Тема 1.4. Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов
-Теоретические основы создания предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов;
- Понятие о предметно-развивающей среде, ее роль, цели и задачи;
- Влияние особенностей программ и УМК начального общего образования при создании предметно- развивающей среды;
- Педагогические условия создания предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Проектирование предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных классов.
- Нормативные документы, регламентирующие отбор оборудования и учебно-методических материалов для оснащения кабинета начальных классов.
- Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных классов
В соответствиисо стратегией модернизации российского образования Образовательное пространство школы, формируется на основе компетентностного подхода. Задача состоит в разработке и адаптации образовательной программы как основы образовательно-воспитательной программы конкретной школы.
В современных условиях мы понимаем, что знания - это не цель, а средство достижения другой цели - развития ребенка. Развитие - это не само знание, а умение его добывать, им пользоваться, умение его анализировать.
Современные подходы к организации образовательного процесса предполагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счет обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой и информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимодействия и становится современный кабинет. Каково содержание учебно-методического комплекса кабинета начальных классов и как оно может быть изменено? Каким он может стать, отличаясь от общепринятого представления?
Традиционно ученики начальных классов обучаются в России в условиях кабинетной системы. Школьный учебный кабинет за последние десятилетия успешно эволюционирует от стандартного места трансляции ЗУНов к пространству, обеспечивающему разнообразную деятельность учеников, различные формы взаимодействия в системах «учитель — ученик» и «ученик — ученик
Изменения в законодательных актах, касающихся содержания, оборудования и условий работы в кабинетах, отражают практически все аспекты модернизации образования. Так, валеологические параметры оценки кабинета становятся все разнообразнее, соответствуя экологическим требованиям к условиям организации пространства жизнедеятельности, а значения этих параметров, напротив, сужаются, конкретизируя оптимальные условия для участников образовательного процесса. Эти требования для учителя представляют инвариантную составляющую, выполнение которой строго оценивается при проведении внутришкольного контроля, в работе аттестационных комиссий и отслеживается членами жюри смотров и конкурсов.
В то же время в требованиях к средствам и оборудованию кабинета все чаще прослеживается предоставление учителю права выбора дидактических средств для реализации целей, которые отражены в образовательных стандартах. Однако реализация любого права выбора на практике требует как минимум достаточную вариативность объектов, из которых предлагается свободно выбирать, и владение выбирающим субъектом адекватными целям способами выбора оптимального варианта из возможных. Первое условие — вариативность объектов — зависит не только от учителя, но и от возможностей конкретной школы. Критерии выбора оптимального варианта оборудования, дидактического обеспечения, основ для систематизации оснащения кабинета — это прерогатива самого учителя.
Специфика оформления кабинета начальной школы основана на особенностях работы учителя, преподающего практически все учебные предметы, за исключением физической культуры, музыки, иногда ИЗО и технологии, а также заключается в особенностях восприятия учебного материала младшими школьниками.
Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя – это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: музыкальный центр, персональный компьютер (а в некоторых кабинетах – телевизор с видеомагнитофоном). В классной библиотеке уже не обойтись без энциклопедий и словарей.
Управление учебным кабинетом как составляющая профессиональной системы компетенций современного учителя начальной школы — это важный предмет разработки и исследования современной концептуальной педагогики. Успешность любого управления в первую очередь зависит от того, насколько четко управленец представляет себе цели своей деятельности. Как учитель формулирует свои цели в процессе управления кабинетом? Чем для него является кабинет: местом трансляции обязательныхЗУНов или пространством педагогического общения? В конечном счете все возможные вопросы, исследующие эту проблему, можно свести к одному: чьи интересы должен учитывать и обеспечивать учитель в своей деятельности по управлению учебным кабинетом?
Практика показывает, что вопрос не так банален, как кажется с первого взгляда. Часто учитель грамотно, правильными словами объясняет, что означает субъектность ученика, но в своем кабинете продолжает быть верным традициям фронтальной работы и в процессе внутришкольного контроля, представляя свой кабинет, демонстрирует, насколько удобно в нем преподавать, но не насколько удобно и комфортно в кабинете учиться.
В одном из исследований было выявлено, что до 30 % учителей начальной школы, организуя пространство и планируя развитие кабинета, исходят только из логики предметной дидактики начальной школы.
Кабинет должен помогать помогает реализовать цели:
образовательную | Наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников, типовых заданий. |
развивающую | |
воспитывающую | Российская атрибутика, информационный материал на нравственные темы. |
Оценка качества обустройства кабинета как дидактического ресурса должна отражать структуру учебного успеха ученика (знаю, могу, хочу, умею). Учебный кабинет как ресурс должен:
• содержать информационное обеспечение (ученик должен иметь возможность знать);
• быть обеспечен средствами, которые помогают поддерживать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической сферы (ученик должен иметь условия для проявления своих психофизиологических и психических возможностей, особенностей своих внутренних ресурсов, которые в совокупности составляют его могу);
• обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению разных предметов (ученику надо помочь осознать и развить собственный интерес к изучению этих предметов).
• быть обеспечен средствами, обучающими ученика практическим предметным, меж- и надпредметным навыкам (ученик должен иметь возможность научиться уметь);
Сопоставление совокупности профессиональных компетенций учителя начальной школы с вышеперечисленными критериями качества обустройства кабинетов выявляют конкретные компетенции, владение которыми обеспечивает высокое качество кабинета как дидактического ресурса личностно-ориентированного развивающего образовательного процесса. Так, недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности учителя проявится в том, что среди оборудования и оснащения кабинета будут преобладать те средства, которые отражают индивидуальный стиль деятельности учителя, но не будут предоставлять возможности для реализации индивидуального стиля деятельности разных учеников. Низкий уровень компетентности в области валеологии образовательного процесса «гарантирует» его ученикам утомляемость, сниженную работоспособность, проблемы со зрением, осанкой, вплоть до дидактогенных заболеваний. Проанализировать ресурсы и условия кабинета с профессиональной точки зрения, определить проблемы, сформулировать цели, выстроить план действий, организовать выполнение этого плана, получить результат и проанализировать его на соответствие результата заявленным целям — эти умения и навыки характеризуют управленческую компетентность учителя, который сознательно управляет своим кабинетом, а не просто выполняет «распоряжения сверху».
Учителя начальных классов желательно освоить технологии педагогического анализа ресурсов и условий образовательного процесса по обустройству классных комнат; изучить рекомендации по оснащению кабинета в соответствии с системой характеристик индивидуального стиля учебной деятельности ученика начальной школы; сформировать содержание паспорта учебного кабинета по специально разработанной форме, позволяющей учитывать качество обустройства по различным критериям, в том числе по принципам систематизации дидактического сопровождения образовательного процесса.
Кабинет, именно Кабинет с большой буквы, позволяет создать тот рабочий и тонкий эмоциональный настрой, при котором все слова учителя моментально могут быть подхвачены учениками. Настоящий кабинет предметника является не только фоном, красивым дополнением, но и инструментом, который мощно стимулирует ученика и становится помощником учителя. Именно поэтому кабинет является одной из важных составляющих образовательного процесса.
Каждый учитель стремится к такому содержанию учебно-методического комплекса кабинета, в который входят
1. Поурочное планирование, разработки уроков и материалы к ним, в том числе практические и тестовые задания, дидактические материалы:
• карточки для самостоятельных и групповых занятий;
• набор заданий контрольных работ в нескольких вариантах;
• карточки индивидуальных заданий;
• творческие работы учащихся;
2. Методическая и справочная литература для учителя, литература по вопросам психологии, педагогики и т. д.; литература для учеников:
· учебно-методические комплекты;
· дополнительная литература по предмету;
· словари и т. д;
3. Наглядные пособия (таблицы, схемы, графики), комплекты карт, планы, атласы, работы учащихся, предметы, муляжи, игрушки, применяемые в качестве наглядных пособий; тематические и предметные картины.
Кроме того желательно создать картотеку учебного оборудования, наглядных пособий для изучения каждой темы программы; картотеку с заданиями для осуществления дифференцированного подхода при обучении, организации самостоятельных работ и проведения контрольных работ
Современный кабинет, кроме методической базы, имеет, как правило, и разнообразные технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер, проекционная техника, принтер, сканер
Таким образом, традиционные ресурсы, используемые при оснащении кабинета как учебно-методического комплекса, можно объединить в две группы: научно-методические и технические.
Современный кабинет начальной школы — это «визитная карточка» учителя начальных классов, это пространство, которое требует особого подхода к оформлению и оснащению для «проживания» учителя и младших школьников, их развития, творчества, индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Учителю начальных классов приходится вникать во все события класса, следить за взаимоотношениями в нем, использовать демократический стиль общения с детьми и взрослыми, основанный на взаимном уважении и доверии, формировать доброжелательные отношения между участниками образовательного процесса, помнить о соблюдении такта и педагогической этики. То есть в классе должна быть создана творческая развивающая среда.
Развивающая образовательная среда – это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей становления индивидуальности детей и подростков, содержащихся в социальном, предметно-пространственном, технологическом и информационном компонентах среды. Любая образовательная среда неизбежно влияет на восприятие, психику, поведение и принятие решений, но только творческая образовательная среда обеспечивает саморазвитие свободной и активной индивидуальности.
Поэтому развитию социального, предметно-пространственного, технологического и информационного компонентов образовательной среды в начальном образовании должно быть уделено особое внимание.
КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ :
Социальный, предметно-пространственный, технологический, информационный.
Социальный компонент творческой образовательной среды– это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса.
Социальный компонент творческой среды может включать в себя:
- эмоционально насыщенную доброжелательную среду, которая позволит детям считать школу действительно значимым вторым домом, в котором каждый будет иметь свое место, где он будет проявлять положительное личностное отношение к тем, кто в этом доме находится;
-высокий уровень защищенности каждого ребенка от различного рода посягательств на его личность, отсутствие в классе «звезд» и «отверженных»;
-уникальную среду личных и личностных взаимоотношений, возникающую при «встрече» детей с педагогами, обладающих высокой культурой, ведущих нравственный образ жизни;
-человеческие связи и взаимоотношения, складывающиеся у детей при взаимодействии с учреждениями культуры (библиотеками, музеями, театрами и т.д.), клубами по интересам, досуговыми центрами, расположенными в городе;
-опыт взаимопомощи и совместной работы, складывающийся у детей при реализации совместных образовательных и социально-образовательных проектов.
Отражение в оборудовании кабинета этого компонента могут стать зона отдыха, классная библиотечка.