Примерные темы курсовых работ по педагогике

1. А.С. Макаренко о детском коллективе.

2. А.С. Макаренко о труде и трудовом воспитании.

3. А.Ф. Иоффе как педагог-организатор.

4. Авторские школы в России.

5. Актуальные проблемы экологического воспитания учащихся.

6. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

7. Взаимосвязь обучения и развития детей.

8. Влияние стиля общения учителя и учащихся на процесс и результаты учебной деятельности.

9. Внеклассные формы организации обучения.

10. Воспитание как способ творческого освоения личностью национальной и мировой культуры.

11. Воспитание нравственных чувств.

12. Воспитание сознательной дисциплины.

13. Воспитание социальной активности учащихся во внеклассной работе.

14. Воспитание социальной ответственности у учащихся.

15. Воспитание у учащихся деловитости.

16. Воспитание у учащихся национального самосознания.

17. Воспитание учащихся в коллективе класса.

18. Воспитание учащихся в процессе занятий техническим и декоративно-прикладным творчеством.

19. Воспитание учащихся в процессе занятий физической культурой и спортом.

20. Воспитание учащихся в процессе игровой и досуговой деятельности.

21. Воспитание учащихся в процессе трудовой деятельности.

22. Воспитание учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности.

23. Воспитание учащихся в семье.

24. Воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования.

25. Воспитательная система школы.

26. Воспитательная система Я.Корчака.

27. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей.

28. Групповая форма организации деятельности учащихся на уроке.

29. Гуманистическая воспитательная модель образовательного учреждения: типологическое и особенное.

30. Демократические и гуманистические тенденции в развитии педагогики в современном мире.

31. Детские общественные организации в системе воспитания.

32. Дидактическая система К.Д. Ушинского: формирование интереса.

33. Дидактические средства преодоления отставания.

34. Дисциплинированность и предупреждение педагогической запущенности учащихся.

35. Дифференцированный подход в технологии формирования мотивации.

36. Домашняя работа учащихся: содержание и методы организации.

37. Дополнительное образование: цель, задачи, содержание.

38. Досуговая развивающая деятельность учащихся.

39. Единый государственный экзамен как современная технология и форма оценки уровня образовательной культуры учащихся.

40. Женские гимназии в России ХΙХ-начала ХХ вв.

41. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского

42. Закономерности и принципы обучения и их реализация в деятельности учителя.

43. Игра как средство воспитания и перевоспитания детей и подростков.

44. Игровые технологии обучения.

45. Индивидуализация обучения как средство развития творческих способностей учащихся.

46. Индивидуальные способности личности учителя и индивидуальный стиль работы.

47. Индивидуальный подход к учащимся и педагогический такт учителя.

48. Интегративный подход к формированию у воспитанников гуманистического мировоззрения.

49. Исследовательская деятельность школьников на уроке.

50. К.Д. Ушинский о труде и трудовом воспитании.

51. Кадетские корпуса в России ХVIII-середины ХIХ вв.

52. Классификации современных образовательных технологий.

53. Классификация методов обучения в современной дидактике.

54. Классификация нарушений в развитии детей.

55. Коллектив и неформальные группы.

56. Компьютеризация обучения и проблема развития личности школьника.

57. Контроль и оценка учителем собственных педагогических достижений.

58. Концепция развивающего и воспитывающего обучения в зарубежной и отечественной педагогике

59. Концепция развития и обучения Л.С. Выготского.

60. Культура контрольно-оценочной деятельности учителя.

61. Л.Н. Толстой о народном образовании.

62. Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе.

63. Личность школьника как объект и субъект воспитания.

64. Д.И. Менделеев о просвещении и подготовке учителя.

65. Место и роль классного руководителя в школе.

66. Место самовоспитания в педагогическом процессе.

67. Модернизация подготовки и повышения мастерства педагогических кадров сельской школы.

68. Модернизация системы обучения С. Френе на основе компьютерных технологий.

69. Мое педагогическое открытие работы К.Д. Ушинского «О необходимости сделать русские школы русскими».

70. Мотивация учебной деятельности младших школьников

71. Н.Н. Иорданский: жизнь и труд.

72. Народная педагогика о воспитании.

73. Наука добронравия Симеона Полоцкого.

74. Национальная двуязычная школа И.Я. Яковлева.

75. Нетрадиционные способы проведения уроков.

76. Нравственно-просветительские идеи Кирилла Туровского.

77. Общая характеристика и классификация методов обучения в современной дидактике.

78. Общая характеристика мотивов учебной деятельности школьников и их роль в учебном процессе.

79. Общечеловеческие ценности как системообразующий элемент в содержании современного образования.

80. Объективное и субъективное при организации учебного контроля.

81. Одаренные дети на уроке: дидактическая система работы с ними.

82. Опрос как средство обучения.

83. Организационная культура школы.

84. Организационные формы обучения, их развитие и применение в современной школе.

85. Организация вводных уроков в процессе мотивационно-самоорганизационного развития школьников.

86. Организация внеклассной воспитательной работы с учащимися.

87. Организация интегрированного урока.

88. Организация обучения и воспитания в ШкИДе (по В.Н. Сороке-Росинскому).

89. Организация практической деятельности школьников в процессе экологического воспитания.

90. Мотивационно-самоорганизационный аспект организации предметных олимпиад.

91. Организация творческого труда школьников (по И.П. Волкову).

92. Основные идеи и положения педагогики сотрудничества.

93. Основные тенденции и направления развития педагогической науки на современном этапе.

94. Особенности воспитательного процесса в малокомплектной сельской школе.

95. Особенности воспитательной работы в системе начального профессионального образования.

96. Особенности воспитательной работы в школе-интернате.

97. Особенности формирования познавательных интересов мальчиков и девочек.

98. Особенности формирования познавательных интересов учащихся (младшего, среднего и старшего школьного возраста).

99. Особенности традиционных технологий обучения.

100. П.Ф. Лесгафт о физическом воспитании детей и подростков.

101. Патриотическое воспитание школьников.

102. Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого.

103. Педагогическая риторика.

104. Педагогические воззрения В.Ф. Одоевского.

105. Педагогические идеи Я.А. Коменского.

106. Педагогические основы самовоспитания ученического коллектива.

107. Педагогические проблемы и их решение в школьном коррекционно-развивающем обучении.

108. Педагогические технологии адаптивной школы.

109. Педагогические требования к применению электронных средств обучения.

110. Педагогические требования к школьному учебнику (по специальности студента).

111. Педагогические условия развития у воспитанников эстетического вкуса.

112. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и его использование в современной школе.

113. Педагогическое наследие В.П. Вахтерова и его использование в современной школе.

114. Педагогическое наследие С.И Гессена и его использование в современной школе.

115. Педагогическое общение как технология.

116. Познавательная деятельность школьников и ее структура.

117. Половое воспитание школьников: историко-педагогический аспект.

118. Проблемы воспитания детей в семье.

119. Проблемы коррекционно-развивающего обучения.

120. Проблемы определения содержания образования в современной школе.

121. Проблемы определения целей и содержания образования в современной школе.

122. Проблемы семейного воспитания детей в неполной семье.

123. Продуктивная организация деятельности ученика на уроке.

124. Проектирование индивидуальных программ достижения воспитанниками «ситуаций успеха».

125. Профильное дифференцированное обучение.

126. Профориентационная работа в школе.

127. Психолого-педагогический портрет Н.Бора.

128. Развитие образования и науки в России в период правления Екатерины II.

129. Развитие образования и науки в России при Александре II.

130. Развитие русской национальной школы: проблемы, противоречия, перспективы.

131. Речевые средства формирования учебного интереса у школьников.

132. Роль оценки в учебном процессе, в мотивации учебной деятельности учащихся.

133. Роль педагогической теории в деятельности учителя.

134. Российская сельская школа как социокультурный феномен.

135. Самоменеджмент в деятельности педагога.

136. Самостоятельная работа учащихся на уроке.

137. Свободное воспитание: истоки, развитие, уроки.

138. Система антиалкогольного воспитания в школе.

139. Система антинаркотического воспитания в школе.

140. Система воспитания учащихся нетрадиционными средствами.

141. Система профилактической работы школы девиантного поведения воспитанников.

142. Современные школьные традиции.

143. Содержание гражданского воспитания старшеклассников.

144. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей.

145. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности учащихся на уроке в условиях сельской малокомплектной школы.

146. Специфика применения методов обучения и вариантов их сочетания в различных возрастных группах учащихся.

147. Стихийная социализация как педагогическая проблема.

148. Творческая составляющая учебников по выбранному курсу.

149. Технология деловой игры.

150. Технология модульного обучения и рейтингового контроля.

151. Технология обучения в малых классах.

152. Технология помощи воспитаннику, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

153. Технология проблемного обучения.

154. Технология программированного обучения.

155. Технология формирования мотивации и самоорганизации.

156. Традиции воспитания в русской крестьянской семье.

157. Трудности и ошибки молодых учителей в осуществлении контроля и оценки знаний, умений и навыков школьников.

158. Урок как целостная система (на примере конкретной технологии обучения).

159. Уроки труда – творчество учителя.

160. Условия выбора и творческого применения методов воспитания в коллективе учащихся, в отдельной группе и при индивидуальной работе.

161. Философско-педагогические проблемы образования на пороге XX-XXI столетий.

162. Философско-социологические проблемы современного образования.

163. Формирование готовности учащихся к труду и выбору профессии.

164. Формирование мыслительных операций у старшеклассников в учебной деятельности.

165. Формы и методы творческого содружества (научно-педагогические центры, школы-лаборатории, временные научные объединения и др.).

166. Художественное и историческое краеведение как средство нравственно-эстетического воспитания школьников.

167. Цивилизационная идентичность как педагогическая проблема.

168. Эксперимент в мотивационно-самоорганизационном обеспечении развивающего обучения сельских школьников.

Использованная литература

1. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: Методические рекомендации для студентов /Е.В. Бережнова.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 48 c.

2. ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления.- М.: Издательство стандартов, 1984.- 80 с.

3. Казакова А.Г. Роль и место курсовой и дипломной работ в организации учебно-исследовательской деятельности студентов: Методика их написания: Методическое пособие /А.Г. Казакова.- М.: ИПК СК.- Ч. 1, 2.

4. Краснов Б.И. Учебно-методическое пособие по подготовке и защите курсовых работ и дипломных исследовательских проектов /Б.И. Краснов, Г.И. Авцинова, Т.А. Мансуров.- М.: МГСУ "Союз", 1998.- 59 c.

5. Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ /И.Н. Кузнецов.- Минск: ООО"Сэр-Вит", 2000.- 256 c.

6. Курсовые и выпускные квалификационные работы по педагогике: Методические рекомендации для студентов /Сост.: И.П. Раковтис.- 3-е изд., перераб. и доп.- Архангельск: ПГУ, 2000.- 39 c.

7. Курсовые и дипломные работы по педагогике: Методические рекомендации для студентов /Сост. Ф.Б. Барашкова.- 2-е изд. перераб. и доп.- Архангельск: ПГУ, 1998.- 44 c.

8. Наквасина Е.Н. Требования к курсовым и выпускным квалификационным работам: Методические указания для студентов ЕГФ /Наквасина Е.Н.- Архангельск: ПГУ, 2001.- 31 с.

9. Научные работы: Методика подготовки и оформления /Сост.: И.Н. Кузнецов.- М.: Амалфея, 2000.- 544 с.

10. Оформление документов: Методические рекомендации на основе ГОСТ 6.30-97 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" /ФАСР.- М.: Научная книга, 1998.- 105 c.

11. Составление библиографического описания: Краткие правила /Межвед. каталогизац. комис. при Гос. б-ке СССР им. В.И. Ленина.- М.: Изд-во «Кн. Палата», 1991.- 224 с.

12. Чуковенков А.Ю. Оформление документов: Комментарий к ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" /А.Ю. Чуковенков, В.Ф. Янковая.- М.: Дело, 1999.- 228 с.- (Управление документацией)

13. Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗах: Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации /Ю. Эхо.-2-е изд., исправ. и доп.- М.: Вестник, 1997.- 240 c.

Приложение 1

Наши рекомендации