Теории игры в зарубежной и отечественной психологии и педагогике
Вопросы к экзамену по МДК. 02.01.
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Историческое происхождение игровой деятельности.
Первые игры появились задолго до возникновения человека у животных. Наиболее продвинуты они у обезьян — они используют не только игры, связанные с определёнными ритуалами (в брачный сезон, например), но и такие, которые похожи на аналогичные игры у людей. У людей же игры существуют с доисторических времён — начиная с ритуальных (например, обряд ), с развитием цивилизации игры делались всё сложнее и стали практически любой тематики. Игра — это совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека игра — «дитя труда» (В. Вундт). Игра человека — порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры — в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. В этом — основное, центральное и самое общее значение игры.
Игры детей своеобразно отражали систему общественных отношений античного общества. Многие из них носили политических характер: игры «в царя», «в судью».
Различия в жизненных укладах, традициях и культуре народов неизбежно привносят определенный и достаточно выраженный оттенок в игры их детей. Англичане, изолированные островным положением своей страны, изобрели коллективные игры – футбол, баскетбол, регби. Эти игры и сегодня являются составным компонентом программы физического воспитания подрастающего поколения.
В жизни русского народа различного рода игры и игрища с давних времен занимали весьма заметное место. Играми на Руси называли такие разные и, на первый взгляд, далекие по своей природе явления, как пляски, танцы, хождение с песнями, хороводы, подвижные игры и др. Дети были увлеченными зрителями таких игр и по мере взросления приобщались к традиционной празднично-игровой культуре взрослых. Традиционные игры являлись сильным воспитательным средством жизни народа. Они приучали к строгому порядку жизненных и хозяйственных циклов, живо и ярко раскрывали перед детьми мир взрослых, способствовали формированию мировоззрения и национального самосознания.
Но существует и другое понятие игры – в значении детской забавы с игрушкой в доме, в обществе с братьями и сестрами, сверстниками, родителями. Игрушки изготавливались взрослыми, а играм отводилось особое «небесное» место – на полатях (дощатый настил рядом с печкой) .
На характер и направленность детских игр яркий отпечаток накладывают сезонно-климатические условия. Игры народов, проживающих в южных и северных странах, различаются весьма значительно. Кроме того, летние игры имеют подвижный характер, зимние, как правило, проходят в помещении и являют собой драматические или умственные действия, - отмечает В. Н. Всеволодский-Генгросс (1933). Определенные различия имеют также игры мальчиков и девочек.
Вместе с тем в играх детей разных стран обнаруживается чрезвычайно много сходства как по стилю, так и по сюжетам.
Таким образом, находясь в тесной связи с социально-экономическим уровнем развития общества и культурными традициями народа, игра эволюционирует вместе с обществом. Серьезный отпечаток на нее накладывают и особенности исторических эпох, и господствующие в них педагогические взгляды на цели, содержание и методы воспитания подрастающего поколения. Любая игра, попадая в одни условия, развивается, а в других – трансформируется, а в третьих – просто перестает существовать.
Теории игры в зарубежной и отечественной психологии и педагогике.
В отечественной науке первое описание и теория игры были представлены А.Н. Сикорским, русским психиатром и психологом. Игру он рассматривал как умственную работу, в которой ребенок познает окружающий мир. Таким образом, обозначился отход от биологизаторских тенденций, которые были присущи западным теориям.
Богатый фактический материал по описанию детских игр собрал и опубликовал Е.А. Покровский. Он отметил, что в содержании игр детей отражается деятельность их родителей: там, где основное занятие родителей - охота, дети с игрушечными ружьями и палками охотятся за зверями. Девочкам дают игрушечную утварь, чтобы они готовились к ведению домашнего хозяйства. Таким образом игра готовит детей к труду.
Значительное внимание игре уделял П.Ф. Лесгафт. Он считал, что игры детей носят в основном имитационный характер и, соответственно, не могут быть одинаковыми у различных народов, в разных семьях, сословиях, местностях. Дети в играх передают то, что их окружает, что они наблюдают, что вызывает наибольшее впечатление. Следовательно, содержанием детских игр является окружающая действительность.
Существенный вклад в разработку теории игры внес К.Д. Ушинский. Его исследование «Человек как предмет воспитания» вышло в свет почти за 30 лет до появления первых работ К. Грооса. В нем он показал значение детских игр для развития психических функций (в частности, воображения), становления личности ребенка, определил место игры в жизни детей, способы влияния взрослого на детские игры. По мнению К.Д. Ушинского игра для ребенка - это посильный способ вхождения в сложную окружающую жизнь. В своих играх дети отражают действительность, какой её видят: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой - валяется на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей - бьет людей, заводит копилку, считает деньги».
Значительный вклад в теорию игры внес Г.В. Плеханов. Он считал, что в истории общества труд предшествует игре, определял её содержание. Но в жизни отдельного человека игра предшествует труду. Она подготавливает детей к вхождению во взрослую жизнь.
Таким образом психолого-педагогические исследования показали несостоятельность господствующих биологизаторских теорий и доказали положение о том, что игра возникает под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Автор | Название теории | Сущность | Минусы |
Карл Гросс швейцарский учёный самая популярная | «теория инстинктивности» | Считал игру как подготовку к жизни, в основе игры лежат инстинкты, которые в ней проявляются и совершенствуются. Связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Карл Гроос усматривает смысл игры в интересах будущего. Он уделяет особое внимание тому обстоятельству, что в процессе игры ребенком задействуются именно те силы, к которым человек обычно обращается во время серьезной деятельности. | Объясняя игры человека так же, как игры животных, ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту. Раскрывая значение игры для развития, теория Гросса по существу своему антиисторична. Основной недостаток — эта теория указывает лишь «смысл» игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. |
Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер – немецкий поэт и философ | «избыток сил» | Он отождествлял игру с искусством и считал, что игра, как и искусство, имеет общие корни и возникает тогда, когда удовлетворены жизненно важные, необходимые для существования человека примитивные потребности. А избыток сил он тратит на удовлетворение более высоких духовных потребностей, которые он находит в искусстве и игре. | |
Герберт Спенсер английский философ и социолог | «теория компенсаторности» | Игра является средством избавления от нереализованной энергии. Источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. | Теория Спенсера, во-первых, имеет в виду только ребенка. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, от того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху. |
Вильям Штерн немецкий психолог | «зарей серьезного инстинкта» | Игра, по его мнению, это упражнение наследственных механизмов поведения. В игре человек отражается полностью со всеми имеющимися у него тенденциями — не только настоящими, но и прошлыми. Поэтому игра действительно является предварительным упражнением наших сил, как это доказал Гроос, однако, наряду с этим, по мнению Штерна, игра представляет собой предварительную пробу (Vortastung) различных возможностей действия с тем, чтобы в конце концов были найдены наиболее подходящие формы. | суть теории Штерна заключается в том, что им игра мыслится проявлением неразвитых, зачаточных функций и тенденций. Во-первых, будь это так, автору не следовало бы говорить об игре взрослых, а счесть игру лишь явлением детского возраста. Во-вторых, известны факты игры, о которых никак нельзя сказать, что они представляют собой проявление сил, пребывающих в зачаточном состоянии. |
Карл Людвиг Бюлернемецкий психолог и лингвист | теорию функционального удовольствия | Главная мотивация игр удовольствие, получаемое непосредственно от игрового процесса. (т. е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) как основного мотива игры. | упускает из виду реальное содержание действия, в котором заключен его подлинный мотив, отражающийся в той или иной эмоционально эффективной окраске. Признавая определяющим для игры фактором функциональное удовольствие, или удовольствие от функционирования, эта теория видит в игре лишь функциональное отправление организма. |
теории Холла американский психолог | «теория рекапитуляции» | Игра является механизмом, с помощью которого ребёнок переходит с воспроизведения одной из стадий развития человечества на другую | Следовательно, игра представляет собой скорее бессознательное воспоминание прошлого — не собственного, а рода, — а не продукт фантазии, это — скорее мнемический процесс, а не проявление фантазии. Но последнее утверждение расходится с общепринятым мнением о том, что природа игры имеет фантазиеподобный характер. |
Зи́гмунд Фрейдавстрийский психолог, психиатр и невролог, Альфред А́длер | Фрейдистская, адлеровская | В игре проявляется неполноценность бегущего от жизни субъекта, не сумевшего совладать с ней, с жизнью. Из проявления творческой активности, игра превращается в свалку для того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от неё. | |
Лев Семёнович Выготский советский психолог | Ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, освобождаясь от ситуационной привязанности и выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам. При этом он не считает первопричиной игр удовольствие, не считает игру преобладающим типом деятельности ребёнка, но считает её элементом развития («отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию» — согласно теории о зоне ближайшего развития)[ | произвольно исключает те ранние формы игры, в которых ребенок не создает никакой мнимой ситуации. Исключая такие ранние формы игры, эта теория не позволяет описать игру в ее развитии. | |
Дмитрий Николаевич Узнадзегрузинский советский психолог и философ | Игра удовлетворяет функциональную потребность использовать развивающиеся функции, ещё не подключенные к реальной деятельности; это же определяет и содержание игры | ||
Л. Шаллером, М. Лацарусом, Х. Штейнталем немецкие психологи | теория “активного отдыха”, | Кроме пассивного отдыха, который мы имеем во сне, мы нуждаемся в активном отдыхе, в иной деятельности, свободной от всего угрюмого и тягостного, что связано с работой. Утомление от работы требует не только психофизической разрядки, но и психического, эмоционального отдыха, который может быть реализован только в активности, но эта активность должна развиваться на психическом просторе. | понятие игры должно охватывать и игру детей и игру взрослых. Причем функции игры у детей и взрослых могут быть совершенно различны. |
Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший: «… чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».
Наиболее распространенные теории игр в 19 – 20 веках:
К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.
К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.
К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.
З. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности.
Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.
Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые:
А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский высказываются за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.