Языковые клише научного стиля
Смысловой компонент | Клише научного стиля |
Актуальность проблемы (темы), которой посвящен обзор | В современной науке (какой) особенную остроту приобретает тема (какая) … Актуальна проблема (чего) … Внимание ученых привлекают вопросы (чего) … Социальная (психологическая / педагогическая / научная) аргументация позволяет сделать вывод (заключение)… |
Перечисление работ, посвященных проблеме (теме) | Существует обширная литература, посвященная данной проблеме … Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии) … Эта проблема рассматривается в следующих работах … |
Описание основных подходов | Среди ученых, занимающихся проблемой (какой), нет единой концепции (чего) . . . Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы . . . Существует три (две) основных точек зрения на проблему. Первый подход реализован в работах (чьих), в основе второго подхода лежит концепция (какая), третий подход состоит в том, что… В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ, направлений, точек зрения… В настоящее время можно констатировать, что в педагогике накоплены достаточные (не достаточные) знания о … |
Изложение сущности точек зрения | Одна из точек зрения принадлежит (кому) и заключается (в чем) … Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает (что) … Этой точки зрения придерживается (кто)… Третий подход представлен в работах (чьих) и сводится (к чему)… Автор (кто) считает (что), … Автор выдвигает положение, концепцию, теорию (какую) . . . Как считает (кто) … По мнению (кого) … С точки зрения (кого) … Сущность (суть), основное положение (чего) состоит… заключается (в чем)… сводится (к чему)… Согласно теории, концепции, трактовке (чего), … согласно точке зрения (чьей), … согласно мнению (кого, о чем)… Использование потенциала знаний о …, позволяет утверждать, что сущность, структура может быть представлена следующими компонентами…. |
Сравнение точек зрения | Сходство Автор высказывает мнение, сходное с мнением (кого), придерживается тех же взглядов, что и (кто); позиция автора близка взглядам (кого); автор опирается на концепцию (какую, чью); автор является представителем школы (какой); автор разделяет мнение (кого) по вопросу… (Что) объединяет (кого с кем) во взглядах (на что). (Кто) по своей позиции близок (кому). (Кто) так же как и (кто), утверждает (что). Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу (какому). Еще одна позиция в отношении содержания научного обоснования выражена в идеях, теории, статьях …. А.М. Новикова, Зеер и т.д…. Различие Точка зрения (кого) коренным образом отличается от взглядов (кого на что). Значительно/незначительно, принципиально отличается (от чего). (Что) диаметрально противоположно (чему). (Что) отличается (от чего) тем, что… Если (кто) утверждает (что), то (кто) считает, что … С точки зрения… В данном суждении речь идет о … (сущности, структуре…) |
Отношение к рассматриваемым точкам зрения | Согласие/несогласие Трудно согласиться (с чем). Трудно принять точку зрения (какую). Нельзя принять утверждение (кого о чем), потому что… Можно согласиться (с чем) По результатам анализа трудов (кого?) может быть сделан вывод о … Завершая рассуждения о понятии, подчеркнем, что придерживаемся позиции … Оценка Данная точка зрения оригинальна, интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы (чего) При оценке взглядов … К сожалению, далеко не всегда (авторы/ученые) описывая …, обращают внимание (/определяют) …. Нельзя не отметить достоинства (чего в чем) |
Мотивированный выбор точки зрения | Наиболее обоснованной является точка зрения (кого). Многие современные ученые (указывать не менее 3 человек) обращают внимание (описывают, определяют, констатируют) …. Все, сказанное выше, с нашей точки зрения позволяет заключить, что … Таким образом, можно остановиться (на чем), так как… Таким образом, ссылаясь на научные взгляды Иванова И.И. о структуре / сущности / …, которые представляют концептуальную основу исследования,… Обращение к государственным документам, в которых …. Подобные утверждения имеют …(значение) для нашей гипотезы… Мы принимаем точку зрения (кого), исходя из следующих соображений. Мы считаем наиболее убедительными аргументы (кого). Неоспоримость доводов (кого) заключается в том, что… Описание результатов экспериментов (кого) представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения (кого). Результаты научного/теоретического анализа свидетельствуют, что (кто?) показывал / отмечал / доказывал / выделял / обобщал / классифицировал / систематизировал / структурировал и т.д. |
Описание опытно-экспериментальной (экспериментальной) работы | Описанная методика показала/ позволила определить… Многолетние наблюдения за студентами с целью выявления …(определения, изучения)… уровень проявления \ сформированности \ ориентированности… Для обеспечения достоверности результатов исследования был проведен диагностический срез с целью (на выявление, отражающий…)… Начальный уровень проявления … определяется посредством совокупности специально разработанных процедур (например, самоанализ, опрос, экспертная оценка, педагогическая оценка…) Уровень проявления … В процессе экспериментальной работы определен уровень сформированности … Назначение экспериментальной работы состояло в практической реализации … Как отмечалось в первой главе… Как показано в первой главе … Обращая внимание на идеи, которые отражены в первой главе … Педагогическое сопровождение (чего-либо) предполагало … По мнению участников экспериментальной работы …(преподавателей – участников ЭР; студентов – участников ЭР…). Отметим, что проведенное … отражает основную идею (результат, структуру…) Задачи, поставленные на начальном этапе экспериментальной работы, нашли свое отражение в процессе создания (организации/реализации)… В ходе экспериментальной работы было отмечено (замечено, установлено), что некоторые студенты … Так, при обсуждении вопроса о …было обращено внимание на то, что студенты не могли/могли … Касаясь проблемы … студенты подчеркнули… Было обращено внимание … По мнению студентов (по нашему мнению), … Данный параграф является логическим продолжением предыдущего и посвящен … В качестве промежуточных задач исследования на данном этапе выделены… После окончания первого этапа ОЭР систематизированы основные материалы, которые позволяют сделать выводы: .. Опираясь на наши теоретические идеи о …, выделены (конкретизированы/показаны) механизмы/ условия… Полученные результаты (показывают, отражают, доказывают, устанавливают, подтверждают…)… Анализ полученных результатов показал, что .. Так, в группе Э1 нами наблюдались … После реализации третьего педагогического условия (фактора) нами был проведен четвертый контрольный срез с целью выявления результативности данного условия. Количество участников экспериментальной работы с высоким уровнем сформированности (чего-либо) увеличилось с … до .., при этом средний уровень сформированности .. составил … Динамика (изменение) третьего среза … Анализ полученных данных показал / подтвердил / позволил сделать вывод / предположить.. Позитивная динамика проявления … Студенты экспериментальных групп, по сравнению с контрольной, подтверждают гипотезу (часть гипотезы / ту часть гипотезы, где утверждается ….) В процессе экспериментальной работы было установлено влияние (того-то) на … Таким образом, положительные результаты, полученные в ходе ОЭР, …позволяют считать / доказать гипотезу… Выявлено/Доказано/Подтверждено… На основании анализа результатов ОЭР правомерным является утверждение о том, что некоторые различия результатов изучения в экспериментальных группах может быть объяснено следующим образом …(разный начальный уровень/испытывали трудности в …) Анализ результатов ОЭР, представленный в таблицах, показал, что по отдельным критериям/признакам и в целом уровень проявления (сформированности) стал выше на ..(изменился с N% до …), что свидетельствует о качественных изменениях: … Качественные изменения выразились в том, что… Организуя ОЭР, мы учитывали то обстоятельство, что … |
4. Порядок выполнения и защиты
выпускной квалификационной работы
Этапы выполнения ВКР
Порядок выполнения ВКР включает следующие этапы:
1. Выбор темы работы из перечня тем, разработанных на кафедре, или обоснование целесообразности разработки собственной темы исследования.
2. Составление списка литературы по теме исследования. Список должен включать монографии, научные статьи, статьи из методических журналов и др.
3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.
4. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.
5. Составление плана квалификационной работы.
6. Обоснование актуальности темы.
7. Написание текста «Актуальность темы» с указанием основных характеристик работы (социальный заказ, состояние в теории, на практике, выделение круга нерешенных проблем).
8. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.
9. Написание текста «Анализ литературы по теме исследования», в котором представлены:
1) история исследуемой проблемы (этапы развития, основные идеи, вопросы);
2) общенаучные положения, характеризующие объект исследования;
3) психологические положения;
4) педагогические положения (общепедагогические, дидактические, методические).
10. Написание текста «Выводы по результатам анализа литературы по теме исследования».
11. Разработка различных способов решения выделенной проблемы (анализ различных подходов к решению проблемы в науке и практике, характеристика авторских предложений).
12. Определение оптимального пути разрешения проблемы.
13. Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов уроков, воспитательных дел и т.д.).
14. Проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.
15. Анализ результатов эксперимента; составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.
16. Написание текста «Констатирующий эксперимент».
17. Подготовка к осуществлению формирующего эксперимента с целью проверки научного предположения (планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений и т.д.).
18. Проведение и анализ обучающего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.).
19. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д., формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным формирующего эксперимента.
20. Написание текста: «Опытно-экспериментальная работа», в котором отражаются подготовка к осуществлению формирующего эксперимента, условия, в которых он протекал, характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и последовательность проведения разработанных занятий (учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.
21. Повторное проведение формирующего эксперимента (если возникает необходимость).
22. Компоновка подготовленных текстов в главы.
23. Написание выводов к главам.
24. Составление заключения. Заключение должно «зеркально» отражать введение, т.е. в нем должны быть сделаны обобщающие выводы по достижению цели, решению задач, проверке гипотезы. Можно обозначить круг проблем, которые в силу объективных и субъективных причин, не были решены в исследовании.
25. Составление списка литературы в соответствии с библиографическими требованиями.
26. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций и т.д.).
27. Уточнение оглавления квалификационной работы.
28. Оформление титульного листа.
Предзащита ВКР
Для определения степени готовности студента к защите выпускной квалификационной работы проводится процедура предзащиты. Предзащита проводится на заседании выпускающей кафедры по графику не менее чем за один месяц до защиты.
Предзащита проводится с целью выявления уровня готовности выпускной квалификационной работы, а также помощи студентам в подготовке к защите ВКР. Она позволяет своевременно выявить трудности студентов, возникшие в ходе выполнения выпускной работы. На данном этапе студент имеет возможность получить рекомендации квалифицированной комиссии по выполнению, оформлению работы и процедуре защиты дипломной работы. Комиссия в форме рекомендаций выносит суждение о степени соответствия работы установленным нормам, что находит свое отражение в рекомендации работы к защите. Комиссия также может вынести решение о направлении диплома на доработку, обозначив основные недостатки и возможные варианты их устранения. По результатам предзащиты оформляется протокол. Присутствие научного руководителя на предзащите обязательно.
Процедура защиты ВКР
Выпускная квалификационная работа подписывается студентом (на последней странице) и в переплетенном виде не позднее, чем за две недели до защиты, представляется научному руководителю. Руководитель после проверки работы подписывает титульный лист и вместе со своим письменным отзывом представляет ее на кафедру.
Отзыв печатается на стандартных листах А-4, объемом не менее одной страницы. Без отзыва научного руководителя выпускная квалификационная работа к защите не допускается.
Научный руководитель оценивает не само дипломное исследование, а характеризует личные качества студента и его работу по следующим показателям:
– владение исследовательской культурой;
– степень добросовестности и трудолюбия выпускника при выполнении им выпускной работы;
– оценка теоретической подготовленности студента, инициативности и самостоятельности при решении исследовательских задач;
– умение студента работать с источниками, справочниками, способность ясно и четко излагать материал;
– соблюдение правил и качества оформления дипломной работы.
С отзывом научного руководителя студент-выпускник должен быть ознакомлен.
Вопрос о допуске к защите решается на заседании выпускающей кафедры и оформляется приказом по институту.
Работы, допущенные кафедрой к защите, подлежат обязательному рецензированию. Рецензирование ВКР производится преподавателями, не участвующими в подготовке выпускных работ, или приглашенными специалистами.
Отзыв научного руководителя и рецензента о дипломной (квалификационной) работе оформляются в одном экземпляре и представляются для работы ГАК.
В отличие от научного руководителя, рецензент как лицо, имеющее в своем распоряжении или наблюдающее лишь саму выпускную работу, не должен оценивать личностные качества дипломника и его личный вклад в работу.
Рецензия– документ, представляемый в ГАК для общей оценки соответствия квалификационной работы выпускника требованиям ГОС ВПО.
В рецензии обозначаются:
– характеристика дипломной работы в целом и отдельных ее разделов;
– актуальность темы, новизна предложенных методов в решении поставленных задач, при этом особо отмечаются работы, которые отличаются самостоятельностью решений, а также указываются разделы, где имеются недостатки и требуются доработки;
– соответствие содержания поставленным целям и задачам;
– теоретическая подготовка дипломника и его умение самостоятельно использовать полученные знания при решении конкретных задач, особо отмечаются те разделы работы, которые характеризуют исследовательские способности дипломника;
– последовательность и ясность изложения материала, использование новейших достижений в области науки и техники;
– описание работы с точки зрения использования ее в практике;
– рекомендации рецензента как в целом, так и к отдельным ее частям и отделам;
– констатация соответствия выполненной выпускником работы квалификационным требованиям.
С рецензией студент-выпускник должен быть ознакомлен.
Защита дипломной работы производится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии с присутствием не менее 2/3 ее состава, на котором заслушиваются краткий доклад выпускника, отзыв руководителя и рецензия.
На доклад студенту отводится 10-15 минут; в докладе необходимо отразить актуальность, цели, задачи, основные положения экспериментальных методик, суть полученных результатов, теоретические и практические выводы, перспективы дальнейшей работы; результаты исследования могут быть проиллюстрированы графиками, схемами, аудио- и видео-материалами.
После выступления студента членами ГАК задаются вопросы докладчику; дается слово для выступления научного руководителя (в отсутствие руководителя зачитывается отзыв); рецензия зачитывается секретарём ГАК; затем студенту предоставляется время для заключительного выступления, в котором студент отвечает на замечания рецензентов, аргументированно обосновывая свое согласие или несогласие.
Члены ГАК, основываясь на докладе выпускника, просмотренной рукописи выпускной квалификационной работы, рецензии и отзыве руководителя, ответах выпускника и представленном иллюстративном материале, дают предварительную оценку работы и подтверждают соответствие уровня подготовленности выпускника требованиям ГОС.
Критерии оценки выпускных квалификационных работ:
● обоснованность выбора и актуальность темы исследования;
● уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала;
● обоснованность и чёткость сформулированных выводов;
● чёткость структуры работы и логичность изложения материала;
● методологическая обоснованность исследования;
● применение навыков самостоятельной экспериментально-исследовательской работы:
● объём и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме;
● владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность;
● соответствие формы предоставленной ВКР всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ;
● содержание рецензии и отзыва руководителя;
● качество устного доклада;
● глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты.
Выпускная квалификационная работа хранится на кафедре в печатном и электронном виде. При необходимости она может быть выдана выпускнику по решению заведующего кафедрой для использования в практической работе или научных целях на определённый срок с обязательством возврата.
Лучшие ВКР, представлявшиеся на научных конференциях, рекомендованные к публикации, к участию в конкурсах ВКР регионального и федерального уровней, хранятся бессрочно.