Соотношение понятий «воспитание», «социализация», «развитие» и «формирование»

Центральное понятие педагогической науки «воспитание» имеет целый веер терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. Среди таких понятий можно выделить понятия социализации, развития и формирования. Соотношение этих понятий – вопрос принципиальный, поскольку различные отрасли человекознания включают в них собственный смысл, часто упрощая понимание явления.

Воспитание и социализация личности. Р.М. Шамионов, разработавший модель институциональной детерминации социализации, определяет ее следующим образом: «Социализация личности – сложный многоуровневый и многофункциональный процесс и результат вхождения человека в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств личности, моделей поведения, реализующийся на основе смены детерминант и их отношений»[5]. Далее автор отмечает, что «в дефинициях социализация – воспитание возможно как тождество, так и различие. С одной стороны, воспитание может определяться с точки зрения разных смыслов (например, «в широком и узком»), и с этих позиций переменной выступает воспитание; с другой стороны, имеется попытка фиксирования понятия «воспитания», в этом случае иногда воспитание выступает как часть социализации»[6].

В психологическом словаре воспитание (в широком смысле) определяется как «процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов»[7]. То есть, в этом случае происходит слияние анализируемых понятий (понятие «воспитание» трактуется через понятие «социализация»).

Существует и другие точки зрения. Так, по мнению В.В. Новикова «если во взаимоотношениях личности – объекта и субъекта социализации последним выступает конкретный человек, – речь должна идти о воспитании, если же социальный институт, – то о социализации»[8].

Особого внимания для понимания соотношения данных понятий в педагогической науке заслуживает позиция А.В. Мудрика, который отмечает, что «воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие»[9]. Иначе говоря, социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия (по сути, весьма противоречивых), так и под влиянием социально контролируемых в процессе воспитания условий. То есть, воспитание, является частью социализации личности и осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности воспитуемых. Кроме того, А.В. Мудрик отмечает, что «социализация в целом – процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем»[10].

Воспитание и развитие личности. Свою позицию относительно соотношения воспитания и развития предлагает В.Д. Щадриков. «Развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью – полной реализации себя в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание – к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей. Образно говоря, воспитание должно привести к тому, что сильный не будет обижать слабого, а умный не будет использовать свой ум во вред другим. Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор. Одинаково опасно как отождествлять развитие и воспитание, так и противопоставлять их. Онтологию развития должна разрабатывать психология, онтологию воспитания – этика, а способы реализации – педагогика, опирающаяся на сущностную картину качеств индивида и нравственные нормы, формируемые психологией и философией. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности (развитие индивида и индивидуальности в единстве развития природных качеств и присвоения качеств общественной морали)»[11].

Несколько иная позиция по данной проблеме присуща М.Т. Громковой, которая трактует понятие развитие, «как выращивание способностей человека путем совершения действий, а воспитание, как управление потребностями человека»[12].

Воспитание и формирование личности. И в этом случае существуют определенные трудности в дифференциации данных понятий. Отчасти это связано еще и с тем, что понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах. А.В. Петровский[13] обозначает психологический и педагогический подходы к понятию «формирование».

Психологический подход – формирование личности как ее развитие, т.е. процесс и результат этого развития. Взятое в этом значении понятие формирования личности является предметом психологического изучения, в задачу которого входит выяснение того, что есть (находится в наличии, экспериментально выявляется, обнаруживается) и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий.

Педагогический подход – формирование личности как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формовка», «лепка», «конструирование»; А.С. Макаренко удачно назвал этот процесс «проектированием личности»). Педагогический подход предполагает необходимость выяснить, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала требованиям, которые предъявляет к ней общество.

Если исходить из различий двух подходов, то можно сказать, что в первом (психологическом) подходе воспитание может выступать как один из важнейших, но не единственных факторов формирования личности; во втором же подходе (педагогическом) – понятия «воспитание» и «формирование» практически являются тождественными друг другу.

А.В. Петровский особо акцентирует внимание на том, что «нельзя допускать смешения психологического и педагогического подхода к формированию личности, в противном случае может произойти подмена желаемым действительного»[14]. Педагогикой определяются задачи правильного подхода к процессу формирования личности молодых людей, выявляется, что должно быть сформировано в процессе воспитания. Педагогика, разрабатывая методику воспитательной работы, предлагает свои приемы и способы осуществления поставленной цели, говорит о том, как сформировать принципиальность, правдивость, доброту и другие важнейшие качества личности.

Воспитание и обучение

Как педагогическое явление воспитание является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения.

В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных, но относительно самостоятельных процесса:

– обучение – целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей[15];

– воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе[16].

Проблема соотношения обучения и воспитания является одной из центральных проблем педагогики и педагогической психологии. И.А. Зимняя[17] выделяет четыре типа взаимосвязи между обучением и воспитанием:

1) воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение;

2) воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание;

3) воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение;

4) воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Р.С. Немов[18] отмечает особенности воспитания по сравнению с обучением:

– воспитание и обучение – разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности (воспитывая – обучаем, обучая – воспитываем);

– обучение направлено на становление познавательных процессов, способностей, приобретение знаний, умений и навыков; воспитание – на формирование человека как личности;

– результат обучения – знания, умения и навыки; результат воспитания – свойства и качества личности, формы его социального поведения;

– обучение осуществляется через различные виды деятельности; воспитание – через межличностное общение людей;

– методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры; методы воспитания – на восприятии и понимании человека человеком.

Наши рекомендации