничество.
Положительный эффект конструктивного решения конфликта состоит в том, что все субъекты выходят на новый, более высокий уровень отношений, поскольку они научились учитывать интересы других.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации.Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из возможных стратегий поведения: избегание проблемы или уход от нее, приспособление; соперничество или конкуренция, компромисс, сотрудничество.
Неосознанный выбор происходит на основе прошлого опыта, в основном детского. Но опыт решения конфликтов в детском возрасте далеко не всегда подходит к новым ситуациям. Если в детстве вы привыкли кричать и хлопать дверью, чтобы родители прислушались к вашему мнению, то вряд ли этот «прием» подойдет в общении с преподавателем. Если в подростковом возрасте или юности вы обиженно уходили в свою комнату или вступали в жаркий спор, когда вас ругали, то это мало вам поможет (да и просто недопустимо) в разговоре с раздраженным, агрессивно настроенным пациентом.
К выбору неэффективной стратегии поведения могут подтолкнуть исторические и культурные стереотипы. Жесткие идеологические стандарты нашего прошлого скорее ориентировали на нетерпимость, борьбу, бескомпромиссность (вспомните «битвы за урожай», «покорение природы» и т.п.) и, напротив, упоминание о склонности к компромиссам фактически звучало обвинением в беспринципности. Эти представления наложили несомненный отпечаток на распространение «жестких» стратегий поведения в конфликтных ситуациях, полемике, ведении переговоров. «Отступить без боя» — поведение, которое если не осуждается, то нередко расценивается как признак слабости. Каждому хочется быть «сильным» и «авторитетным», и если общество видит «силу» не в умении пойти на сотрудничество или компромисс, а в «борьбе до последнего», — люди будут выбирать конфронтацию.
Благодаря разработкам психологов и философов (в том числе и российских) выяснился примечательный факт: возможны два основных способа существования человека и, соответственно, две формы его отношения к жизни. При первом способе восприятие жизни не выходит за пределы непосредственных связей, в которых живет человек, т.е. это отношение к жизни, не осознаваемое как таковое. Второй способ существования связан с проявлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает непрерывный поток жизни, выводит человека мысленно за его пределы. Человек занимает позицию как бы вовне — одновременно становясь и участником, и наблюдателем. Это решающий, поворотный момент, так как в данном случае создается возможность осознания и оценки происходящего.
Для успешного решения конфликтных ситуаций и для полноценного общения представляется жизненно важным «рефлексивный» выход, следствием которого должно стать мысленное преобразование ситуации (мы оцениваем ситуацию и смотрим на нее и на свое поведение в ней как бы со стороны). Оказавшись в конфликтной ситуации, для ее разумного и эффективного решения полезнее всего взглянуть на происходящее со стороны и сознательно выбрать стратегию поведения. При этом следует учитывать и свой собственный стиль, и особенности других вовлеченных в разногласие людей, а также природу самого конфликта.
Избегание — это поведение выражается в самоустранении, игнорировании или фактическом отрицании конфликта. Формы ухода от решения проблемы могут быть разными. Вы молчите, демонстративно удаляетесь, «выключаясь» из обсуждения вопроса, или полностью отказываетесь от дальнейших дружеских и деловых отношений с «провинившейся» стороной.
Причины выбора такой стратегии могут быть различными: неуверенность в себе и своих силах, боязнь проиграть; неопределенность собственной позиции по данному конфликтному вопросу; стремление выиграть дополнительное время для серьезной подготовки к участию в конфликте; отсутствие полномочий, финансов, времени.
Если выбрана стратегия избегания, возможно вы сэкономите время и сбережете «нервы», но в дальнейшем можете лишиться влияния на ход событий. Конфликт либо будет решен без учета ваших интересов, либо не разрешится и будет нарастать и углубляться.
«Уход», устранение, однако и могут быть полезны в ситуации, прямо не затрагивающей ваших интересов, или когда ваше участие в разрешении конфликтной ситуации не отражается на ее развитии. Вполне вероятно, что если вы попытаетесь проигнорировать конфликт, не выразите своего отношения, измените тему, выйдите из комнаты или сделаете что-нибудь такое, что отсрочит выяснение вашей позиции, то проблема решится сама собой. Если нет, то вы сможете заняться этим позже, когда будете готовы к этому.
Приспособление проявляется в изменении своих действий и установок под реальным или воображаемым давлением противоположной стороны, податливости чужому мнению или желанию в ущерб собственным интересам. Выглядит это следующим образом. Вы делаете вид, что все в порядке, даже если что-то очень сильно задевает вас, предпочитаете мириться с происходящим, чтобы не испортить отношения: сначала молча соглашаетесь, а потом вынашиваете обиду или план мести, или стараетесь найти обходные пути, чтобы достичь своей цели.
К стратегии приспособления чаще всего прибегают, если конфликтная ситуация не затрагивает жизненно важных целей; сохранение отношений является более значимым, чем отстаивание своих интересов; если итог для другого человека намного важнее, чем для приспосабливающегося; когда осознают, что правота на стороне оппонента; если имеются более важные интересы; когда у другого больше власти; когда полагают, что человек может извлечь из этого полезный урок; и, наконец, когда могут добиться цели обходным путем.
Приспособление, принимающее формы сглаживания конфликта, может оказаться весьма разумной тактикой, если спор по поводу незначительных разногласий грозит испортить взаимоотношения. Бывают случаи, когда конфликты разрешаются сами собой за счет того, что люди продолжают поддерживать дружеские отношения. Однако при серьезных противоречиях стратегия приспособления мешает разрешению спорного вопроса, так как не способствует анализу ситуации и не дает партнеру возможности узнать подлинную причину вашего недовольства.
Такое поведение оправданно тогда, когда вы чувствуете, что, немного уступая, теряете мало. Если приходится уступать в чем-то важном и вы чувствуете в связи с этим неудовлетворенность, то стратегия приспособления неприемлема. Она также не подходит, если очевидно, что другой участник конфликта не в состоянии оценить сделанного вами и в свою очередь не собирается ничем поступаться.
Стратегия приспособления немного напоминает избегание, поскольку может быть использована для отсрочки в разрешении проблемы. Основное отличие состоит в том, что в данном случае вы действуете совместно с другим человеком, участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, что хочет другой. Ведь если избрана стратегия избегания, вы ничего не делаете для удовлетворения интересов другого человека, а просто отталкиваете от себя проблему, уходите от нее.
Соперничество характеризуется достижением индивидуальных или групповых целей в условиях противоборства с партнерами. Соперничество (или конкуренция), как правило, отличается сильной вовлеченностью человека в борьбу, активизацией всех его потенциальных возможностей при игнорировании интересов оппонентов. Основной принцип этой стратегии: «Чтобы я выиграл, остальные должны проиграть!»
В поведении это проявляется стремлением во что бы то ни стало доказать свою правоту, давлением на соперника (старанием переубедить его, а иногда и перекричать, либо применить власть или физическую силу), требованиями безоговорочного согласия и послушания, привлечением новых союзников для укрепления определенных позиций.
Очень часто люди признают только один способ решения конфликтной ситуации: партнер должен отказаться от своих взглядов, от своего мнения, принять их точку зрения, признавая их правоту, а свою неправоту или даже вину. Если для человека это представляется единственно приемлемым выходом из ситуации, то он будет упорно отстаивать свою позицию, навязывать партнеру свою точку зрения, отрицать его аргументы. В сущности, он не ищет разрешения проблемы, для него уже существует только одно возможное решение — его собственное.
Иногда человек верит в то, что он абсолютно прав, и не понимает, почему другие этого не видят. Порой ему мешает прислушаться к аргументам других привычка всегда брать верх в споре, доминировать, желание быть первым. В каких-то случаях сам партнер, его поведение вызывают эмоциональный протест и желание не соглашаться из-за неудачно выбранного им тона в данной ситуации или из-за негативного прошлого опыта.
Таким образом, причины выбора человеком этой стратегии поведения в конфликтной ситуации могут быть следующими: потребность защитить свои интересы (жизнь, семью, благополучие, имидж и т.п.); желание установить приоритет, стремление к лидерству; недоверие к людям вообще, в том числе к оппонентам, приписывание поступкам партнера негативной мотивации; эгоцентризм, неумение взглянуть на проблему с иной точки зрения; фамильная вражда, традиции, месть (вендетта); критическая ситуация, которая требует немедленного решения.
Стратегия соперничества оправданна, если вы берете контроль в свои руки для того, чтобы оградить себя или других людей от насилия или опрометчивых поступков. Это бывает эффективно, если вы обладаете определенной властью, уверены, что ваше решение в данной ситуации наиболее правильно и у вас есть возможность реализовать его, особенно если время принятия решения ограничено и при долгом обсуждении могут произойти непоправимые изменения. Когда человек берет власть в свои руки, игнорируя другие мнения, его авторитет может несколько упасть, но если становится очевидным положительный результат, он приобретает надежных сторонников.
Однако эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты: проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, саботировать его выполнение, тайно или явно противодействовать ему (фирма, эксплуатирующая своих работников, может пострадать от забастовки; народ, угнетающий этническое меньшинство, может спровоцировать восстание; брак, в котором одна сторона подавляет другую, может закончиться полным крахом; родители, требующие от детей полного подчинения, зачастую сталкиваются с обманом).
Компромисс — разрешение конфликтной ситуации путем взаимных уступок, когда каждая из сторон снижает уровень своих претензий. Форма проявления компромисса может быть разной: оба партнера уступают друг другу ради поддержания дружеских отношений или их силы (или доводы) оказались равными, и ничего не остается, кроме решения пойти на взаимное согласие (или разделить нежелательные обязанности поровну). При этом подразумевается, что оба участника с самого начала искали справедливый исход конфликтной ситуации.
Причинами выбора компромиссного решения обычно являются: стремление хотя бы к частичному выигрышу; признание ценностей и интересов других людей, как и своих собственных; желание быть объективным; попытка найти выход, когда переговоры зашли в тупик.
Выбор стратегии компромисса может оказаться полезным в ситуациях, когда обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы. Иногда компромисс бывает последней возможностью прийти к какому-либо решению, которое позволит сохранить взаимоотношения и вместе с тем будет для вас полезным. Эту стратегию можно предпочесть с самого начала конфликта, особенно если имеется необходимость придти к соглашению быстро.
Однако компромиссный путь требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник мог чего-то добиться. Такой подход подразумевает, что делится какая-то конечная величина и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью. Тем не менее раздел поровну нередко является справедливым решением: раз мы не можем увеличить размер делимого объекта (премии, компьютера или квартиры), равноправное пользование им — уже достижение. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения или на недостаточно равноправных условиях, то он может оказаться не самым оптимальным исходом переговоров. Ни одна из сторон не будет довольна решением, которое не удовлетворяет ее нужд.
Сотрудничество — это стратегия поведения, при которой на первое место ставится не решение конкретной конфликтной ситуации, а удовлетворение интересов всех ее участников. Сотрудничество под девизом «Я хочу, чтобы выиграли все!» означает поиск путей для вовлечения всех заинтересованных лиц в процесс разрешения конфликта и стремление к выгоде для всех вместе и для каждого в отдельности.
Этот путь требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту. Необходимо затратить какое-то время на поиск скрытых интересов и нужд всех сторон, выслушать друг друга, затем рассмотреть различные возможные варианты решения проблемы и сделать выбор.
Стратегия сотрудничества наиболее эффективна, когда: решение проблемы важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него отстраняться; когда есть время поработать над возникшей проблемой; если стороны способны изложить суть своих интересов, выслушать и понять друг друга; если участники конфликта обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать выход из сложной ситуации. Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения.
Стратегия разрешения конфликтной ситуации путем сотрудничества требует от партнеров следующих шагов:
- установить, что стоит за позициями каждой из сторон;
- узнать, в чем, в каких аспектах их мнения не противоречат друг другу (иногда проблема сама решается на этом этапе);
- способствовать совместному решению проблемы («не противники, а партнеры»);
- разработать варианты решений, наиболее полно удовлетворяющие запросы каждого.
Иногда сотрудничество внешне напоминает компромисс или приспособление. Это происходит, когда в результате обсуждения изменяется первоначальная позиция и частично или полностью партнеры уступают друг другу. Но это вызвано не тем, что одни оказался сильнее другого или более прав, а тем, что удалось найти другое, более оптимальное для всех решение своих проблем. Сотрудничество не всегда приводит к успеху, но если оба партнера вступают на этот путь решение конфликтной ситуации, то, скорее всего, они достигнут многого.
Австралийская организация по разрешению конфликтов, созданная в 1986 г., разрабатывает и внедряет навыки, помогающие людям переходить от конфронтационного мышления к сотрудничеству. Это приемы, эффективно применяемые в личной жизни, на работе, в международных отношениях (Подробнее об этом можно узнать из кн.: Корнелиус X., Фейер М. Выиграть может каждый. — М., 1992.). Ниже представлены некоторые из вопросов, которые полезно задавать себе при разрешении конфликтной ситуации.
- Хочу ли я разрешить конфликт? (Будь готов решить проблему.)
• Вижу ли я всю картину или только свой небольшой отрезок? (Смотрите шире!)
• Каковы нужды и опасения других? (Опишите их объективно.)
• Каким может быть объективное решение? (Рассмотрите как можно больше вариантов решения, отберите те, которые наиболее соответствуют интересам всех участников конфликта.)
• Можем ли мы решить это вместе? (Давайте вести дело на равных.)
• Что я чувствую? (Попробуйте: а) рассмотреть все факты; б) дать остыть эмоциям; в) поделиться с другими своими чувствами.)
• Что я хочу изменить? (Будьте честны: «нападайте» на проблему, а не на личность.).
• Какие новые возможности открываются передо мной? (Старайтесь видеть не только «минусы», но и «плюсы».)
• Как бы я чувствовал себя на их месте? (Дайте знать другому, что вы его понимаете.)
• Нужен ли нам нейтральный посредник? (Поможет ли третье лицо лучше понять друг друга и прийти к обоюдоприемлемому решению.)
• Как мы оба можем выиграть? (Ищите решения, учитывающие нужды всех участников.)
Стратегия сотрудничества теряет эффективность в ситуациях, где конфликт перестает быть средством достижения целей противостоящих сторон, а оказывается самоцелью. Это происходит в тех случаях, когда открытому столкновению сторон предшествует длительно накапливавшееся напряжение или враждебность, и конфликт служит средством их выражения. Фактически в подобных ситуациях именно возможность выражения враждебности и эмоций оказывается для участников более важной, чем сам предмет конфликта.
Практический совет.
Если вы попали в конфликт, можно поступить следующим образом:
- посмотреть на конфликт со стороны, мысленно предоставить всю картину сложившейся ситуации, рассмотреть разные способы ее решения — техника визуализации (особенно подходит для визуалов);
- провести эмоциональную разгрузку: применить аутотренинг, заняться спортом, поиграть в дартс, теннис или футбол (любую игру, позволяющую выплеснуть агрессию), выдержать паузу (посчитать до 10 и обратно или выпить чашечку кофе) и т.д. (больше помогает кинестетикам);
- попробовать каждую позицию пересказать от первого лица — техника «Я-переименования» (лучше получается у аудиалов);
- проанализировать ситуацию и выбрать оптимальную стратегию поведения (эффективно для дигиталов).